2-521/2012 решение о признании действий по взиманию платы за опломбирование приборов учета незаконными



Дело № 2-521/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2012 года           с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., при секретаре Осиновской Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия к ОАО «Белоярский тепловодоканал» о признании действий по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков) незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц потребителей, обратилось в суд с иском к ОАО «Белоярский тепловодоканал» о признании действий по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков) незаконными, мотивируя тем, что установка и опломбирование приборов учета холодного и горячего водоснабжения осуществляется ответчиком платно. Фактически происходит опломбирование соединения индивидуальных приборов учета с системой водоснабжения. Приборы учета при продаже уже имеют поверочную пломбу. Действия ответчика по предоставлению платной услуги по опломбированию приборов учета нарушают требования п.2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей».

В судебное заседание представитель истца не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика конкурсный управляющий Рябов Д.А. исковые требования не признал, пояснив, что в настоящее время предприятие деятельность по производству и передаче коммунальных ресурсов не осуществляет, следовательно, признать его действия противоправными и прекратить их по смыслу ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» не представляется возможным.

Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в соответствии со ст. 45 и 46 ГПК РФ, ст. 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Согласно положениям ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц потребителей.

В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: ТСЖ (ст.137), ЖСК и ЖК (ст. 110), управляющей организацией (ст.162) или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности (ст.164).

В силу пп. «а» п.17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в жилищном секторе потребителями услуг тепло и водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы... управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.

В силу п. 1 ст. 16 Закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Согласно ч. 2 указанной статьи Закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

<данные изъяты>

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее по тексту Правила) определено, что потребитель это гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, "коммунальные услуги надлежащего качества" - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом «г» п. 52 Правил предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.

Однако, права производить установку пломб за счет граждан-потребителей Правилами не предусмотрено. Обязанности производить опломбирование приборов учета или иного опломбирования, в том числе мест присоединения индивидуальных приборов учета к общему имуществу в многоквартирном доме не предусмотрено ни указанным нормативным актом, ни иными правовыми актами Российской Федерации.

В связи с изложенным платность опломбирования приборов учета, что является обязанностью управляющей компании в силу вышеуказанных норм, является не основанной на законе навязанной услугой.

Как усматривается из материалов дела, поводом для обращения в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц послужило обращение потребителя ФИО1 о навязывании ответчиком дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета горячей и холодной воды.

Из квитанции от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО «Белоярский тепловодоканал» приняло от ФИО1 <данные изъяты> рублей за опломбировку счетчиков.

Согласно ответу ОАО «Белоярский тепловодоканал» от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1 допуск приборов учета коммунальных услуг в эксплуатацию является платной услугой, в связи с чем возврат денежных средств заявителю не будет произведен.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Белоярский тепловодоканал» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.

На основании изложенного, суд находит исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия к ОАО «Белоярский тепловодоканал» по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков) незаконными подлежащими удовлетворению.

Согласно абз. 2 ст. 46 Закона при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать ответчика довести до сведения потребителей данное судебное решение в месячный срок с момента его вступления в законную силу через средства массовой информации Республики Хакасия.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия к ОАО «Белоярский тепловодоканал» о признании действий по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков) незаконными удовлетворить.

Признать действия ОАО «Белоярский тепловодоканал» по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков) незаконными.

Обязать ОАО «Белоярский тепловодоканал» довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации Республики Хакасия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ОАО «Белоярский тепловодоканал» в доход бюджета муниципального образования Алтайский район государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 31.10.2012 г.

Судья                                               О.М. Квасова