РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2011 года
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Бадриева А.Н.
при секретаре Эмирбековой З.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иголкиной Н.И. о восстановлении срока для принятия наследства
УСТАНОВИЛ:
Иголкина Н.И. обратилась в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти её матери Козенковой А.С., умершей 05 августа 2003 года. В обоснование своих требований заявительница указала, что после смерти матери открылось наследство на долю в квартире № ** дома № ** по улице *** города Альметьевска, денежный вклад. Наследниками по закону являются дети Козенковой А.С. - она, Щербинина Н.И., Андреева Т.И., Козенков И.И. (сын). Заявительница указала, что не могла заниматься оформлением наследства в связи с наличием на её иждивении сына – инвалида 2-ой группы, за которым нужен уход. В связи с пропуском установленного законом срока для принятия наследства, Иголкина Н.И. просит суд восстановить ей пропущенный срок.
В судебном заседании Иголкина Н.И. заявление поддержала.
Заинтересованное лицо – нотариус Сауленко В.И. на судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело без её участия.
Заинтересованные лица – Щербинина Н.И. и Козенков И.И. с заявлением не согласились.
Выслушав объяснение заявительницы, мнение заинтересованных сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
На основании п.1 ст.1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того как, причины пропуска этого срока отпали.
Согласно п.2 ст.1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Судом установлено, что после смерти Козенковой А.С., умершей 05 августа 2003 года, открылось наследство в виде 3/8 долей в праве общей собственности на квартиру № ** в доме № ** по улице ** города Альметьевска и прав на денежные средства, внесенные в денежные вклады с Сберегательном банке РФ. Наследниками Козенковой А.С. являлись её супруг Козенков И.И, 1930 года рождения, сын Козенков И.И., 1976 года рождения, дочери Иголкина Н.И., Андреева Т.И. и Козенкова (Щербинина) Н.И. 24 июля 2007 года нотариусом Альметьевского нотариального округа Сауленко В.И. было открыто наследственное дело к имуществу Козенковой А.С.. Наследственное дело было открыто в связи с поступившими нотариусу заявлениями Козенкова И.И. – отца и Козенкова И.И. – сына о принятии наследства. 25 июля 2007 года нотариусом Сауленко В.И. остальным наследникам – Козенковой (Щербининой) Н.И., Андреевой Т.И. и Иголкиной Н.И. были направлены извещения, в которых сообщалось об открытии наследственного дела после смерти Козенковой А.С. и о необходимости в месячный срок представить нотариусу заявления о принятии наследства с просьбой выдать Свидетельство о праве на наследство и вступившее в силу решение суда о восстановлении срока для принятия наследства. Заявительница Иголкина Н.И. в судебном заседании подтвердила факт того, что в 2007 году она получила указанное извещение от нотариуса, однако от своего имени к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась, в суд за восстановлением срока для принятия наследства также не обращалась. Как видно из материалов наследственного дела, только наследница Андреева Т.И. направила нотариусу заявление с просьбой выдать ей свидетельство о праве на наследство после смерти матери.
В судебном заседании заявительница Иголкина Н.И. в обоснование причины пропуска срока для принятия наследства указала, что она ухаживала за больным отцом Козенковым И.И. и за больным сыном, являющимся инвалидом 2-ой группы. Однако, эти доводы заявительницы не могут быть признаны судом уважительной причиной пропуска срока для принятия наследства, так как Иголкина Н.И. достоверно знала о смерти матери и о наличии наследственного имущества, проживала в городе Альметьевске, то есть по месту открытия наследства, и могла обратиться к нотариусу за принятием наследства. Заявительницей не приведено суду никаких доказательств, подтверждающих невозможность её обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный законом срок. Также заявительницей не представлено суду доказательств того, что причины, в связи с которыми она не смогла обратиться к нотариусу или в суд, в настоящее время отпали.
В связи с изложенным, суд считает, что доводы заявительницы, приведенные в обоснование пропуска срока для принятия наследства не могут быть признаны уважительными, поэтому в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Иголкиной Н.и. о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти её матери отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Верховный суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд в течение 10-ти дней со дня составления мотивированного решения в окончательной форме, то есть с 04 февраля 2011 года.
Судья: