Дело №2-3310
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
14 октября 2010 года Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе судьи Ф.Ф. Сахабиева,
с участием истицы З.Ф. Хафизовой,
Л.И. Брагиной, Г.А. Бадыковой, представляющих интересы ответчика на основании доверенностей от хххххх года №*** и от хххххх года №***,
при секретаре Л.И. Закировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Хафизовой З.Ф. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан об оспаривании решения и о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту, -
У С Т А Н О В И Л:
З.Ф. Хафизова (далее -истица) обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (далее- ответчику, УПФ) о признании незаконным решения и о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту.
Требования мотивированы тем, что решением ответчика от хххххх года №*** ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа *** лет. В специальный трудовой стаж не включены: периоды работы с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в должности ......., так как наименование учреждения не предусмотрено номенклатурой учреждений здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет; период работы с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в должности ......., так как наименование учреждения не предусмотрено п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения выслуги лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения; период нахождения на больничном листе ....... с хххххх по ххххххг., с хххххх по ххххххг. и период ухода за ребенком до *** лет с хххххх по ххххххг. в должности ....... не может быть засчитан в льготном порядке в соответствии со статьей 167 КЗоТ; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с хххххх по ххххххг., так как включение в специальный стаж данного периода не предусмотрено; период работы с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в должности ......., так как находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше *** лет; период работы с хххххх по ххххххг. в должности ....... так как наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Считает незаконным исключение указанных периодов работы из специального трудового стажа для назначения трудовой пенсии. Просит признать незаконным решение УПФ, включить периоды работы в льготный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по возрасту с хххххх года.
В судебном заседании З.Ф. Хафизова на удовлетворении иска настаивала.
Представители ответчика иск не признали.
Выслушав мнение явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела и пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Согласно введенного в действие Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п.п.9,10,15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации…При разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В силу пунктов 3,5 (п.п.б) и 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - Список). При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости… Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил. В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико - санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно - медицинских службах, стационарах, санитарно - эпидемиологических лабораториях, санитарно - контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).
Решением УПФ от хххххх года №*** истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, в специальный стаж не включены оспариваемые периоды работы. Специальный стаж работы, необходимый для назначения льготной пенсии, составляет *** лет *** месяцев *** дней.
При рассмотрении дела по существу судом установлено, что истица работала в периоды работы с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в должности ........ Суд принимает во внимание положения п.п.б п.5 Списка, по которому периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы с применением льготного порядка исчисления стажа указанной работы как лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев, по хирургическому профилю и эти периоды составляют с применением коэффициента *** лет *** месяцев *** дней.
Периоды работы с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в должности ....... также подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения льготной пенсии, поскольку указанное ....... является медицинским учреждением ....... профиля, осуществлявшим страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, и должность медицинской сестры включена в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449). Указанные периоды работы истицы составляют *** года *** месяцев *** дней.
Периоды работы с хххххх по ххххххг., с хххххх по ххххххг. и период ухода за ребенком до *** лет с хххххх по ххххххг. в должности .......; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с хххххх по ххххххг., с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по возрасту, поскольку указанные периоды имели место до хххххх (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. Оспариваемые периоды фактически продублированы ответчиком и судом уже включены в специальный стаж работы при назначении пенсии с применением льготного порядка исчисления стажа.
Период работы с хххххх по ххххххг. и в период с хххххх по хххххх в должности ....... подлежит включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по возрасту, поскольку указанное ....... является медицинским центром (.......) по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения, осуществляющим страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, и должность ....... включена в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449). Указанные периоды работы истицы составляют *** лет *** дней.
Общий специальный стаж, необходимый для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости, с учетом работы ......., составляет *** год *** дней, являющийся основанием для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ, как лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
При таких данных суд признает незаконным оспариваемое решение ответчика и удовлетворяет иск о включении спорных периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по возрасту, и обязывает УПФ назначить истице указанную пенсию с хххххх года.
Довод представителей ответчика о том, что оспариваемые периоды работы истицы не подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по возрасту, суд отвергает как безосновательный, противоречащий материалам и обстоятельствам дела, изложенным в мотивировочной части настоящего судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Признать незаконным Решение государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске от хххххх года №*** об отказе в назначении льготной пенсии.
Включить периоды работы Хафизовой З.Ф. с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в должности .......; с хххххх по ххххххг., с хххххх по ххххххг. и период ухода за ребенком до *** лет с хххххх по ххххххг. в должности .......; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с хххххх по ххххххг., с хххххх по ххххххг. в должности ......., с хххххх по ххххххг. в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком; с хххххх по ххххххг. и в период с хххххх по хххххх в ....... в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан назначить Хафизовой З.Ф. с хххххх года досрочную трудовую пенсию по старости (возрасту) в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд РТ в течение 10 дней.
С У Д Ь Я подпись
Решение вступило в законную силу «26» октября 2010 года
Судья