приговор по ст. 111 ч.4 УК РФ.



Дело №1-450

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Альметьевск РТ 31 августа 2011 года

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Хурматуллина Р.А.

с участием государственного обвинителя Самигуллиной Г.Р.,

подсудимого Бакирова Р.М.,

защитника адвоката Шабняева С.Л., представившего удостоверение и ордер ;

потерпевшей ФИО1,

при секретаре Юнусовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Бакирова Р.М., родившегося хххх в ....., хх, проживающего: РТ ....., ранее не судимого;

- обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

21 декабря 2010 г., в период с 10 до 18 часов Бакиров Р.М. находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома по адресу: РТ ....., в ходе возникшей ссоры из-за личных неприязненных отношений, нанес своей супруге ФИО4 множественные удары руками и ногами по голове и другим частям тела, причинив последней телесные повреждения в виде внутричерепной травмы головного мозга, осложнившейся отеком головного мозга с дистрофическими и некробиотическими изменениями нейронов, причинившее тяжкий вред здоровью, в результате чего наступила смерть потерпевшей.

Подсудимый Бакиров Р.М. свою вину не признал и показал, что в конце ноября 2010 г. жена ФИО4 ушла из дома и вернулась только 21 декабря 2010 г., около 7 часов утра, на лице у нее были телесные повреждения. Она и раньше неоднократно уходила из дома, злоупотребляла спиртными напитками. На ее вопрос ФИО4 ответила, что жила у своей подруги ФИО8. С собой ФИО4 принесла бутылку водки, которую стала постепенно выпивать. Около 12 часов жена сходила в магазин и принесла еще одну бутылку водки. Они сели обедать, он выпил 0,5 литра пива, а жена выпила бутылку водки. В ходе распития спиртного ФИО4 неоднократно поднимала на него голос, оскорбляла, однако ударов он ей не наносил. Около 17 часов он пошел в общий туалет, который располагался в коридоре общежития, недалеко от их квартиры. ФИО4 в это время одетая сидела в зале и смотрела телевизор. Он находился в туалете около 5-10 минут, и когда вернулся в комнату, то обнаружил, что жена лежит на полу в голом виде в луже крови. Он растерялся, случайно наступил на кровь, и пошел в коридор, чтобы позвать кого-нибудь и вызвать «скорую помощь», но там никого не оказалось. Тогда он вновь пошел в туалет, покурил, а когда вернулся, то возле комнаты уже находились сотрудники милиции, которые задержали его. Возможно она получила телесные повреждения при падении, так как была пьяной. В ходе ссоры в этот день, он возможно нанес ей один удар по лицу.

Вина подсудимого Бакирова Р.М. подтверждается следующими доказательствами.

В ходе предварительного следствия Бакиров Р.М., будучи допрошенный в присутствии адвоката с разъяснением его процессуальных прав, в том числе и положений ст.51 Конституции РФ, показал, что возможно ударил жену два раза, когда она его оскорбляла. Когда она пришла домой, на ее теле каких-либо телесных повреждений не было, он не видел (т.1 л.д.-148).

Потерпевшая ФИО1 показала, что ФИО4 приходилась ей двоюродной сестрой. 21 декабря 2010 г., вечером, ей позвонили и сказали, что ФИО4 убили. Бакиров Р.М. был хорошим семьянином, в свою очередь ФИО4 была скандальной женщиной, злоупотребляла спиртными напитками, изменяла мужу. Один раз она видела на теле ФИО4 синяк. Они пытались вылечить ФИО4 от алкоголизма, однако это им не удалось.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что проживает по адресу: ...... 21 декабря 2010 г. в течение всего дня она находилась в комнате своей дочери, которая проживает в этом же дома в ком. , которая располагается этажом ниже ком. . Днем после школы пришла внучка и стала делать уроки. В это время в комнате послышался шум драки, в основном кричала ФИО4, что-то падало. Шум продолжался продолжительное время и мешал внучке делать уроки. Она пошла, чтобы прекратить этот шум, но когда дошла до комнаты , все прекратилось, поэтому она не стала заходить туда. В коридоре она кровь не видела. Раньше в семье Бакировым часто происходили скандалы. ФИО4 часто находилась в нетрезвом состоянии. Она вернулась в комнату дочери, и выходила оттуда около 17 часов, встретив в коридоре соседку ФИО6, которая сказала, что видела в коридоре кровь. Когда приехали сотрудники милиции, то обнаружили в комнате труп ФИО4

В ходе настоящего судебного разбирательства с согласия сторон с соблюдением требований ч.1 ст.281 УПК РФ были оглашены показания следующих свидетелей, данных ими в ходе предыдущего судебного разбирательства по этому же уголовному делу (т.2 л.д.13-17).

Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что она проживает по адресу: ..... вместе со своим мужем ФИО6 С семьей Бакировых они практически не общались, но она знала, что ФИО4 злоупотребляла спиртными напитками. Про Бакирова Р.М. она ничего плохого сказать не может, он был молчаливым человеком. 21 декабря 2010 г., около 15 часов 30 минут, она вернулась с работы. Около 16 часов вышла из комнаты в общий туалет общежития. Открыв одно из двух помещений туалета, увидела на полу кровь. Во втором помещении туалета на полу также была кровь. Следы крови от туалета вели к комнате . Она в комнату заходить не стала, а пошла по соседям, чтобы узнать, не случилось ли чего. В комнате находилась только девочка по имени Ландыш, которая сказала, что слышала шум ссоры. По телефону она вызвала сотрудников милиции, по дороге к себе в комнату в коридоре встретила соседку по имени ФИО7, которая сказала, что также слышала из комнаты шум ссоры. Когда приехали сотрудники милиции, то обнаружили труп ФИО4

Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что 21 декабря 2010 г., утром он уехал на работу и вернулся домой около 16 часов 30 минут. Жена ФИО5 рассказала ему, что обнаружила в туалете и в коридоре кровь, которая вела к комнате . Он заглянул в приоткрытую дверь внутрь комнаты и увидел на полу тело женщины без одежды. После этого приехали сотрудники милиции, в комнату, где был труп ФИО4 он не заходил. О ФИО4 знал, что она злоупотребляет спиртными напитками, сам Бакиров Р.М. был нормальным мужчиной.

Из показаний свидетеля ФИО2 следует, что он проживает по адресу: ...... 20 декабря 2010 г., вечером, ФИО4 пришла к нему в комнату и осталась там ночевать. 21 декабря 2010 г., утром, он ушел на работу, а когда вернулся с работы ФИО4 в комнате не было. Он пошел к соседке, которая позвонила в комнату Бакировых и Бакиров Р,М. сказал, что его жена спит. ФИО4 ранее неоднократно приходила к нему ночевать. Он говорил, чтобы она шла домой, но та отказывалась. Один раз он видел у нее на теле синяк.

Из показаний свидетеля ФИО3 следует, что подсудимый является его отцом. Мать, ФИО4, в течение длительного времени злоупотребляла спиртными напитками, воспитанием детей не занималась. Когда ему было 9 лет, мать уже постоянно ходила пьяная, его братишка сидел дома голодным и ждал прихода отца. Братишка является инвалидом с детства и получает пенсию, которую ранее мать всю пропивала. Их воспитанием занимался только отец. Они пять раз пытались лечить ФИО4, однако после лечения она уже через несколько дней приходила домой в нетрезвом состоянии.

Согласно протоколу осмотра труп ФИО4 с многочисленными телесными повреждениями обнаружен и осмотрен 21 декабря 2010 г. в 19 час. 15 мин. в кухонной комнате ..... (т.1 л.д.4-11).

По протоколу осмотра ..... в кухонной комнате на раковине, газовой плите, на двери, на тумбочке, на холодильнике, на кухонном столе, на стульях, на серванте, обнаружены следы бурого вещества, похожие на кровь, которые изъяты. В спальной комнате на шифоньере, на ручке кровати, на джинсовых брюках также обнаружены следы бурого цвета похожие на кровь, которые изъяты. В гостиной комнате под столом обнаружен и изъят тапочек со следами бурого цвета и две гантели. На диване обнаружены и изъяты кофта, бюстгальтер, халат со следами вещества бурого цвета. Под оконном обнаружен и изъят фрагмент материи со следами бурого цвета. Так же при входе и по центру гостиной комнаты на полу обнаружены следы вещества бурого цвета, с которого изъят образец. В уборной комнате ..... обнаружены след от обуви, который сфотографирован. В уборной комнате имеются две кабинки, в которых обнаружены пятна вещества бурого цвета похожие на кровь (т.1 л.д.17-29).

По протоколу от 21.12.2010 г. Бакировым Р.М. добровольно выданы трико, а также срезы ногтевых пластин, смывы с рук на марлевые тампоны и смывы с ног на марлевые тампоны (т.1 л.д.- 41)

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть ФИО4 наступила от внутричерепной травмы головного мозга, осложнившейся отеком головного мозга с дистрофическими и некробиотическими изменениями нейронов. Обнаружены телесные повреждения в виде внутричерепной травмы головного мозга: кровоизлияния под оболочки и вещество головного мозга; кровоизлияние в мягкие ткани волосистой части головы на всем протяжении; ушибленные раны в височно-теменной области справа на 6 см выше раковины правого уха, в подбородочной области справа от средней линии тела с кровоподтеком по верхнему краю, на слизистой оболочке нижней губы справа, на уровне 2 зуба, на слизистой оболочке верхней губы справа на уровне 3 зуба в 1,2 см от правого угла рта, на слизистой оболочке верхней губы по средней линии тела; кровоизлияние на всем протяжении слизистой оболочки и переходной каймы обоих губ; кровоподтеки на веках левого глаза с переходом на левую щеку до уровня подбородка, на веках правого глаза с переходом на спинку носа и правую височную область, в левой височной области и в левой надбровной области на 2 см выше наружного конца брови, в левой надбровной области над внутренним концом брови, в лобной области по средней линии тела в проекции лобного бугра справа, на кончике носа, на всем протяжении верхней губы по краю переходной каймы, в левой заушной области с переходом на раковину уха и левой боковой поверхности шеи на всем протяжении, которые носят прижизненный характер, образовались в результате воздействия твердого тупого предмета (предметов) незадолго (в пределах 1-3 часов) до наступления смерти, состоят в прямой причинно-следственной связи с наступившей смертью, причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения. В область головы потерпевшей причинено не менее 8ми травматических воздействий твердым тупым предметом, каждое из которых, как по отдельности, так и в совокупности, могли повлечь за собой развитие внутричерепной травмы головного мозга и причинить тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения.

Также обнаружены телесные повреждения в виде закрытой травмы грудной клетки с неполным поперечным сгибательным переломом 10 ребра слева по передне-подмышечной линии, кровоизлиянием в межреберные мышцы в области 8-11 ребер слева по передне-подмышечной линии, кровоподтеком в проекции 7 ребра слева по передне-подмышечной линии; неполным поперечным разгибательным переломом тела грудины на уровне 3 межреберья, кровоподтеком в проекции 3 межреберья слева по около-грудинной линии, которые носят прижизненный характер, образовались в результате воздействия твердого тупого предмета (предметов), незадолго (в пределах 1-3 часов) до наступления смерти, в прямой причинно-следственной связи с наступившей смертью не состоят, при обычном течении у живых лиц, причинили бы средней тяжести вред здоровью. В область грудиной клетки потерпевшей причинено не менее 2х травмирующих воздействий твердым тупым предметом.

Также обнаружены телесные повреждения в виде кровоподтеков на тыльной поверхности левой кисти в проекции 3,4 пястных костей и 1 пястной кости с переходом на тыльную поверхность 1 пальца, поверхности правой кисти в проекции 3-5 пястных костей и в области оснований 1-4 пальцев, которые вреда здоровью не причинили.

Возможность одномоментного образования обнаруженных повреждений при однократном падении потерпевшей из положения стоя на плоскость исключена.

Обнаруженный при исследовании этиловый спирт в концентрации 4,7% в крови и 6% в моче соответствует опьянению тяжелой степени в стадии выведения алкоголя из организма (т.1 л.д.55-59).

Согласно заключению судебно-биологической экспертизы на трико, в смывах с рук, с ног, в подногтевом содержимом кистей рук Бакирова Р.М., а также на кофте, бюстгальтере, халате ФИО4 и половой тряпке, изъятых в ходе следственных мероприятий, обнаружена кровь человека, которая свойственна потерпевшей ФИО4 и могла произойти от нее, подозреваемому Бакирову Р.М. она не принадлежит ( т.1 л.д.86-90).

