2-1494/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Раевский 25 ноября 2010 года
Альшеевский районный суд РБ в составе:
председательствующего судьи Дацун О.В.,
истцов Беловой О.И., Белова Д.Н., Белова А.Е.,
ответчика- директора МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ ФИО4.
при секретаре Евграфовой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беловой О.И., Белова Д.Е., Белова А.Е. к МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ о возмещении морального вреда, суд
У С Т А Н О В И Л:
Белова О.И., Белов Д.Е., Белов А.Е. обратились в суд с исковым заявлением к МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ о возмещении морального вреда. Свои исковые требования мотивировали тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она состояла в зарегистрированном браке с ФИО1. От брака имеют двоих детей Белова Д.Е., 1981 г.р. и Белова А.Е., 1983 г.р.. Ее супруг и отец Белова Д.Е., Белова А.Е. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в МУП Раевский водоканал слесарем канализации 4 разряда. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 погиб на рабочем месте в результате несчастного случая. В составе бригады он был направлен на производство работ по продувке канализационных систем ПУ-111 на улицу <адрес> д.№ с. Раевский Альшеевского района. Около 09 часов ФИО2 не имея достаточных средств индивидуальной защиты, в том числе газоанализатора и газосигнализатора для контроля воздушной среды на загазованность, спустился в канализационный колодец, где из-за резкого поступления гнилостных газов потерял сознание. ФИО1 желая оказать помощь ФИО2 и вытащить его на поверхность, не имея достаточных средств индивидуальной защиты, в том числе и предохранительного пояса, спустился в канализационный колодец и также потерял сознание от вдыхания гнилостных газов. ФИО7 обнаружив, что находящиеся в канализационном колодце ФИО2 и ФИО1 не отвечают на его слова и не подают признаков активных действий, принял меры к вызову спасателей и скорой медицинской помощи. Прибывшие на место сотрудники пожарной части вытащили их из канализационного колодца, которые были мертвы.
Согласно заключения судебно-медицинского эксперта смерть ФИО1 наступила в результате острого отравления гнилостными газами.
Согласно акта № о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ причинами несчастного случая установлены:
Неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в недостаточном контроле за безопасным производством работ, т.е. выполнение работ с повышенной опасностью, связанной со спуском работника в канализационный колодец без наряда допуска, а также без проверки на загазованность и применения средств защиты, а также недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, в том числе на проведение обучения и проверки знаний по охране труда, выразившиеся в допуске к самостоятельной работе лиц не прошедших обучение и проверку знаний безопасным приемам и методам работ, использованию средств коллективной и индивидуальной защиты.
По результатам расследования комиссия пришла к выводу, что за допущенный несчастный случай несут ответственность ФИО3 мастер канализации и ФИО6 главный инженер МУП Раевский водоканал. Мастер канализационных сетей ФИО3 приговором мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ был признан виновным по ст.143 ч.2 УК РФ и подвергнут наказанию в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев, условно с испытательным сроком на 2 года. В связи с трагической гибелью мужа и отца им причинены тяжелейшие моральные страдания. Вся их жизнь и общие мечты о совместной жизни, строительстве для них дома разрушены. Одиночество и неопределенность в дальнейшей жизни угнетают истцов. Она и их дети лишились самого дорогого и близкого им человека, а в его лице защиту и поддержку. Их горе безмерно.
В связи с чем, просят суд взыскать в их пользу в возмещение морального вреда по 200 000 рублей каждому.
В судебном заседании истцы поддержали свои исковые требования, изложенные в исковом заявлении. Пояснили, что несчастный случай произошел из-за допущенного нарушения правил техники безопасности и правил охраны труда ФИО3, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил. По вине ответчика МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ погиб ФИО1 Приговором мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 признан виновным; на основании приговора истицы предъявляет иск к работодателю.
Ответчик МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ ФИО4, исковые требования признал частично и пояснил, что МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ является ответчиком и несёт ответственность по данному вопросу, признает моральный вред на сумму 100 тыс.руб. каждому истцу. Считает, что вина самих погибших тоже есть.
Признание иска ответчиком в части судом принято.
Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы гражданского и уголовного дела, суд приходит к следующему:
Из приговора и материалов уголовного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ директором государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище № (ПУ №) в адрес МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ была направлена заявка о производстве работ по продувке канализационных труб, ведущих от здания училища к центральной канализационной системе. На основании данной заявки ДД.ММ.ГГГГ директор МУП «Раевский Водоканал» ФИО5 на утренней планерке дал задание мастеру канализационных сетей ФИО3 устранить аварийную ситуацию в ПУ №. В соответствии с п.п. 2.7.7, 5.2.1, 5.2.2 и 5.2.7 ПОТ РМ – 025-2002 «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства», при выполнении работ на канализационных сетях необходимо применять предохранительные пояса, прошедшие соответствующие испытания на прочность, шланговые противогазы, кислородные изолирующие противогазы, газоанализаторы и газосигнализаторы, аккумуляторные фонари, защитные каски, шланги-вилки для открывания задвижек в колодцах, переносные лестницы; работы, связанные со спуском работников в колодцы и канализационные коллекторы, относятся к разряду опасных, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, и должны проводиться по наряду-допуску на выполнение работ повышенной опасности. ФИО3, являясь ответственным за действия работников бригады, в нарушение п.п. 2.7.7, 5.2.1, 5.2.2 и 5.2.7 ПОТ РМ – 025-2002 «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства» и п.п. 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.12 должностной инструкции мастера водопроводно-канализационного хозяйства МУП «Раевский водоканал» без оформления наряда-допуска на выполнение работ повышенной опасности направил ДД.ММ.ГГГГ около 09 часов бригаду работников МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ в составе слесарей канализационных сетей ФИО1, ФИО2, водителя ФИО7 на производство работ по продувке канализационных систем. ФИО2 не имея достаточных средств индивидуальной защиты, в том числе газоанализатора и газосигнализатора для контроля воздушной среды на загазованность, спустился в канализационный колодец, где из-за резкого поступления гнилостных газов потерял сознание. ФИО1 желая оказать помощь ФИО2 и вытащить его на поверхность, не имея достаточных средств индивидуальной защиты, в том числе и предохранительного пояса, спустился в канализационный колодец и также потерял сознание от вдыхания гнилостных газов. ФИО7 обнаружив, что находящиеся в канализационном колодце ФИО2 и ФИО1 не отвечают на его слова и не подают признаков активных действий, принял меры к вызову спасателей и скорой медицинской помощи. Прибывшие на место сотрудники пожарной части вытащили их из канализационного колодца, которые были мертвы.
Данные обстоятельства несчастного случая на производстве признаются сторонами и подтверждаются материалами дела.
По несчастному случаю на производстве, случившемуся ДД.ММ.ГГГГ следователем Белебеевского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по РБ возбуждено уголовное дело по ст. 143 ч. 2 УК РФ.
Приговором мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 признан виновным в нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, и осужден по ст. 143 ч. 2 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно на 2 года. Приговор вступил в законную силу (л.д.14-15).
В соответствии со ст.1064 ГК РФ- вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят на работу в МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ слесарем канализации 4 разряда. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 погиб на рабочем месте в результате несчастного случая (л.д.23)
Согласно п.9 акта № «О несчастном случае», несчастный случай произошел из-за неудовлетворительной организации производства работ, выразившееся:
- в недостаточном контроле за безопасным производством работ, т.е. Выполнение работ с повышенной опасностью, связанный со спуском работника в канализационный колодец без наряда-допуска, а также без проверки на загазованность и применения средств защиты, что является нарушением п. 5.2.1., 5.2.7 и 2.7.7 ПОТ РМ-025-2002 «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства» (л.д.24-29)
- недостатки в организации и проведении и проведении подготовки работников по охране труда, в том числе не проведение обучения и проверки знаний по охране труда выразившееся в допуске к самостоятельной работе лиц не прошедших обучение и проверку знаний безопасным приемам и методам работ, использованию средств коллективной и индивидуальной защиты и осуществления контроля за их применением, что является нарушением п.п. 2.1.1, 3.4, 3.7, ПОТ РМ – 025-2002 «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства»; п.п. 1.5,2.2.2 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»; ст. 212 Трудового кодекса РФ (л.д.30-33).
В результате чего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не имея достаточных средств индивидуальной защиты, в том числе предохранительного пояса, спустился в канализационный колодец, потерял сознание от вдыхания гнилостных запахов. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть ФИО1 наступила в результате острого отравления гнилостными запахами (л.д.34-44)
В соответствии со ст.212 ТК РФ – работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
Пострадавший от несчастного случая на производстве работник, а равно члены семьи погибшего в результате несчастного случая имеют право на возмещение морального вреда. В отличие от указанных выплат компенсация морального вреда осуществляется причинителем вреда, т.е. работодателем.
В соответствии со ст. 237 ТК моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
Обязанность компенсации морального вреда возлагается на работодателя при наличии его вины в причинении морального вреда, за исключением случаев, когда вред был причинен жизни или здоровью работника источником повышенной опасности (см. ст. 1100 ГК)
Согласно ст. 1099 ГК РФ - Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Согласно ст.1101 ГК РФ – компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
На основании ст. 1068 - юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Таким образом, в соответствии с вышеизложенным возместить вред, причиненный истцам обязан МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ.
Принимая во внимание степень физических и нравственных страданий, причиненных истцам, полученных вследствие потери родственных отношений в связи со смертью близкого им человеком, с учетом требований разумности и справедливости, конкретных обстоятельств дела с ответчика МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ, следует взыскать в пользу Беловой О.И., Белова Д.Е., Белова А.Е. моральный вред в сумме по 100 000 рублей.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истцы были освобождены, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей в пользу государства.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Исковое заявление Беловой О.И., Белова Д.Е., Белова А.Е. к МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ о возмещении морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ пользу Беловой О.И. компенсацию морального вреда в сумме 100000 (сто тысяч) рублей.
Взыскать с МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ пользу Белова Д.Е. компенсацию морального вреда в сумме 100000 (сто тысяч) рублей.
Взыскать с МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ пользу Белова А.Е. компенсацию морального вреда в сумме 100000 (сто тысяч) рублей.
Взыскать с МУП Раевский водоканал Министерства ЖКХ РБ госпошлину в доход государства в сумме 600 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Председательствующий судья: Дацун О.В.
Копия верна.
Судья:
Секретарь суда: