Подлинник данного решения приобщен к гражданскому делу № 2- 3876
Альметьевского городского суда Республики Татарстан
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2010 года
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Бадриева А.Н.,
при секретаре Эмирбековой З.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галиевой С.Н. к открытому акционерному обществу «Татэнергосбыт» о защите прав потребителя
УСТАНОВИЛ:
Галиева С.Н. (далее - истица) обратилась в суд с иском к ОАО «Татэнергосбыт» (далее – ответчик) о защите прав потребителей, указывая, что она является собственником квартиры № *** в доме № *** по улице *** города Альметьевска и ответчик ей незаконно и неправомерно произвел начисление платежей за электроэнергию по ОДН за октябрь 2009 года и январь 2010 года на общую сумму 3603 рубля. В обоснование своих требований истица указала, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, размер платы за электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3. Между тем, ответчик за октябрь 2009 года и январь 2010 года необоснованно начислил ей плату за ОДН по расчетам, не предусмотренным формулой 3 приложения к Правилам на общую сумму *** рублей.
Истица указала, что решением Высшего Арбитражного суда РФ от 11 февраля 2010 года по делу № ВАС-14531/09 признаны недействующими как не соответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, предельные максимальный и минимальный уровни тарифов на 2009 и 2010 годы на электрическую энергию, поставляемую населению по Республике Татарстан в части, падающей на скидку в размере 12 процентов, предусмотренную пунктом 4 примечания к постановлению Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 30 ноября 2007 года № 87.
Как и заявителю по делу № ВАС-14531/09, ей до января 2009 года не начислялись платежи за содержание внутридомовых электрических сетей, такая плата включалась в плату за электроснабжение, а с января 2009 года взимается также плата за содержание и ремонт внутридомовых электрических сетей, что подтверждается квитанциями. То есть с января 2009 года снизился набор предоставляемых энергоснабжающей организацией услуг (исключена услуга по содержанию внутридомовых электрических сетей) без соответствующего снижения платы за услуги (без снижения на 12%).
За период с января 2009 года по февраль 2010 года расчет платежей по тарифу за электрическую энергию ответчиком завышен на 12% и необоснованно начислено за содержание внутридомовых сетей электроснабжения 654 рубля 73 копейки. Всего ей необоснованно начислено ответчиком платежей за электрическую энергию на сумму *** рублей. Истица просит суд признать действия ответчика по начислению ей платежей за электроснабжение мест общего пользования за октябрь 2009 года и январь 2010 года на общую сумму *** рубля ** копеек незаконными и обязать ответчика произвести перерасчет платежей за электроснабжение, включив сумму платежей с января 2009 года по февраль 2010 года в размере *** рублей ** копейка в счет предстоящих платежей за электроснабжение её квартиры.
В судебном заседании истица поддержала свой иск.
Представитель ответчика иск не признала и пояснила, что в доме, где проживает истица общедомовые приборы учета были установлены в каждом подъезде с июля 2007 года. Расчет и начисление платы согласно указанным приборам стали производить с марта 2009 года. У истицы на тот момент, то есть март 2009 года, не был заменен прибор внутриквартирного учета потребляемой электроэнергии, она его заменила только в феврале 2010 года. Расчет по формуле 3, на который ссылается истица, производится в случае, когда в доме вообще отсутствует общедомовой прибор учета потребляемой электроэнергии. В данном же случае, для определения размера платы истицы за электроснабжение они руководствуются вышеуказанными Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 и рассчитывают объем потребленной энергии по формуле № 9.
Представитель третьего лица – Управляющей компании ООО «Альянс-Плюс» по существу иска от ответа воздержался.
Выслушав стороны, мнение представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Часть 4 указанной статьи регламентирует, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.1).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Судом установлено, что истица является собственником квартиры № 45 в доме № 155 по улице Советская города Альметьевска. В указанном доме в каждом подъезде установлены общеподъездные приборы учета потребляемой электроэнергии. Квартира истицы до февраля 2010 года не была переоборудована индивидуальным прибором учета в соответствии с новыми требованиями стандартов. Ответчиком производится ежемесячное начисление истице платы за электроснабжение жилого помещения и мест общего пользования (ОДН).
Истица оспаривает начисление ей размера платежей за электроснабжение мест общего пользования только за октябрь 2009 года и январь 2010 года, при этом, не оспаривая другие периоды начисления платы за ОДН.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ (далее – Закон), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.
На основании ч.5 ст. 2 указанного Закона, в случае изменения предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов приводят свои решения об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней.
Согласно ч.7 ст. 2 указанного Закона в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифы на электрическую энергию не приведены в соответствие с предельными уровнями тарифов на электрическую энергию для населения после их изменения федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, применению на территории субъекта Российской Федерации до момента установления тарифов в соответствии с законодательством РФ органом исполнительной власти субъекта РФ подлежит установленный федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию для населения.
В соответствии с Приказами Президента Республики Татарстан от 12 мая 2008 года № УП-207 и от 22 апреля 2010 года № УП-254 органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на территории Республики Татарстан является Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 05 августа 2008 года № 127-э/1 установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в Республике Татарстан в 2009 году в размере соответственно 203 коп./кВтч и 207 коп./кВтч.
