об определении долей в праве общей совместной собственности на недвижимое имущество и установлении факта принятия наследства



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года дело № 2-1349

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Мирсаяпова А.И.,

при секретаре Леневой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салдаева С.М. к Салдаеву Ю.М. об определении долей в праве общей совместной собственности на недвижимое имущество и установлении факта принятия наследства,

У С Т А Н О В И Л:

Салдаев С.М. обратился в суд с иском к Салдаеву Ю.М. об определении долей в праве общей совместной собственности на недвижимое имущество, указывая, что после смерти его матери – ФИО1, отца – ФИО2, брата – ФИО3 открылось наследство, состоящее из жилого помещения, расположенного по адресу: РТ, <адрес>. Однако их доли в праве общей совместной собственности на данную квартиру определены не были. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону нотариусом ему было отказано, так как в договоре на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ не было указано какая доля принадлежит ФИО13., ФИО14. и ФИО15 Соглашение об определении долей на вышеназванную квартиру с ответчиком не достигнуто. В связи с чем, просил суд определить доли Салдаевой А.Н., Салдаева М.Е., и Салдаева А.М., в праве общей совместной собственности на <адрес> в размере <данные изъяты> доли у каждого.

В рамках данного спора истец заявил дополнительные исковые требования и просил суд установить факт принятия им наследства после смерти ФИО1, ФИО2, и ФИО3

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признал, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

Третье лицо – Салдаев В.М. с иском не согласен.

Выслушав объяснения сторон, третьего лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц (пункт 5).

Пунктом 1 статьи 245 ГК РФ определено, что если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

Как следует из положений статьи 196 ГК РФ, пункта 1 статьи 200 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года; течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно статье 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

На основании пункта 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (пункт 1 статьи 1143 ГК РФ).

Применительно к пункту 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В силу положений статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

На основании пункта 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет

расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В силу статьи 5 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" по гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел V "Наследственное право" применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

В соответствии со статьей 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.

Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Лица, для которых право наследования возникает лишь в случае непринятия наследства другими наследниками, могут заявить о своем согласии принять наследство в течение оставшейся части срока для принятия наследства, а если эта часть менее трех месяцев, то она удлиняется до трех месяцев.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

Судом установлено, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ в совместную собственность ФИО16 ФИО2, и ФИО3 было передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3 (л.д.6-8).

Из материалов наследственных дел, открытых к имуществу названных лиц, усматривается, что Салдаеву С.М. и Салдаеву Ю.М. на основании их заявлений о принятии наследства ДД.ММ.ГГГГ были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на денежные вклады, принадлежавшие ФИО1 и ФИО2; ДД.ММ.ГГГГ Салдаев Ю.М. обратился с заявлением к нотариусу о принятии наследства в виде <данные изъяты> доли в праве общей собственности на спорную квартиру, открывшегося после смерти брата – ФИО3, указав при этом на отсутствие других наследников.

Исходя из изложенного, суд, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, приходит к выводу о том, что Салдаев С.М. после смерти родителей принял наследство в установленном законом порядке путем подачи нотариусу заявления о принятии наследства, а потому находит его требования об определении долей ФИО1, ФИО2 и

ФИО3 (являющихся равными) в праве общей совместной собственности на спорную квартиру в размере <данные изъяты> доли у каждого, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Между тем, исковые требования Салдаева С.М. об установлении факта принятия им наследства после смерти ФИО1 и ФИО2 в силу вышеизложенного удовлетворению не подлежат, поскольку в данном случае (так как истец принял наследство после их смерти) отсутствует предмет правового пресечения.

В ходе судебного разбирательства истец пояснил, что после смерти брата – ФИО3, он забрал себе принадлежавший ему телевизор.

Указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось как в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ, так и в ходе дальнейшего рассмотрения дела.

Кроме того, данное обстоятельство нашло свое подтверждение в судебном заседании показаниями свидетеля ФИО7

Сомневаться в правдивости показаний свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда каких-либо оснований не имеется.

При таком положении суд считает, что истец применительно к положениям статьи 1152 ГК РФ, пункта 2 статьи 1153 ГК РФ принял наследство после смерти ФИО3 совершением действий, свидетельствующих о его фактическом принятии.

Ссылка представителя ответчика на пропуск Салдаевым С.М. срока исковой давности является необоснованной, поскольку истцом было принято наследство после смерти родителей, а потому спорная квартира также считается принадлежащей ему на праве собственности. В то же время, в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Кроме того, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10.03.2011 отменено по кассационной жалобе Салдаева Ю.М. решение Лениногорского городского суда от 29.11.2010, которым установлен факт принятия Салдаевым С.М. наследства после смерти ФИО3, заявление ФИО4 об установлении данного факта, поданное им в порядке особого производства, оставлено без рассмотрения.

Следовательно, о наличии возникшего между ним и ответчиком спора относительно наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО1, ФИО2 и ФИО3, а соответственно и о нарушении своих прав, истец узнал лишь ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями об установлении факта принятия наследства после смерти родителей и брата, в рамках данного спора он обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, срок исковой давности Салдаевым С.М. не пропущен.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Салдаева С.М. удовлетворить частично.

Определить доли Салдаевой А.Н., Салдаева М.Е. и Салдаева А.М. в праве общей (совместной) собственности на <адрес> в размере <данные изъяты> доли у каждого.

Установить факт принятия Салдаевым С.М. наследства, открывшего после смерти его брата – ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме 23 мая 2011 года.

Судья: А.И. Мирсаяпов