об оспаривании решения УПФ



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 октября 2010г. дело № 2-3523

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:

судьи Хабибуллиной Р.А.,

при секретаре Юнусовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусаровой Е.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске РТ об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске РТ № от ДД.ММ.ГГГГ Гусаровой Е.И. в назначении досрочной пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального трудового стажа, решением установлено, что специальный стаж Гусаровой Е.И. составляет <данные изъяты>.

Указанным решением в специальный стаж Гусаровой Е.И. не включены периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в средней школе № г.Альметьевск по мотиву того, что наименование должности не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, и в соответствии с п.3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, на ДД.ММ.ГГГГ Гусарова Е.И. не имела стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 2/3 требуемого стажа(16 лет 8 месяцев);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя средней школы № г.Альметьевск, в виду того, что Гусарова Е.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет, согласно Разъяснению №23/24-11 от 29.11.1989г. «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста до полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, в стаж дающий право на пенсию на льготных условиях подлежит включению период отпуска женщины по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Гусарова Е.И. обратилась в суд с иском о признании данного решения незаконным, считает, что ответчик необоснованно не включил указанные периоды ее работы в специальный стаж, просит обязать ответчика включить данные периоды работы в специальный стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Представители ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске РТ Брагина Л.И. и Бадыкова Г.А. иск не признали по указанным в оспариваемом решении основаниям.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

Согласно п.19 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из трудовой книжки Гусаровой Е.И. видно, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности старшей пионервожатой в средней школе № г.Альметьевск.

Должность старшей пионервожатой не включена в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, однако оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить по нормативным документам, регулировавшим спорные отношения на момент работы истицы в указанной должности.

Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшего на момент такой работы, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. В силу п. 4 данного Положения указанная работа подлежала включению в стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения.

Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в его Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период работы истицы в должности старшей пионервожатой подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии и составляет <данные изъяты>.

Довод ответчика о том, что согласно Постановлению Правительства РФ от 22.09.1993г. N 953 с 1 октября 1993г. утратило силу Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, а истица на эту дату не выработала 2/3 педагогического стажа, поэтому период работы пионервожатой не подлежит включению в специальный стаж, несостоятелен. Учитывая, что на момент работы Гусаровой Е.И. в должности пионервожатой Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17.12.1959г. N 1397, предусматривалось включение данной работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, требование о включении указанного периода в специальный стаж правомерно.

Из пенсионного дела видно, что истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работая в должности учителя средней школы № г.Альметьевск, находилась в отпуске по уходу за ребенком Гусаровой Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, то есть свыше 1,5 лет.

Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Никаких оснований для ограничения зачета времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ни в Законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено, в связи с чем время такого отпуска полностью(три года) должно учитываться в стаж для назначения пенсии. Кроме того, поскольку отпуск по уходу за ребенком был предоставлен истице до внесения изменений в ст.167 КЗоТ РФ и продолжился после ДД.ММ.ГГГГ, то период после ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, после изменения правового регулирования, истица не имела возможности прервать отпуск по уходу и приступить к исполнению трудовых обязанностей.

Таким образом, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, и составляет <данные изъяты>.

Таким образом, специальный стаж Гусаровой Е.И. на день обращения с заявлением о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) с учетом не оспариваемого истцом специального стажа составлял <данные изъяты>, то есть она имела необходимый для назначения досрочной пенсии 25-летний специальный стаж.

При таких данных исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Решение Управления Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске РТ № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Гусаровой Е.И. во включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в средней школе № г.Альметьевск и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя средней школы № г.Альметьевск и в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии признать незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске РТ включить в специальный стаж Гусаровой Е.И. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в средней школе № г.Альметьевск и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя средней школы № г.Альметьевск и назначить Гусаровой Е.И. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Альметьевский горсуд РТ в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья: подпись

Решение вступило в законную силу «10» ноября 2010г.