Согласно заключению судебной стационарной психолого-психиатрической комплексной экспертизы у Бакирова Р.М. обнаруживаются признаки органического астенического расстройства смешанного генеза (черепно-мозговая травма+ интоксикационного). Диагностические выводы подтверждаются тем, что в октябре 2010 г. получил тяжелую черепно-мозговую травму (ушиб головного мозга тяжелой степени, закрытый линейный перелом лобной и теменной костей, субарахноидальное кровоизлияние), лечился стационарно, а затем амбулаторно. Со слов окружающих злоупотреблял спиртными напитками. Однако, вышеуказанные особенности со стороны психики выражены не столь значительно, может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими. Во время инкриминируемого ему правонарушения обнаруживал те же особенности со стороны психики, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими. В момент совершения агрессивных действий Бакиров Р.М. в состоянии аффекта (физиологического аффекта или иного эмоционального состояния, существенно влияющего на сознание и деятельность) не находился (т.1 л.д.229-232).

Анализируя собранные по делу доказательства, суд считает, что вина подсудимого Бакирова хх полностью доказана, его действия следует квалифицировать по ст.111 ч.4 УК РФ (в ред.ФЗ от 07.032011), как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Причастность Бакирова хх. к совершению преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ подтверждается показаниями свидетелей ФИО5 и ФИО7, которые подтвердили, что скандал происходил именно в ....., где, по показаниям самого Бакирова Р.М. находились он и его жена; протоколом осмотра места происшествия, согласно которого следы бурого цвета, похожие на кровь, были обнаружены практически по всей квартире: на кухне, в спальной и гостиной комнатах, и на момент обнаружения трупа ФИО4 была в раздетом виде, а ее одежда находилась в спальной комнате, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО4 получила телесные повреждения именно от избиения у себя на квартире, где находился только подсудимый; также заключением судебно-биологической экспертизы, согласно которой на руках и ногах подсудимого, а также на его трико обнаружена кровь потерпевшей.

Показания подсудимого Бакирова Р.М. о том, что ФИО4 возможно получила телесные повреждения при падении на пол, явно надуманы, так как только в область головы потерпевшей было причинено не менее 8-ми травматических воздействий твердым тупым предметом, по заключению эксперта возможность получения имеющихся повреждений при одномоментном падении потерпевшей из положения стоя на плоскость исключена.

При этом суд исходит из того, что Бакиров Р.М., нанося множественные удары по жизненно-важному органу – голове Бакировой Р.М. осознавал, что совершает действия, опасные для ее жизни и здоровья, предвидел неизбежность причинения тяжкого вреда ее здоровью и желал этого, то есть действовал с прямым умыслом. Вместе с тем, Бакиров Р.М. не предвидел возможность наступления смерти ФИО4, хотя должен был и мог ее предвидеть, то есть отношение Бакирова Р.М. к наступлению смерти ФИО4 характеризуется неосторожной формой вины.

Доводы защитника о необходимости исключения из доказательств заключения судебно-биологической экспертизы ввиду того, что оно основано на предметах одежды, изъятых с нарушением закона, являются несостоятельными.

Факт добровольной выдачи задержанным Бакировым Р.М. предметов личной одежды и срезов с ногтевых пластин, смывов с рук, непосредственно после сообщения о преступлении, является актом добровольного волеизъявления с его стороны, а не мерой процессуального принуждения либо следственным действием, предусмотренных УПК РФ.

Данный факт был лишь зафиксирован в виде протокола добровольной выдачи в присутствии понятых и не оспаривался Бакировым хх в ходе предварительного и судебного следствия.

Обращаясь к мере наказания, суд учитывает в качестве смягчающих вину подсудимого Бакирова Р.М. обстоятельств: совершение преступления впервые, положительные характеристики, наличие на его иждивении несовершеннолетнего сына-инвалида, состояние его здоровья, совершение им преступления в связи с аморальным поведением самой потерпевшей.

Отягчающих вину подсудимого обстоятельств не имеется.

Учитывая характер и степень общественной опасности преступления, которое отнесено к категории особо тяжких преступлений и личности подсудимого, суд считает необходимым назначить Бакирову Р.М. наказание только в виде реального лишения свободы, но с учетом имеющихся смягчающих его вину обстоятельств.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Бакирова Р.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ (в ред. ФЗ от 07.03.2011) и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 6 (шесть) лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения – заключение под стражу – оставить без изменения, срок наказания исчислять с 21 декабря 2010 г., то есть с момента фактического задержания Бакирова Р.М.

Вещественные доказательства – кофту, халат, бюстгальтер, фрагмент материи, трико, которые хранятся в камере вещественных доказательств Альметьевского МРСО – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным – со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья. Приговор вступил в законную силу 06.12.2011 года.