Дело № 2-21/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Алтайское 18 января 2011 года Алтайский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Ведищевой Л. А., при секретаре Скорых Д. М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шмаковой Л.В. Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, администрации Алтайского района Алтайского края о восстановлении срока для постановки на регистрационный учёт как нуждающейся в получении жилья вне очереди, признании права на получение безвозмездной субсидии для строительства или приобретения жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У С Т А Н О В И Л: Шмакова Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, администрации Алтайского района Алтайского края, о восстановлении срока для постановки на регистрационный учет как нуждающейся в получении жилья вне очереди, признании права на получение безвозмездной субсидии для строительства или приобретения жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истица обосновывает свои требования тем, что на основании личного заявления матери истицы - ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ и постановления комиссии по делам несовершеннолетних Солонешенского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ, она была определена в Алтайский детский <адрес>, где воспитывалась до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица воспитывалась в Рубцовской школе – интернате. Шмакова Л.В. обращалась в комитет администрации Алтайского края по образованию, в администрацию Алтайского района Алтайского края с просьбой о постановке на учёт на льготную очередь и предоставлении ей вне очереди жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, однако ответчиками был дан ответ, которым отказано в удовлетворении заявления. Просила восстановить срок для постановки на регистрационный учет для получения жилья вне очереди или получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья, и признать за Шмакова Л.В. право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретения жилья как лица относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании Шмакова Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, дополнив, что в установленный законом срок, до достижения 23-летнего возраста, она не обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на льготный учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, по причине незнания закона. Ответчик Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи при администрации Алтайского края в лице представителя Я.В.Попова, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ просит дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика. Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку на момент вступления Федерального закона №–ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ истице исполнилось 24 года, кроме того истица не относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Информация о возможности и порядке получения субсидии была общедоступна с января 2008 года, однако до момента подачи искового заявления истица не изъявила желания получить данную субсидию. Просят исключить их из числа ответчиков.\л.д.27-30\. Ответчик Администрация Алтайского сельсовета в лице представителя Метла О.А. в судебное заседание не явилась, телефонограммой сообщила, что просит дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования не признаёт. Представитель ответчика Администрации Алтайского района Плаунов С.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, пояснив суду, что истица в администрацию Алтайского района, администрацию Алтайского сельсовета с заявлениями о постановке на учёт для получения безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, как лицо имеющее статус сироты или лицо, оставшееся без попечения родителей, не обращалась. Постановлением администрации Алтайского района № от ДД.ММ.ГГГГ Шмакова Л.В. была поставлена на учёт для получения жилой площади как мать- одиночка. Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке в соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ. Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела Шмакова Л.В., 1973 года рождения, воспитывалась в детских домах Алтайского края: в Алтайском детском <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Рубцовской школе-интернате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.5-11). В собственности Шмакова Л.В. жилых строений и помещений не имеет. В соответствии с абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту- Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы указанного закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Аналогичные гарантии закреплены в Законе Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (ч.2 ст.4). Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.4 данного Закона, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья, порядок выдачи которой устанавливается администрацией Алтайского края. В соответствии с п.п.3.1, 3.3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №, право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» раскрываются в ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ. Так, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; -дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; -лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23-летнего возраста. В случае, если социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью лица, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была реализована до 23 лет, то данное право сохраняется за ним до реализации данной льготы. Право указанной категории лиц на внеочередное получение жилья предполагает их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доказательств, подтверждающих обращение Шмакова Л.В. в срок до достижения ею 23-летнего возраста, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве таковой, в судебном заседании не добыто, опровергается ответом администрации Алтайского сельсовета, согласно которому Шмакова Л.В. не стоит и не обращалась в жилищную комиссию Алтайского сельсовета по постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.38). Сведения о том, что Шмакова Л.В. была поставлена на учет для получения жилого помещения вне очереди как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суду не предоставлены. Напротив согласно постановлению администрации Алтайского района от ДД.ММ.ГГГГ № Шмакова Л.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как одинокая мать (л.д.42). В соответствии с ч.1 ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Таким образом, поскольку Шмакова Л.В. не реализовала право постановки на учет на внеочередное получение жилого помещения до достижения ею 23 лет, то оснований для признания за истицей права на получение безвозмездной субсидии для строительства или приобретения жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. У суда не имеется оснований для восстановления истице срока для постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении вне очереди как лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку уважительных причин пропуска срока на обращение в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на льготный учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, суду не предоставлено. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК. РФ, суд Р Е Ш И Л: Шмаковой Л.В. отказать в удовлетворении требований к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, администрации Алтайского района Алтайского края о восстановлении срока для постановки на регистрационный учет как нуждающейся в получении жилья вне очереди, признании права на получение безвозмездной субсидии для строительства или приобретения жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в 10-ти дневный срок через Алтайский районный суд со дня изготовления мотивированного решения. Судья Л. А. Ведищева. Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Л. А. Ведищева