О восстановлении пенсионных прав



Дело № ФИО5

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Алнашский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Краснова Ю.К.,

при секретаре Конюховой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> УР о восстановлении пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 (далее по тексту истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Удмуртской Республики (далее по тексту ответчик Управление ПФ), где просит признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление ПФ включить в его специальный педагогический стаж период службы в Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить и выплачивать ему пенсию со дня обращения за ее назначением с ДД.ММ.ГГГГ.

Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление ПФ с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, более 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением ПФ вынесено решение № об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого двадцатипятилетнего педагогического стажа - зачтённый Управлением Пенсионного Фонда специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии составил 23 года 05 месяцев 27 дней.

С отказом Управления пенсионного фонда в <адрес> УР не согласен, считает, что решение незаконное, поскольку Управлением пенсионного фонда в его стаж не зачтён период его военной службы по призыву в Вооружённых силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего - 1 год 06 месяцев 08 дней).

В судебном заседании истец ФИО5 на удовлетворении иска настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО4 - юрисконсульт Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> УР, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, ссылаясь, что с ДД.ММ.ГГГГ вопросы назначения пенсии регулируются ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», которому обратная сила не придана.

Из представленного ответчиком письменного возражения на иск усматривается, что Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

В соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста;

Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Правила), которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Законность принятия Правительством РФ Списков и Правил подтверждена определениями Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О и от ДД.ММ.ГГГГ №-О.

Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В связи с тем, что служба в Вооруженных силах СССР не указана в Списке, а соответственно не относится к педагогической деятельности - зачет истцу в педагогический стаж периода службы в Вооруженных силах СССР будет являться необоснованным.

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в п. 9 ст. 30 предусматривает, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом, исходя из правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О и от ДД.ММ.ГГГГ №-О, и изданных на их основе Разъяснений Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденных Постановлением Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №) следует, что основным условием применения ранее действующего порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ является - полная выработка гражданином (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта необходимого общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Правомерность указанной позиции подтверждена Конституционным судом РФ в постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ

Спорный период службы истца в Вооруженных силах СССР имел место в 1985-1987 годах. В указанный период пенсионное обеспечение педагогических работников регламентировалось Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение №).

Согласно пп. «г» п. 1 и п. 4 Положения № - учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР… - при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Положение № не применяется на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.

На указанный день у истца отсутствовало 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии Положением №, а соответственно период службы в составе Вооруженных Сил СССР не подлежал включению в педагогический стаж. Кроме того, на указанный день у истца отсутствовал необходимый стаж работы, дававший право на пенсию за выслугу лет, а значит в соответствии с Разъяснениями Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № - исчисление педагогического стажа истцу должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости.

Действовавший с ДД.ММ.ГГГГ Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и изданные на основе его положений Списки профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» не предусматривали включение службы в составе Вооруженных Сил СССР в педагогический стаж.

Истец не выработал специальный стаж до дня отмены Положения № - не приобрел право на досрочную пенсию в соответствии с ранее действующим законодательством - Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № и соответственно исчисление педагогического стажа истцу должно производиться в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Педагогический стаж истца составляет менее необходимых 25 лет и истец на момент обращения за назначением пенсии права на досрочное пенсионное обеспечение не имеет.

Выслушав истца, представителя ответчика и изучив материалы дела, суд устанавливает следующие юридически значимые обстоятельства по делу.

Судом установлено, что ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ по день обращения за назначением пенсии работает в учреждениях для детей, что подтверждается копией трудовой книжки, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, отработавшему в учреждениях для детей более 25 лет.

Решением Управления ПФ № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку было установлено, что специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью у него менее 25 лет и составляет 23 года 05 месяцев 27 дней.

При этом из специального педагогического стажа был исключён период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки военного комиссариата, военного билета и учетной карточки офицера ФИО5 проходил срочную военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Данные обстоятельства установлены судом в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Согласно п.п. 1 ст. 27 ФЗ « 173 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» (с последующими изменениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, следующим гражданам: подпункт 19: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ).

Таким образом, обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтверждённой соответствующими документами.

Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.

Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, как выше указывалось, с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается сторонами.

Суд считает, что требования истца должны быть удовлетворены, поскольку на день обращения истца за трудовой пенсией и приёма ответчиком его заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истца составляла более 25 лет (25 лет 05 дней), то есть право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникло у него со дня обращения за назначением пенсии. При этом период службы в рядах Вооружённых Сил СССР подлежал включению в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционно право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых случаях.

С учётом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ, а также в определении за №-О от ДД.ММ.ГГГГ, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период деятельности.

Предметом спора является период службы истца в Вооружённых Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть, когда действовал Закон СССР «О государственных пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее по тексту постановление СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ №).

Приложением к постановлению СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ № являлось «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», подпунктом «г» пункта 1 которого учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооружённых Сил СССР.

В соответствии с пунктом 4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ № «Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию».

Данное условие в рассматриваемом споре выполнено. Так, 2/3 требуемого для назначения пенсии 25 летнего стажа педагогической деятельности, составляет 16 лет и 8 месяцев. Зачтённый ответчиком педагогический стаж работы истца в должностях и учреждениях, работа в которых даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 23 года 05 месяцев 27 дней, что намного превышает требуемые 16 лет и 08 месяцев, установленные пунктом 4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ №.

Кроме этого, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда за второй квартал 2007 года определено, что «Согласно правовой позиции Конституционно Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, а также в ряде определений, ст. 6 (ч. 2,15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18,19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано». Законодатель же не принял мер для создания правовой определённости, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периода службы в рядах Вооружённых Сил ССР. При этом Верховный Суд РФ указал на то, что данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачёта, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.

Исходя из изложенного, суд признаёт, что в рассматриваемом споре данное условие истцом соблюдено, поэтому в силу действовавшего в спорный период законодательства, период службы истца в рядах Советской Армии, составляющий 01 год 06 месяцев 08 дней, подлежит включению в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В связи с изложенным, ссылка ответчика на разъяснения Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что исчисление педагогического стажа истцу должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой, являются несостоятельными, поскольку в спорный период до ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, которым был утверждён Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Возможность включения в педагогический стаж службы в составе Вооружённых Сил СССР была предусмотрена пунктом 1 подпункта «г» указанного Положения.

Положение от ДД.ММ.ГГГГ № признано недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в спорный период, как указывалось выше, действовало Положение от ДД.ММ.ГГГГ №.

При включении в специальный педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на ДД.ММ.ГГГГ - 23 года 05 месяцев 27 дней, периода службы в рядах Советской Армии (01 год 06 месяцев 08 дней), он составит 25 лет 00 месяцев 05 дней, что позволяет принять решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости со дня обращения истца с заявлением о назначении пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение Управления ПФ РФ в <адрес> УР за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконно и необоснованно, поэтому подлежит удовлетворению требование истца о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости со дня обращения за её назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

С учётом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статьи 98 ГПК РФ, должна быть возложена обязанность по возмещению ему судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в сумме 200 рублей, расходы на которую подтверждены квитанцией.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> УР о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в <адрес> УР № от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> УР включить в специальный педагогический стаж ФИО1 период его службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить и выплачивать пенсию ему со дня обращения его за назначением с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> УР в пользу истца ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче иска в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вынесения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Ю.К. Краснов

Копия верна судья

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЗОЛЮТИВАНАЯ ЧАСТЬ

ДД.ММ.ГГГГ Алнашский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Краснова Ю.К.,

при секретаре Конюховой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> УР о восстановлении пенсионных прав,

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> УР о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в <адрес> УР № от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> УР включить в специальный педагогический стаж ФИО1 период его службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить и выплачивать пенсию ему со дня обращения его за назначением с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> УР в пользу истца ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче иска в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вынесения.

Председательствующий Ю.К. Краснов