оспаривание решения УПФ



Дело №2-3634

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2010 года Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе судьи Ф.Ф. Сахабиева,

с участием истицы В.В. Гавриловой,

Л.И. Брагиной, А.А. Бегишевой, представляющих интересы ответчика на основании доверенностей от 27.07.2009 года №**** и от 25.11.2010 года №****,

при секретаре Л.И. Закировой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гавриловой В.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан об оспаривании решения и о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту, -

У С Т А Н О В И Л:

В.В. Гаврилова (далее -истица) обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (далее- ответчику, УПФ) о признании незаконным решения и о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту.

Требования мотивированы тем, что решением ответчика от хххххх года №**** ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет. В специальный трудовой стаж не включены: периоды работы с хххххх года по хххххх года, с хххххх по хххххх г.г. в должности ........... в Альметьевской детской объединенной больницы, в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 года; периоды службы по контракту с хххххх по хххххх г.г. в должности ........... №**** и с хххххх г. по хххххх г. в качестве ........... №****, так как наименование учреждения и должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений; с хххххх по хххххх г.г. в должности ........... Альметьевской детской объединенной больницы, с хххххх по хххххх г.г. в должности ........... Альметьевской детской объединенной больницы, так как наименование учреждения не предусмотрено списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу; с хххххх г. по хххххх г. в качестве ........... Альметьевской детской городской больницы, так как истица работала на **** ставки; с хххххх по хххххх г.г. в качестве ........... в Альметьевском хоккейном клубе «Нефтяник», по причине того, что наименование учреждения не предусмотрено списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы; с хххххх г. по хххххх г.г. нахождения в административном отпуске, и включение в специальный стаж данного периода не предусмотрено.

Считает незаконным исключение указанных периодов работы из специального трудового стажа для назначения трудовой пенсии. Просит признать незаконным решение УПФ, включить периоды работы в льготный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по возрасту с хххххх года, а также взыскать с ответчика **** руб. в счет компенсации морального вреда.

В судебном заседании В.В. Гаврилова на удовлетворении иска настаивала.

Представители ответчика иск не признали.

Выслушав мнение явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела и пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Согласно введенного в действие Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п.п.9,10,15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации…При разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В силу пунктов 3,5 (п.п.б) и 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - Список). При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости… Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил. В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико - санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно - медицинских службах, стационарах, санитарно - эпидемиологических лабораториях, санитарно - контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).

Решением УПФ от хххххх года №**** истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, в специальный стаж не включены оспариваемые периоды работы. Вариантом 1 Решения в специальный стаж, необходимый для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, составляет **** лет **** месяцев **** дней, а вариантом 2 указанный стаж составляет **** лет **** месяцев **** дней. С заявлением о назначении льготной пенсии истица обратилась хххххх года.

Из представленных Справок МБ УЗ Альметьевская детская городская больница от хххххх года №**** следует, что В.В. Гаврилова работала в молочной кухне Альметьевской детской объединенной больницы в период с хххххх года по хххххх года: в качестве ........... (с хххххх года по хххххх года); в качестве ........... (с хххххх года по хххххх года); в качестве ........... (с хххххх года по хххххх года), при этом в период с хххххх года по хххххх года находилась в отпуске по уходу за ребенком, на работу выходила с хххххх года по хххххх года и с хххххх года по хххххх года, на работу приступила хххххх года, истица выполняла норму рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностного оклада); стационаре Альметьевской детской больницы в период с хххххх года по хххххх года в качестве ........... (с хххххх года по хххххх года); в качестве ........... (с хххххх года по хххххх года); в качестве ........... (с хххххх года по хххххх года); истица в административных отпусках и отпуске по уходу за ребенком не находилась, выполняла норму рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностного оклада); в связи с реорганизацией ТМО учреждено государственное учреждение здравоохранения «Альметьевская детская городская больница» (приказ МЗ РТ от 18.06.2006 года №699).

Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 года с хххххх года по хххххх года, с хххххх по хххххх г.г. в должности ........... в Альметьевской детской объединенной больнице подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения льготной пенсии, поскольку указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Периоды службы истицы по контракту с хххххх по хххххх г.г. в должности ........... №**** и с хххххх г. по хххххх г. в качестве ........... №****; периоды работы с хххххх по хххххх г.г. в должности ........... Альметьевской детской объединенной больницы, с хххххх по хххххх г.г. в должности ........... Альметьевской детской объединенной больницы; с хххххх г. по хххххх г. в качестве ........... в Альметьевском хоккейном клубе «Нефтяник» также подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по возрасту, поскольку ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы лечебная деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации… Согласно должностным и функциональным инструкциям истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Суд также считает, что период с хххххх г. по хххххх г.г. нахождения истицы в административном отпуске подлежит включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, в том числе период нахождения в административном отпуске, включаются в специальный стаж и не входят в специальный Перечень отстранения от работы либо простоя, который не засчитывается в специальный трудовой стаж. Данный период составляет **** дней.

Учитывая, что истица на дату подачи заявления имела **** лет **** месяца **** дня специального стажа, необходимого для назначения льготной пенсии, суд признает решение ответчика незаконным и удовлетворяет исковые требования о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.

Довод представителей ответчика о том, что оспариваемые периоды работы истицы не подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения льготной пенсии, суд отвергает как несостоятельный и противоречащий исследованным материалам и обстоятельствам дела, поскольку социальные права граждан на пенсионное обеспечение не могут быть ограничены лишь от наименования должностей и учреждений.

Требование истицы о компенсации с ответчика морального вреда в сумме **** рублей судом удовлетворено быть не может ввиду отсутствия для этого правовых оснований.

При таких обстоятельствах считает необходимым иск удовлетворить частично.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, -

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконным Решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске от хххххх года №**** об отказе в назначении льготной пенсии.

Включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы Гавриловой В.В. с хххххх года по хххххх года, с хххххх по хххххх г.г. в должности ........... в Альметьевской детской объединенной больнице в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 года; периоды службы по контракту с хххххх по хххххх г.г. в должности ........... №**** и с хххххх г. по хххххх г. в качестве ........... №****; с хххххх по хххххх г.г. в должности ........... Альметьевской детской объединенной больницы, с хххххх по хххххх г.г. в должности ........... Альметьевской детской объединенной больницы; с хххххх г. по хххххх г. в качестве ........... Альметьевской детской городской больницы; с хххххх по хххххх г.г. в качестве ........... в Альметьевском хоккейном клубе «Нефтяник»; с хххххх г. по хххххх г.г. период нахождения в административном отпуске.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске РТ назначить Гавриловой В.В. с хххххх года досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд РТ в течение 10 дней.

С У Д Ь Я подпись

Решение вступило в законную силу «07» декабря 2010 года

Судья