Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 марта 2011г. дело № 2-984
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
судьи Хабибуллиной Р.А.,
при секретаре Галиуллиной Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорян И.В. к ОАО «Татэнергосбыт» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Григорян И.Л. обратился в суд с иском к ОАО «Татэнергосбыт» о защите прав потребителей, указывая, что является собственником квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в его квартире отсутствовал прибор учета электроэнергии; за период с ДД.ММ.ГГГГ ответчик производил ему начисления платежей за ОДН на основании п.1 Расчета расходов электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, установленного Постановлением КМ РТ №87 от 16.02.2009г., считает, что начисления должны были производиться на основании нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, а именно, в соответствии с п.3 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г.(далее Правила). Просит обязать ответчика произвести начисление платежей за электроснабжение его квартиры по формуле 3 Приложения №2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании Григорян И.Л. иск поддержал.
Представитель ответчика ОАО «Татэнергосбыт» Гребнева О.В. иск не признала, пояснила, что формула 3 Приложения №2 к Правилам, применяется при отсутствии коллективных(общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. В связи с тем, что в данном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, а в квартире истца прибора учета электроэнергии отсутствовал до марта 2009г., расчет количества потребленной электроэнергии истцу производился с учетом п.23 Правил, а именно по формуле №9 подпункта 1 пункта 3 Приложения №2 Правил, то есть пропорционально квартирному потреблению. Постановлением Кабинета Министров РТ №87 от 16.02.2009г. для многоквартирных домов, оборудованных коллективными(общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и(или) общих(квартирных) приборов учета, был утвержден новый порядок расчета электроэнергии - по формуле п.п. «а» п.1 Постановления. После установки в квартире истца прибора учета электроэнергии, с учетом того, в доме имелись квартиры, в которых были установлены приборы учета классом точности 2,5, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к оплате за потребленную электроэнергию истцу предъявлялся объем электроэнергии, определенной по показаниям прибора учета за внутриквартирное потребление и по Постановлению №87 начисление за ОДН производилось из расчета 7кВт/ч на одного проживающего. С ДД.ММ.ГГГГ в данном доме во всех квартирах были установлены приборы учета соответствующие законодательству, поэтому с указанного времени расчет за потребленную электроэнергию истцу производится по формуле №9 подпункта 1 пункта 3 приложения №2 к Правилам, т.е. пропорционально квартирному потреблению.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за коммунальные услуги.(п.2 ч.2)
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).(ч.4)
Согласно ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.(ч.1)
Согласно ст.155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.(ч.13)
Согласно подпункта 1 пункта 3 Приложения №2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3.
Согласно подпункта 3 пункта 1 Приложения №2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле:
Pky.i = ni x Nj x Tky (формула 3), где ni - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); Nj - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для электроснабжения - кВт·час в месяц на 1 чел.); Tky - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ (для электроснабжения - руб./кВт·час).
Согласно подпункта «а» пункта 1 Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного Постановлением КМ РТ от 16.02.2009г. №87 (в ред. Постановления КМ РТ от 23.04.2009 N 257), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений: не оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по следующей формуле:
Pki = [Vin + [Vd - (Vnp + Vnn )] x Si : Sd] x Tky, где Vd - объем (количество) электроэнергии, фактически потребленной за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме (кВт. час); Vnp - суммарный объем (количество) потребленной электроэнергии за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета электроэнергии, измеренный индивидуальными приборами учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт. час на одного проживающего; Vnn - суммарный объем (количество) потребленной электроэнергии за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления электроэнергии, утвержденных в установленном порядке; Si - общая площадь i-того помещения (квартиры), не оборудованного приборами учета электроэнергии; Sd - общая площадь всех помещений (квартир) в многоквартирном доме, не оборудованных приборами учета электроэнергии; Tky - тариф на электроэнергию, установленный в соответствии с законодательством; Vin - объем (количество) электроэнергии, потребленной за расчетный период в i-том помещении, не оборудованном прибором учета, определенный исходя из нормативов потребления электроэнергии, утвержденных в установленном порядке.
Согласно ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.(ч.2)
Судом установлено, что Григорян И.Л. является собственником квартиры, находящейся по адресу: <адрес>.
Данный многоквартирный жилой дом в ДД.ММ.ГГГГ был оборудован коллективным(общедомовым) прибором учета потребляемой электроэнергии. В квартире истца прибор учета электроэнергии установлен ДД.ММ.ГГГГ
За период с ДД.ММ.ГГГГ истцу начисления за потребленную электроэнергию производились на основании п/п. «а» пункта 1 Расчета расходов электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №87 от 16.02.2009г., предусматривающего порядок начисления размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета.
Как видно из представленных ответчиком материалов, потребители коммунальных услуг заблаговременно через средства массовой информации(местную газету и местное телевидение) были уведомлены об изменении с 01.03.2009г. порядка начисления платежей за электроэнергию.
Установленный п/п. «а» п.1 Расчета, утвержденного Постановлением КМ РТ №87 от 16.02.2009г., порядок расчета платежей за потребленную электроэнергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета, отличается от приведенного выше порядка начисления платежей для указанных жилых помещений, предусмотренного п/п.1 п.3 и п/п.3 п.1 Приложения №2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N 307.
Доводы ответчика о том, что п/п «а» п.1 Расчета, утвержденного Постановлением КМ РТ №87 от 16.02.2009г., противоречит п/п.1 п.3 Приложения №2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N 307, суд находит несостоятельными.
В силу п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Подпункт «а» пункта 1 Расчета, утвержденного Постановлением КМ РТ №87 от 16.02.2009г., предусматривает определение потребления электроэнергии в квартирах, не оборудованных приборами учета, как разница в показаниях между объемом электроэнергии, фактически потребленной в многоквартирном доме по показаниям коллективного(общедомового) прибора учета и объемом электроэнергии, потребленной в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета, с учетом расхода электроэнергии на общедомовые нужды по данным жилым помещениям, с распределением количества электроэнергии(разницы) пропорционально площади не оборудованных приборами учета жилых помещений.
Расчет, утвержденный Постановлением КМ РТ №87 от 16.02.2009г., только восполняет пробелы федерального законодательства, так как п/п.3 п.1 Приложения № 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N 307, (формула 3) установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, производство истцу начислений за потребленную электроэнергию за оспариваемый период на основании п.1 Расчета, утвержденного Постановлением КМ РТ №87, является обоснованным, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Григорян И.В. в иске к ОАО «Татэнергосбыт» о защите прав потребителей отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Альметьевский горсуд РТ в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья: подпись
Решение вступило в законную силу «14» апреля 2011г.