Дело № 2-322/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Алтайское 09 июля 2012 года
Алтайский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Карань Л. П.,
с участием пом. прокурора Алтайского района Алтайского края Балахниной О. Г.,
при секретаре Семеновой О. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Алтайского района Алтайского края Карабина А. Г. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алтайского сельсовета Алтайского района Алтайского края о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земель отходами производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алтайского района Алтайского края Карабин А. Г. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Алтайского сельсовета Алтайского района Алтайского края о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земель отходами производства и потребления.
В обоснование требований истец указывает, что прокуратурой Алтайского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО Алтайский сельсовет Алтайского района Алтайского края, в ходе которой были выявлены грубые природоохранного законодательства.
Так, на земельном участке, расположенном в 200 метрах по направлению на север от дома № 14 по ул. Социалистическая в с. Алтайское Алтайского района, находящемся в границах МО Алтайский сельсовет на расстоянии 60 метров вдоль берега реки Каменка, имеется несанкционированная свалка бытовых и пищевых отходов, строительного мусора, бумаги, картона. Занимаемая площадь несанкционированной свалки около 4 000 кв.м. Данное место размещения отходов образовано жителями с. Алтайское и хозяйствующими субъектами, является несанкционированной свалкой. При сборе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем происходит загрязнение и захламление земли и подземных вод.
Мероприятия по защите земель от загрязнения и захламления отходами производства и потребления, других негативных воздействий не проводятся, в результате чего происходит деградация земли, а также гниение отходов, в результате чего происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний и непосредственной угрозе здоровью и жизни человека. Место размещения отходов не обваловано, в весенний период при таянии снега возможно попадание опасных веществ, образованных от распада отходов производства и потребления, вместе с талыми водами в реку Каменка.
Таким образом, при сборе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем происходит загрязнение и захламление земли и подземных вод. Разрешения на образование полигона (свалки) твердых бытовых отходов администрация Алтайского сельсовета не имеет.
На основании изложенного прокурор просит суд
- признать незаконным бездействие администрации Алтайского сельсовета Алтайского района Алтайского края по организации сбора, вывоза бытовых отходов в границах Алтайского сельсовета Алтайского района Алтайского края;
- обязать администрацию Алтайского сельсовета Алтайского района Алтайского края ликвидировать последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами, очистить земельный участок площадью 4 000 кв.м., находящийся в границах МО Алтайский сельсовет, расположенный в 200 метрах по направлению на север от дома № 14 по ул. Социалистическая в с. Алтайское Алтайского района Алтайского края.
В судебном заседании помощник прокурора Алтайского района Балахнина О. Г. заявленные исковые требования уточнила, просила суд
- признать незаконным бездействие администрации Алтайского сельсовета Алтайского района Алтайского края по организации сбора, вывоза бытовых отходов в границах Алтайского сельсовета Алтайского района Алтайского края;
- обязать администрацию Алтайского сельсовета Алтайского района Алтайского края в срок до 31 августа 2012 года ликвидировать последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами, очистить земельный участок площадью 4 000 кв.м., находящийся в границах МО Алтайский сельсовет, расположенный в 200 метрах по направлению на север от дома № 14 по ул. Социалистическая в с. Алтайское Алтайского района Алтайского края.
Представитель ответчика - администрации Алтайского сельсовета Алтайского района Метла О. А., действующая на основании доверенности от 09.02.2012, уточненные исковые требования не признала, пояснив, что захламленный земельный участок является природоохранной зоной и ответственность за его засорение возлагается как на юридических, так и на физических лиц, поэтому необходимо устанавливать нарушителей и привлекать их к ответственности. Администрация Алтайского сельсовета не располагает финансовыми средствами для ликвидации последствий загрязнения земель.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а также обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статьи 42, 58).
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – ФЗ от 10.01.2002 № 7), отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Аналогичные положения закреплены в ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (п. 3 ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ).
Таким образом, ширина водоохраной зоны реки Каменка составляет 200 метров, следовательно, несанкционированная свалка отходов расположена в пределах водоохраной зоны реки Каменка.
В силу п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещается размещение мест захоронения отходов производства и потребления.
Из смысла ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7 следует, что экологическая опасность от воздействия хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и граждан презюмируется.
Согласно акту осмотра объекта от 04 июня 2012 года, на земельном участке, расположенном в 200 метрах по направлению на север от дома № 14 по ул. Социалистическая в с. Алтайское Алтайского района на расстоянии 60 метров вдоль берега реки Каменка имеется несанкционированная свалка, которая образована в результате сброса твердых бытовых отходов на почву. Занимаемая площадь свалки примерно 4 000 кв.м. (л.д.5).
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 29.06.2012) «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – ФЗ от 24.06.1998 № 89), создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По смыслу вышеприведенных норм закона, деятельность по обращению с отходами включает в себя несколько этапов. Деятельности по утилизации отходов предшествует деятельность, связанная со сбором, и транспортировкой отходов в места, установленные для их хранения и захоронению.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 29.06.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п. 19 ст. 3 Устава МО Алтайский сельсовет Алтайского района Алтайского края, к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.14).
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.ч. 1 и 2 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 № 89).
С учетом вышеизложенного судом установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства администрация Алтайского сельсовета допустила захламление отходами земельного участка, находящегося в границах МО Алтайский сельсовет, и не принимает мер к его очистке и ликвидации несанкционированной свалки.
Вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (ч.2 ст.78 ФЗ от 10.01.2002 № 7).
Поскольку ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, так как эксплуатация данной свалки может привести к вспышке и распространению инфекционных заболеваний, уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Алтайского района Алтайского края Карабина А. Г. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алтайского сельсовета Алтайского района Алтайского края о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земель отходами производства и потребления удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации Алтайского сельсовета Алтайского района Алтайского края по организации сбора, вывоза бытовых отходов в границах Алтайского сельсовета Алтайского района.
Обязать администрацию Алтайского сельсовета Алтайского района Алтайского края в срок до 31 августа 2012 года ликвидировать последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами, очистить земельный участок площадью 4 000 кв.м., находящийся в границах МО Алтайский сельсовет, расположенный в 200 метрах по направлению на север от дома № 14 по ул. Социалистическая в с. Алтайское Алтайского района Алтайского края.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через районный в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья Л. П. Карань
Решение в окончательной форме составлено 13 июля 2012 года.
Председательствующий судья Л. П. Карань