Постановлением Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 сентября 2008 года № 3-3/э утвержден тариф на электрическую энергию для населения на 2009 год в размере 203 коп./кВтч.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 22 сентября 2009 года № 216-э/2 установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в Республике Татарстан в 2010 году в размере соответственно 223 коп./кВтч и 224 коп./кВтч.
Постановлением Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 октября 2009 года № 3-8/э утвержден тариф на электрическую энергию для населения на 2010 год в размере 223 коп./кВтч.
Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 февраля 2010 года по делу № ВАС- 14531/09 пункт 55 приложения N 2 "Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения, по субъекту Российской Федерации на 2009 год, коп./кВтч (с НДС)" к Приказу Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 N 127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год" и пункт 56 приложения N 2 "Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения, по субъекту Российской Федерации на 2010 год, коп./кВтч (с НДС)" к Приказу Федеральной службы по тарифам от 22.09.2009 N 216-э/2 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год" признаны недействующими в части, падающей на скидку в размере 12 процентов, предусмотренную пунктом 4 примечания к Постановлению Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 30.11.2007 N 63, как не соответствующие Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, имеющим большую юридическую силу.
С учетом указанного решения Высшего Арбитражного Суда РФ Федеральной службой по тарифам России 24 августа 2010 года был издан приказ № 195-э/2, согласно которого строка 56 приложения 2 "Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения, по субъекту Российской Федерации на 2009 год, коп./кВтч (с НДС)" в Республику Татарстан изложена в новой редакции: минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в Республике Татарстан в 2010 году в размере соответственно 196 коп./кВтч и 356 коп./кВтч.
Указанные размеры минимального и максимального уровня тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в Республике Татарстан в 2010 году соответствуют размеру, указанному в Постановлении Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 октября 2009 года № 3-8/э в 223 коп./кВтч.. Данное Постановление Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 октября 2009 года № 3-8/э не отменено и действует на территории Республики Татарстан до настоящего времени.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, начисление тарифов за электроэнергию производится на основании нормативных актов, принятых Правительством Республики Татарстан и органами исполнительной власти Республики Татарстан.
Пункт 55 приложения N 2 "Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения, по субъекту Российской Федерации на 2009 год, коп./кВтч (с НДС)" к Приказу Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 N 127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год" изменению в связи с вышеуказанным Решением Высшего Арбитражного Суда РФ не подвергался. Также не повергалось отмене и не признавалось недействующим Постановление Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 сентября 2008 года № 3-3/э утвержден тариф на электрическую энергию для населения на 2009 год.
Поэтому доводы истицы о том, что за период с января 2009 года по февраль 2010 года ей необоснованно начислено за содержание внутридомовых сетей электроснабжения 654 рубля 73 копейки необоснованны и требования о наложении обязанности на ответчика включить эту сумму в счет предстоящих платежей за электроснабжение её квартиры удовлетворению не подлежат.
Далее, согласно п. 23 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения – в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам (формула № 9).
Формула 3 указанного приложения № 2 к Правилам применяется при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Таким образом, поскольку дом, где проживает истица, оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета потребленной электроэнергии, но у самой истицы не был заменен индивидуальный прибор учета электроэнергии, размер потребленной электроэнергии по ОДН подлежит расчету по формуле № 9, как это и делалось ответчиком. Доводы истицы о том, что расчет следует производить по формуле 3, не основан на законе и ошибочен.
Как видно из представленной суду квитанции по оплате электроэнергии за октябрь 2009 года, истице начислено по ОДН *** рубля из расчета тарифа 2,0300 за 157,89 кВтч (л.д. 7). За январь 2010 года ей начислено по ОДН *** рублей из расчета тарифа 2,2300 за 1472,04 кВтч (л.д. 6). Размер тарифа в данном случае соответствует тарифам, установленным нормативными актами, действующими на территории Республики Татарстан в указанный период. Размер потребленной электроэнергии, как следует из пояснений ответчика, соответствует показаниям общеподъездных приборов учета потребленной электроэнергии. Расчет суммы платежа произведен по формуле № 9 приложения № 2 к Правилам.
В данном случае ответчиком начисления истице по потребленной электроэнергии производились в соответствии с действующими правовыми нормами, поэтому оснований для признания их действий незаконными не имеется.
Как видно из квитанции об оплате за электроэнергию истице за февраль 2010 года, после переустановки индивидуального прибора учета в квартире истицы, размер платы за ОДН значительно понизился.
На основании вышеизложенного суд считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Галиевой Светланы Нафисовны о признании действий открытого акционерного общества «Татэнергосбыт» по начислению ей платежей за электроснабжение мест общего пользования за октябрь 2009 года и январь 2010 года на общую сумму *** рубля ** копеек по жилому помещению, расположенному по адресу: город Альметьевск улица *** дом ** квартира ** незаконными и наложении обязанности произвести перерасчет, включив сумму платежей за период с января 2009 года по февраль 2010 года в размере *** рублей ** копейка в счет предстоящих платежей за электроснабжение отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда в окончательной форме – то есть с 20 декабря 2010 года.
Судья: