по иску Нигматшина Х.Х. к ГУ-УПФ РФ в Альшеевском районе РБ о признании незаконными действий по отказу в перерасчете пенсии



2-505/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Раевский 18 мая 2011 года

Альшеевский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Дацун О.В.,

при секретаре Евграфовой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нигматшина Х.Х. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Альшеевском районе РБ о признании незаконными действий по отказу в перерасчете пенсии, суд

У С ТАНОВИЛ:

Нигматшин Х.Х. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Альшеевском районе РБ, в котором просит: признать неправомерным действия Управления Пенсионного фонда отказывающего произвести перерасчет пенсии с районным коэффициентом 1,7; обязать ГУ – УПФ РФ в Альшеевском районе РБ произвести перерасчет выплачиваемых пенсий и компенсационных выплат к ней с учетом районного коэффициента 1,7 установленного к заработной плате работникам производственных и непроизводственных отраслей в ЗАТО г. Межгорье.

Свои исковые требования истец обосновывает тем, что его трудовая деятельность началась с 19 июля 1971 года. В общей сложности он проработал более 25 лет, из них 14 лет 7 месяцев 29 дней проработал в районе строительства объектов в г. Белорецк-16 (в настоящий момент ЗАТО г. Межгорье). В период работы получил инвалидность 3 группы. Пенсия ему была назначена с учетом льгот предусмотренных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978г. № 487-152, а именно: с районным коэффициентом к заработной плате – 1,7, т.е., льготы, установленные для строителей БАМа. Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1995г. № 687, за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г. Межгорье были сохранены ранее предоставленные льготы, законность которых подтверждены определением Верховного суда РФ (дело № 49ГОО-29), Постановлением ФАС Уральского округа (№ 809-3713/06-С1 по делу № А07-17979/05). В 1999 году по программе переселения с семьей переехал в Альшеевский район, где ему сразу снизили размер пенсии. Во внесудебном порядке не решить возникший спор.

Представители ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Альшеевском районе РБ Татарчук Ю.С., действующая на основании доверенности № 1 от 11.01.2011 года и Мирсаяпова З.Ф., действующая на основании доверенности № 11 от 12.05.2011 года исковые требования не признали и пояснили, что истец Нигматшин Х.Х. обратился в Управление с заявлением (вх. № 284/77-ЗН от 02.02.2011г.), которое содержало просьбу произвести перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента по закону. Управлением на письменное обращение дано разъяснение со ссылкой на законодательство. Также пояснили, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, который не предусматривает начисление районного коэффициента к трудовым пенсиям. Пунктом 2 статьи 30 названного Закона предусматривается лишь установление повышенного соотношения заработков (в пределах не свыше 1,4; 1,7; или 1,9) при конвертации пенсионных прав лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, а также лицам, независимо от места жительства, указанным в абзаце первом подп.6 п.1 ст.28 Закона (мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они по состоянию на 01.01.2002г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет). Нигматшин Х.Х. проработал в г. Межгорье 12 лет 19 дней, т.е. требуемой продолжительности работы не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера у истца не имеется, и кроме того, в настоящее время он в г. Межгорье не проживает. Из этого следует, что право на установление пенсии с применением повышенного отношения заработков по Закону от 17.12.2001г. у Нигматшина Х.Х. отсутствует. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.061978г. № 487-152 было установлено, что на работников, занятых на строительстве в районе ЗАТО г. Межгорье и обслуживании в районе строительства объектов, распространяются условия оплаты труда и льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1974г. № 561, в частности, льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Указ Президента Российской Федерации от 08.07.1995г. № 687 «О преобразовании строящегося на территории Республики Башкортостан специального объекта в закрытое административно-территориальное преобразование – г. Межгорье» не устанавливает каких-либо льгот в области труда и социальной защиты населения, а лишь предусматривает сохранение существующих льгот.

