Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2010 года дело № 2-2554
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мирсаяпова А.И.,
при секретаре Леневой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алеевой А.А., Талиповой И.А., Шарафутдиновой М.А., Аглюковой Л.М., Баязитовой Е.И., Вахтеровой Л.Г., Даминовой А.С., Калякиной Л.Н., Киямовой М.М., Мубаракшиной З.К., Мамаковой Ф.А., Рыжиковой Л.Н., Реутовой Л.Д., Хайрутдиновой И.И., Тумановой Г.Ш., Фроловой З.Ф., Хасановой Ф.К., Марсеевой Л.В., Матвеевой Т.И., Акимовой Н.А., Клышевой О.А., Саитгареевой А.И. к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, отделению по г. Альметьевску и Альметьевскому району Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан о признании незаконными действий,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование своих требований истицы указали, что работают в качестве педагогов в ... средней общеобразовательной школе. В связи с тем, что данное образовательное учреждение располагается в сельской местности, им производилась выплата ежемесячной надбавки в размере 25 процентов к основному окладу. Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ (далее – Исполком) от .... за ... была прекращена выплата ежемесячной надбавки к тарифной ставке (окладу) в размере 25 процентов специалистам образовательных учреждений. Данное постановление .... было отменено по протесту Альметьевского городского прокурора. .... Исполкомом вновь вынесено постановление за ... «О прекращении выплаты повышенных на 25 процентов тарифных ставок (окладов) специалистам образовательных учреждений». Просят суд признать данное постановление незаконным и обязать Исполком произвести
перерасчет и выплату им заработной платы за период с .... года по день принятия решения с учетом 25 процентной надбавки к тарифным ставкам (окладам).
Истицы Саитгареева А.И., Рыжикова Л.Н., Хасанова Ф.К., Калякина Л.Н., Мубаракшина З.К., Марсеева Л.В., Матвеева Т.И., Алеева А.А. обратились в суд с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.
В судебном заседании остальные истицы и их представитель, заявленные требования поддержали в полном объеме
Ответчик – Исполком обратился в суд с ходатайством об отложении рассмотрения дела ввиду невозможности явки его представителя, в удовлетворении названного ходатайства судом отказано, так как ответчик является юридическим лицом, и невозможность участия в судебном заседании конкретного представителя не означает невозможности представления интересов юридического лица в суде иным лицом.
Ответчик - Отделение по г. Альметьевску и Альметьевскому району Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан о дне слушания дела извещен, в предыдущих судебных заседаниях иск не признал.
Третье лицо – МУ «Управление образования Альметьевского муниципального района РТ» о дне слушания дела извещено.
Третье лицо – Территориальное отделение Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Альметьевского района и г. Альметьевска иск не поддержало.
Выслушав объяснения истиц, их представителя, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Закона РФ "Об образовании", подпункту 11 части 1 статьи 15, пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 31.01.2008 N 45 "О повышении заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджета Республики Татарстан" установлены повышенные на 25% тарифные ставки (оклады) специалистам организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджета Республики Татарстан, расположенных на территории сельских поселений и городских поселений, образованных на основе поселков городского типа, указанных в приложении N 4 к данному постановлению (п.г.т. Апастово, Балтаси, Богатые Сабы, Рыбная Слобода).
При этом органам местного самоуправления Республики Татарстан предложено устанавливать для работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из местных бюджетов, тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады), предусмотренные упомянутым постановлением.
Как следует из положений пунктов 6.1, 6.1.8 Положения о порядке и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений Республики Татарстан, утв. Приказ Минобрнауки РТ от 20.01.2005 N 67, педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) в следующих размерах и случаях: на 25% - специалистам и руководящим работникам за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности.
Судом установлено, что истицы работают в качестве преподавателей муниципального образовательного учреждения – ... средняя общеобразовательная школа г. ...
Постановлением Государственного Совета РТ от 03.09.2003 N 2222 "Об изменении границ Альметьевского района и города Альметьевска Республики Татарстан" (опубликовано в газете "Республика Татарстан", NN 177-178, 04.09.2003), село Урсала Урсалинского местного самоуправления и поселок
Бакалы Калейкинского местного самоуправления Альметьевского района Республики Татарстан включены в состав города Альметьевска Республики Татарстан.
Постановлением Исполкома от .... за ... была прекращена выплата ежемесячной надбавки к тарифной ставке (окладу) в размере 25 процентов специалистам образовательных учреждений. Данное постановление .... по протесту Альметьевского городского прокурора было отменено. .... Исполкомом вынесено оспариваемое постановление за ... «О прекращении выплаты повышенных на 25 процентов тарифных ставок (окладов) специалистам образовательных учреждений».
Из пояснений истиц следует, что осуществление названных выплат ответчиком не осуществляется с .... года.
Анализ положений вышеприведенных правовых норм позволяет суду придти к выводу о том, что ответчик не имеет установленной законом обязанности по выплате истицам повышенных на 25 процентов тарифных ставок (окладов). Истицами же не приведено ссылок на нормы материального права, возлагающие на него такую обязанность.
Повышение окладов и тарифных ставок специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим на селе, было введено Законом РСФСР "О социальном развитии села" в целях возрождения российской деревни, формирования качественно новых социально-экономических условий для решения продовольственных задач, обеспечения приоритетного развития агропромышленного комплекса и социальной сферы села (Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 года N 397-1).
Как следует из преамбулы данного Закона, основной задачей вводимого правового регулирования было привлечение квалифицированных специалистов для работы в сельской местности. Повышение на 25 процентов окладов и тарифных ставок по сравнению со ставками специалистов, занимающихся теми же видами деятельности в городских условиях, предусматривалось для всех специалистов предприятий, учреждений, организаций независимо от вида и формы собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1128-О-О, с учетом характера поставленных в Законе РСФСР "О социальном развитии села" задач можно сделать вывод о том, что повышение окладов и тарифных ставок за работу в сельской местности носило строго целевое назначение и было мерой временного характера, введенной в целях обеспечения приоритетного развития агропромышленного комплекса и социальной сферы села.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 1 статьи 156) Закон РСФСР "О социальном развитии села" был признан утратившим силу с 1 января 2005 года. Таким образом, законодатель, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, счел задачи, поставленные при введении в
действие правового регулирования о повышении окладов, тарифных ставок специалистов, работающих в сельской местности, выполненными.
С учетом целевого назначения повышения окладов, тарифных ставок специалистов, работающих в сельской местности, законодатель был вправе отменить соответствующие выплаты, соблюдая при этом конституционные принципы равенства, справедливости, поддержания доверия граждан к действиям государства…
При таких обстоятельствах, поскольку каким-либо нормативным правовым актом не установлена обязанность Исполкома по выплате истицам упомянутых выше тарифных ставок (окладов), населенный пункт ... входит в состав г. ..., у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы представителя истиц о том, что их право на повышение на 25 процентов ставок заработной платы предусмотрено Положением о порядке и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений Республики Татарстан, утв. Приказ Минобрнауки РТ от 20.01.2005 N 67, не могут служить единственным основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку названное положение не определяет источники финансирования образовательных учреждений.
В то же время полномочия по финансированию общего образования федеральным законодательством возложены на субъекты Российской Федерации.
Ссылка истиц на то, что согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в состав территории городского поселения могут войти сельские населенные пункты, при этом статус сельской местности ими не утрачивается, судом не принимается, так как село ... было включено в состав г. ... до вступления данного Закона в силу.
Каких-либо данных о нарушении отделением по г. Альметьевску и Альметьевскому району Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан прав и законных интересов истиц суду не представлено, материально-правовые требования к нему не предъявлены.
При таком положении суд находит заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Алеевой А.А., Талиповой И.А., Шарафутдиновой М.А., Аглюковой Л.М., Баязитовой Е.И., Вахтеровой Л.Г., Даминовой А.С., Калякиной Л.Н., Киямовой М.М., Мубаракшиной З.К., Мамаковой Ф.А., Рыжиковой Л.Н., Реутовой Л.Д., Хайрутдиновой И.И., Тумановой Г.Ш, Фроловой З.Ф., Хасановой Ф.К., Марсеевой Л.В., Матвеевой Т.И., Акимовой Н.А., Клышевой О.А., Саитгареевой А.И. к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, отделению по г. Альметьевску и Альметьевскому району Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан о признании незаконными действий, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме 11 октября 2010 года.
Судья: А.И. Мирсаяпов
Решение не вступило в законную силу