отмене решения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Альшеевский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гиззатуллина Т.С.,

при секретаре Пономаревой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каримова Р.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ о признании незаконным решения и установлении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Каримова Р.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ о признании решения УПФ РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ противоречащим федеральному закону, о включении в педагогический стаж периоды: работы старшей пионервожатой в Иштугановской восьмилетней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; слушателя и студентки физико-математического факультета Башкирского Государственного педагогического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (во время обучения находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); работы методистом детского сада Альшеевского МПМК № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, об обязании администрации УПФ РФ в <адрес> РБ назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ РФ в <адрес> РБ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, как педагогическому работнику, однако, решением УПФ РФ в <адрес> РБ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. При этом УПФ РФ в <адрес> РБ не включило в её педагогический стаж указанные выше периоды работы, учёбы и нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

В судебном заседании истица Каримова Р.Ф. свои исковые требования изменила и просит суд: признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи педагогической деятельностью; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> РБ включить в стаж для назначения досрочной пенсии периоды: работы старшей пионервожатой в Иштугановской восьмилетней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; слушателя и студентки физико-математического факультета Башкирского Государственного педагогического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (во время обучения находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ГУ УПФ РФ по <адрес> РБ назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика УПФ РФ в Альшеевском районе РБ Татарчук Ю.С. исковые требования Каримовой Р.Ф. не признала и пояснила, что Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № включение вышеперечисленных периодов в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей - не предусмотрено. Просит суд истице в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования истицы Каримовой Р.Ф. подлежащими к частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Установлено, что Каримова Р.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала старшей пионервожатой в Иштугановской восьмилетней школе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась по очной форме в Башкирском государственном педагогическом институте, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет.

ДД.ММ.ГГГГ истица Каримова Р.Ф. обратилась в УПФ РФ в <адрес> РБ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением УПФ РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности.

Стаж педагогической деятельности по представленным для назначения пенсии документам на ДД.ММ.ГГГГ составил 23 года 02 месяца. При этом не были включены в стаж педагогической деятельности периоды: работы старшей пионервожатой в Иштугановской восьмилетней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обучения в Башкирском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № включение вышеперечисленных периодов в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей - не предусмотрено.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается… работа в школах, в качестве штатных пионервожатых и время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В силу ч. 2 ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.

К времени обучения истицы Каримовой Р.Ф. в Башкирском государственном педагогическом институте непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Таким образом, суд считает возможным применение вышеуказанного Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № и включение периода работы истицы в должности старшей пионервожатой Иштугановской восьмилетней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и времени обучения по очной форме в Башкирском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12. 1980 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости.

Каримова Р.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет.

До вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В период нахождения истицы Каримовой Р.Ф. в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление ФИО1 и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трех лет.

Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В силу ч.2 ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации), следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Исходя из изложенного, суд считает, что период нахождения Каримовой Р.Ф. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет) подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Стаж педагогической деятельности истицы Каримовой Р.Ф. с включением в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию как педагогическому работнику, периодов: работы старшей пионервожатой Иштугановской восьмилетней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; времени обучения по очной форме в Башкирском государственном педагогическом институте, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на день обращения в ГУ УПФ РФ в <адрес> РБ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости составлял более 25 лет.

Исковые требования истицы Каримовой Р.Ф. в части включения в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов: учебы в подготовительном отделении Башкирского государственного педагогического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в академическом отпуске по состоянию здоровья с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в академическом отпуске по уходу за грудным ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат к удовлетворению, так как эти периоды не являются периодами обучения в Башкирском государственном педагогическом институте и не являются периодами нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

С ответчика подлежат взысканию в пользу истицы Каримовой Р.Ф. ее затраты по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 195-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Каримовой Р.Ф. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Каримова Р.Ф. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Признать право Каримова Р.Ф. на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ назначить Каримова Р.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж для назначения досрочной пенсии периоды: работы старшей пионервожатой в Иштугановской восьмилетней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обучения по очной форме в Башкирском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении исковых требований истицы Каримовой Р.Ф. в части включения в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов: учебы в подготовительном отделении Башкирского государственного педагогического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в академическом отпуске по состоянию здоровья с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в академическом отпуске по уходу за грудным ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Взыскать с ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ в пользу истицы Каримова Р.Ф. ее затраты по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Верховный суд РБ путем подачи жалобы через Альшеевский районный суд РБ.

Судья Т.С. Гиззатуллин.