О признании невыдачи ваучера



Дело ФИО1

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Алнашский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Краснова Ю.К.,

при секретаре Пестовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к <адрес> и Муниципальному образованию «Алнашское» о признании невыдачи приватизационного чека (ваучера и признании права на получение дивидентов по невыданному приватизационному чеку (ваучеру),

         УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее по тексту истец) обратился в суд с исковым заявлением к <адрес> и Муниципальному образованию «Алнашское» (далее по тексту ответчики) о признании факта начисления дивидентов по приватизационному чеку (ваучеру).

Иск мотивирован тем, что имея ордер на жилье по <адрес>, кВ. 8 <адрес> был не прописан и не числился нигде и ни в каких списках граждан, проживающих на территории <адрес> и <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В адрес ответчиков было подано заявление ДД.ММ.ГГГГ, каких-либо ответов не получал, не участвовал в приватизации жилья, не получал талоны на питание. Не получал приватизационного чека стоимостью 10 000 рублей, чем был лишен права вложить свой чек в какую-либо организацию и получать дивиденты, данного права лишен по настоящее время по вине ответчиков. Работал в <данные изъяты> которая является нефтяной отраслью и в данной отрасли получал бы дивиденты, где выплачиваются по настоящее время.

Просит восстановить срок на подачу иска и признать факт начисления дивидентов с ответчиков.

В дополнительном заявлении к исковому заявлению просит назначить дивиденты и производить начисления обязав с 2011 года на сумму 1000 000 рублей пожизненно.

В судебном заседании истец ФИО1 требования уточнил, требуя признать, что приватизационный чек (ваучер) ему не выдавался и признать право на получение дивидентов по невыданному ваучеру.

Ответчик по делу - представитель <адрес> ФИО3, действующий на основании доверенности, с иском не согласился, мотивируя тем, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд и, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку истец с заявлением о получении ваучера не обращался.

Представитель Муниципального образования «Алнашское» в суд не явился, направили заявлении о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судом с согласия участников процесса принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя Муниципального образования «Алнашское» в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, представителя ответчика и изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что иск ФИО1 удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 был зарегистрирован на территории <адрес> Удмуртской Республики с февраля 1993 года (<адрес>), где проживает и по настоящее время.

Соглсно Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в целях ускорения передачи государственного имущества гражданам России и привлечения к процессу приватизации широких слоев населения, во исполнение требований Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год с ДД.ММ.ГГГГ введена в действие в Российской Федерации система приватизационных чеков (приватизационных счетов), в связи с чем каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить по одному приватизационному чеку равной номинальной стоимости каждого выпуска; регламентирован порядок обращения и погашения приватизационных чеков выпуска 1992 года; а также продлено действие приватизационных чеков выпуска 1992 года на период до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Совету Министров - Правительству Российской Федерации поручено обеспечение подготовки и реализации мер по организации и финансированию проведения в указанный период чековых аукционов, включая межрегиональные.

Приватизационные чеки (ваучеры) выдавались согласно Инструкции «О порядке выдачи приватизационных чеков гражданам Российской Федерации», зарегистрированного в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 203 и утвержденного распоряжением Госкомимущества России от ДД.ММ.ГГГГ N 369-р (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно п. 1 приватизационные чеки являются государственными ценными бумагами, имеющими номинальную стоимость в рублях и подлежащими целевому использованию в процессе приватизации федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Круг субъектов, имеющих право на получение чеков, и основные положения о порядке и сроках их выдачи определены Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "О порядке выдачи приватизационных чеков выпуска 1992 года отдельным категориям граждан".

Выдача чеков гражданам Российской Федерации и их законным представителям производится работниками Сбербанка Российской Федерации в его отделениях, филиалах и агентствах (далее по тексту - учреждения Сбербанка) или в помещениях, специально выделенных Сбербанку для этих целей.

При выдаче чека взимается комиссионный сбор в размере 25 рублей, который уплачивается работнику Сбербанка, выдающему чек. Не облагаются комиссионным сбором чеки, выдаваемые:

- военнослужащим срочной службы Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские формирования;

- лицам, получающим чеки за недееспособных граждан (кроме несовершеннолетних детей);

- детям (подросткам), находящимся на полном государственном обеспечении;

- гражданам, постоянно проживающим в домах престарелых и домах инвалидов;

- неработающим инвалидам и одиноким пенсионерам.

В случае смерти лица, имеющего право на получение приватизационного чека, право получения чека приобретают его наследники в соответствии с п. 2.15 настоящей Инструкции.

Настоящая Инструкция является документом, обязательным к исполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае возникновения в процессе выдачи чеков ситуаций, порядок разрешения которых не предусмотрен настоящей Инструкцией, они разрешаются в каждом конкретном случае на местах территориальными комиссиями на основании действующего российского законодательства.

Согласно п. 2 выдача чеков осуществляется по спискам, направляемым в учреждения Сбербанка территориальными комиссиями.

Списки граждан, имеющих право на получение чеков, составляются комиссиями на местах (на основании списков, представляемых органами первичного учета населения) с привлечением местных органов МВД (в части уточнения и корректировки списков), представителей воинских частей, пограничных, внутренних и железнодорожных войск, а также других министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские части и формирования; Федеральной миграционной службы, отделов записи актов гражданского состояния; других заинтересованных учреждений и ведомств. Списки составляются с указанием фамилии, имени, отчества получателя, данных паспорта или документа, его заменяющего (справка по форме N 9 со штампом прописки из органов внутренних дел; для военнослужащих - удостоверение личности или военный билет, для несовершеннолетних - свидетельство о рождении) и прописки в соответствии с порядком, указанным в Приложении Инструкции.

Все граждане России имеют право в учреждениях (организациях) первичного учета населения ознакомиться с первичными списками и обжаловать невнесение или исключение их из списков. Заявления о нарушении прав граждан, связанных с получением чеков, подаются в комиссии и должны быть рассмотрены в недельный срок. Решение комиссии может быть обжаловано как в вышестоящей комиссии, так и в районном (городском) народном суде.

Работники Сбербанка, привлекаемые к выдаче чеков, должны быть проинструктированы о порядке идентификации личности получателя чека, порядке выдачи чека и заполнения соответствующих документов (контрольных талонов, списков).

Составленные по форме списки лиц, имеющих право на получение чеков, передаются комиссиями в учреждения Сбербанка РФ без указания данных паспорта (или документа, его заменяющего) и сведений о прописке граждан. Эти данные вписываются работником Сбербанка в списки и в контрольные талоны на основании документов, предъявленных получателями. Списки граждан - получателей чеков, составленные по форме с указанием паспортных данных и сведений о прописке, являются документами для служебного пользования.

Получатель чека и работник Сбербанка, выдающий чек, расписываются в контрольном талоне; кроме этого, работник Сбербанка расписывается также в списке получателей чеков. После заполнения списки возвращаются Сбербанками в соответствующие территориальные комиссии.

При выдаче чеков работник Сбербанка обязан отрезать контрольные талоны к ним. Талоны доставляются в территориальные комиссии. Данные, внесенные в контрольные талоны, проверяются комиссиями путем сверки с имеющимися в комиссиях списками получателей. Контрольные талоны и списки, равно как и документы, удостоверяющие право получения чека за другое лицо, хранятся в комиссиях до окончания срока их работы, а впоследствии передаются в территориальные комитеты по управлению имуществом.

При выдаче чека работник Сбербанка ставит печать учреждения Сбербанка, выдавшего чек, на самом чеке и на контрольном талоне. Чек без печати учреждения Сбербанка считается недействительным.

Вместе с чеком получателю выдается Памятка, содержащая подробные сведения о возможных способах и порядке использования чека. Изготовление необходимого количества памяток, их рассылка по соответствующим учреждениям Сбербанка осуществляются территориальными комиссиями.

Чеки на несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет выдаются их родителям по месту прописки ребенка на основании паспорта одного из родителей, содержащего запись о наличии ребенка, и свидетельства о рождении (кроме случаев, предусмотренных в п.2.12 настоящей Инструкции).

При отсутствии у ребенка родителей чек выдается его опекуну, попечителю, или родственнику, по месту жительства которого ребенок прописан.

Лица, достигшие 16-летнего возраста и имеющие паспорт, получают чеки самостоятельно.

В случае невозможности получения чека гражданином лично (длительная болезнь, командировка, нахождение в труднодоступных местах и др.) чек за него (и его детей) может быть получен другим лицом по доверенности, заверенной в установленном законом порядке (ст. 65 Гражданского кодекса РСФСР).

Лица, временно находящиеся за пределами Российской Федерации (в длительных загранкомандировках, работающие по контракту, обучающиеся в странах СНГ и других государствах), в течение 1993 года могут приехать и получить чеки лично (по месту их последней прописки в Российской Федерации), обратившись в соответствующую территориальную комиссию.

При отсутствии возможности личного приезда чеки за них могут быть получены до ДД.ММ.ГГГГ по доверенности, заверенной консульским должностным лицом Российской Федерации в стране пребывания доверителя, любым гражданином Российской Федерации (или юридическим лицом), на чье имя оформлена доверенность, по месту прописки доверителя (Приложение )

Этой же доверенностью указанные лица могут доверить и получение чеков за своих несовершеннолетних детей (или за детей, чьими законными представителями они являются). Представления свидетельства о рождении ребенка при наличии доверенности, заверенной консульским должностным лицом, не требуется.

При выдаче чека по доверенности на оборотной стороне контрольного талона в графе "особые отметки" работником Сбербанка, выдающим чек, делается запись: "Приватизационный чек выдан по доверенности". При этом к контрольному талону прикладывается экземпляр доверенности.

Граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие за ее пределами (за исключением военнослужащих и членов их семей), приобретают право на получение чеков только по возвращении в Россию для постоянного проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение срока действия чека.

Граждане Российской Федерации, имеющие право на получение чеков, но не получившие их в установленные сроки по независящим от них обстоятельствам (стихийные бедствия, нахождение в отдаленных и труднодоступных местах, болезнь, неоправданная волокита со стороны должностных лиц по оформлению необходимых документов и иные уважительные причины), а также утратившие выданные им чеки в результате чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств или порчи не по вине владельца, несчастных случаев и т.п. обращаются в территориальные комиссии с заявлениями о выдаче им чеков в течение всего срока их действия. В случае принятия комиссией положительного решения потерпевшим лицам выдаются другие чеки из числа невостребованных. Утраченные или испорченные чеки в установленном порядке объявляются Распоряжением Госкомимущества России недействительными.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено каких-либо доказательств того, что он обращался в соответствующие органы для получения приватизационного чека и ему в их получении было отказано.

Доводы истца о том, что истец обращался в местные органы (сельская администрация) с заявлением, ничем не подтверждены, представленное заявленное истцом об обращении в сельскую администрацию, не может быть принято как допустимое доказательство, поскольку в суде бывший секретарь Алнашского сельского совета ФИО4 опровергла доводы истца об обращении истца с заявлением. В суде ФИО4 пояснила, что истец, ни с какими заявлениями по приватизационному чеку к ней не обращался в 1993 году, подпись в заявлении, представленной истцом не ее.

Согласно п. 1 распоряжения Госкомимущества РФ N 784-р, РФФИ N 145 от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по завершению работ по приему, хранению, погашению и уничтожению приватизационных чеков" комитетам по управлению имуществом и фондам имущества субъектов Российской Федерации в установленном порядке обеспечить окончание работ по приему - передаче в региональные центры хранения и уничтожения погашенных приватизационных чеков всех приватизационных чеков, находящихся на ответственном хранении в фондах имущества, предприятиях, организациях и учреждениях, осуществлявших операции с чеками, и уничтожить их до ДД.ММ.ГГГГ и согласно п. 2 комитетам по управлению имуществом субъектов Российской Федерации в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, приватизация по приватизационным чекам (ваучерам) на сегодняшний день завершена.

Истец, доказательств того, что обращался в соответствующие органы для получения приватизационного чека и ему в их получении было отказано, суду не представил.

Указанное обстоятельство установлено в судебном заседании пояснениями сторон, материалами дела и показаниями свидетеля ФИО4

Ссылка истца на объяснение ФИО5 о том, что свидетель ФИО4 при беседе с истцом признавала факт обращения истца к ней заявлением, не может положено как доказательство, поскольку показания ФИО5 нотариально не заверены, в суде она не допрашивалась.

Обстоятельства того, что истец не представил доказательства обращения в соответствующие органы для получения приватизационного чека, служит основанием для отказа в иске, что также подтверждается судебной практикой (Определение Московского Городского Суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , Определение Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 33-19712, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Кроме этого, истцом пропущен срок исковой давности, причин уважительности пропуска срока, истец в суде не представил.

На основании изожженного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к <адрес> и Муниципальному образованию «Алнашское» о признании невыдачи ему приватизационного чека (ваучера) и признании права на получение дивидентов по невыданному приватизационному чеку (ваучеру), отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховый Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:                                         Ю.К. Краснов