об оборудовании объектов социальной инфраструктуры



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2010 года дело № 2-2424

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Мирсаяпова А.И.,

при секретаре Леневой О.Н.,

с участием прокурора Федоровской Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Альметьевского городского прокурора Республики Татарстан в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Единый расчетно-регистрационный центр», Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ об оборудовании объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Альметьевский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что произведенной Альметьевской городской прокуратурой проверкой установлено, что ответчиками не соблюдаются требования законодательства, направленного на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В судебном заседании, участвующий в деле прокурор, уточнив заявленные исковые требования, просил суд обязать ответчиков оборудовать вход в здание МУ «Единый расчетно-регистрационный центр», расположенное по адресу: ..., ..., ..., ... специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами) для беспрепятственного доступа инвалидов до Дата обезличена.

Представитель Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ (далее – Исполком) иск не признала.

МУ «Единый расчетно-регистрационный центр» и МУ «Управление по делам детей и молодежи Альметьевского муниципального района» о дне слушания дела извещены.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. № 832.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание МУ «Единый расчетно-регистрационный центр».

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Из материалов дела усматривается, что здание, расположенное по адресу: ..., ..., ..., ... относится к муниципальной собственности г. Альметьевска, нежилое помещение, находящееся на первом этаже названного здания, общей площадью 39,4 кв.м., передано во владение и пользование МУ «Единый расчетно-регистрационный центр» на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от Дата обезличена л.д.6-10.). Право оперативного управления на это имущество зарегистрировано за данным учреждением в Управлении Росреестра по РТ.

Кроме того, нежилое помещение на первом этаже вышеуказанного здания, общей площадью 147,8 кв.м. передано МУ «Управление по делам детей и молодежи Альметьевского муниципального района» по договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от Дата обезличена для размещения подросткового клуба «Мечта». Право оперативного управления на это имущество за данным юридическим лицом в установленном порядке не зарегистрировано, что в судебном заседании никем не оспаривалось.

Судом установлено, что вход в здание, расположенное по адресу: ..., ..., ..., ..., в котором располагается МУ «Единый расчетно-регистрационный центр» и подростковый клуб «Мечта», не оборудован специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами) для беспрепятственного доступа инвалидов.

Доказательств обратного суду не представлено.

В результате ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности.

Суд считает, что обязанность по оборудованию входа в вышеупомянутое здание специальными приспособлениями необходимо возложить на МУ «Единый расчетно-регистрационный центр», как на лицо, владеющее нежилым помещением в этом здании на законном основании, а также на Исполком, осуществляющий полномочия собственника этого имущества, ввиду отсутствия государственной регистрации права оперативного управления на нежилое помещение, общей площадью 147,8 кв.м. за МУ «Управление по делам детей и молодежи Альметьевского муниципального района».

При этом в последнем случае, суд исходит из того, что применительно к пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В то же время пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).

Учитывая приведенные обстоятельства, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.12, 45, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск Альметьевского городского прокурора Республики Татарстан удовлетворить.

Обязать МУ «Единый расчетно-регистрационный центр» и Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района РТ до Дата обезличена оборудовать вход в здание МУ «Единый расчетно-регистрационный центр», расположенное по адресу: ..., ..., ..., ..., специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами) для беспрепятственного доступа инвалидов.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: А.И. Мирсаяпов

Решение не вступило в законную силу.