Суд, выслушав стороны и исследовав материалы дела не находит исковые требования истца Нигматшина Х.Х. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, Нигматшин Х.Х. с 2 июня 1982 года по 20 июня 1994 года работал на строительстве объектов в г. Белорецк-16 (в настоящий момент ЗАТО г. Межгорье). С 10 мая 1994 года ему назначена пенсия по инвалидности 3 группы. При назначении пенсии отделом социальной защиты населения г. Межгорье был применен указ Президента Российской Федерации от 08.07.1995г. № 687 «О преобразовании строящегося на территории Республики Башкортостан специального объекта в закрытое административно-территориальное преобразование – г. Межгорье». В соответствии с данным указом был применен районный коэффициент к заработной плате 1,7. Действие данного Указа распространялось на граждан, работающих и проживающих в г. Межгорье. В 1999 году по программе переселения истец с семьей переехал в Альшеевский район.

2 февраля 2011года Нигматшин Х.Х. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Альшеевском районе РБ с заявлением с просьбой сделать перерасчет пенсии по закону и по справке о зарплате до 10 февраля 1994 года.

Ответчиком на письменное обращение Нигматшина Х.Х дано разъяснение № 963/77 от 25.02.2011 года.

Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, который не предусматривает начисление районного коэффициента к трудовым пенсиям.

Пунктом 2 статьи 30 названного Закона предусматривается лишь установление повышенного соотношения заработков (в пределах не свыше 1,4; 1,7; или 1,9) при конвертации пенсионных прав лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, а также лицам, независимо от места жительства, указанным в абзаце первом подп.6 п.1 ст.28 Закона (мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они по состоянию на 01.01.2002г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет).

При этом органы, осуществляющие пенсионное обеспечение руководствуются перечнем территорий, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В данном перечне г. Межгорье отсутствует, в связи с чем установление пенсии гражданам, работавшим и проживающим в г. Межгорье должно производиться на общих основаниях, т.е. без применения льгот, предусмотренных законодательством в связи с работой на Крайнем Севере.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.061978г. № 487-152 было установлено, что на работников, занятых на строительстве в районе ЗАТО г. Межгорье и обслуживании в районе строительства объектов, распространяются условия оплаты труда и льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1974г. № 561, в частности, льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Указ Президента Российской Федерации от 08.07.1995г. № 687 «О преобразовании строящегося на территории Республики Башкортостан специального объекта в закрытое административно-территориальное преобразование – г. Межгорье» не устанавливает каких-либо льгот в области труда и социальной защиты населения, а лишь предусматривает сохранение существующих льгот.

Согласно изложенному, при осуществлении пенсионного обеспечения лиц, занятых на строительстве и обслуживании в районе строительства ЗАТО г. Межгорье должны применяться нормы, установленные нормативными правовыми актами Союза ССР для граждан, работавших в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то есть право на пенсию у мужчин возникает по достижении 55 лет и общем стаже работы не менее 25 лет и у женщин – по достижении 50 лет и общем страже работы не менее 20 лет, если они проработали в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 20 лет. При этом стаж (не менее 20 лет в МКС) всегда исчислялся и исчисляется календарно.

Кроме того, действие данного Указа Президента Российской Федерации распространяется только на лиц, работавших на предприятиях и в учреждениях, находящихся на территории г. Межгорья и проживающих в г. Межгорье. Гражданам, работавшим на государственных предприятиях г. Межгорья, но проживающих в настоящее время за его пределами, не могут быть предоставлены льготы, предусмотренные названным Указом Президента Российской Федерации.

Судом установлено, что Нигматшин Х.Х. проработал в г. Межгорье 12 лет 19 дней, т.е. требуемой продолжительности работы не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера у истца не имеется, в настоящее время он в г. Межгорье не проживает.

Из этого следует, что право на установление пенсии с применением повышенного отношения заработков по Закону от 17.12.2001г. у Нигматшина Х.Х. отсутствует.

Правильность данной позиции подтверждена в п.п. «д» п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», которым разъяснено, если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народно-хозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться по общему правилу: в размере не свыше 1,2 либо в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (повышенное отношение заработков) при наличии к тому оснований (пункт 2 статьи 28, пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ).

Таким образом, оснований для применения районных коэффициентов, установленных органами государственной власти СССР на период строительства объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Закона от 17.12.2001г. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Нигматшина Х.Х. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Альшеевском районе РБ о признании незаконными действий по отказу в перерасчете пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.

Председательствующий судья: Дацун О.В.

Копия верна.

Судья:

Секретарь суда: