о признании незаконным решения ГУ УПФ в Альметьевском районе и г.Альметьевск



Дело №2-2045

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2011 года Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе судьи Ф.Ф. Сахабиева,

с участием истицы Л.А. Александровой,

Р.Р. Даниловой, Г.А. Бадыковой, представляющих интересы ответчика на основании доверенностей от 12.08.2009 года и от 22.03.2011 года,

при секретаре Л.И. Закировой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Александровой Л.А. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан о признании незаконным решения и о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту, -

У С Т А Н О В И Л:

Л.А. Александрова (далее -истица) обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (далее - ответчику, УПФ) о признании незаконным решения и о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту.

Требования мотивированы тем, что решением ответчика от хх.хх.хх года №*** ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет. При этом ответчиком незаконно исключены из специального трудового стажа периоды с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г., с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г. ..............., с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г., хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г. – нахождения в отпуске по уходу за ребенком ..............., ............... и с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г. ................ Считает незаконным исключение указанных периодов работы из специального трудового стажа для назначения льготной пенсии. Просила признать незаконным решение УПФ, включить периоды работы в льготный стаж и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по возрасту с хх.хх.хх года.

В судебном заседании Л.А. Александрова на удовлетворении иска настаивала.

Представители ответчика иск не признали.

Выслушав мнение явившихся лиц, исследовав материалы гражданского и пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу пунктов 3,5 (п.п.б) и 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - Список). При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости… Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил. В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико - санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно - медицинских службах, стационарах, санитарно - эпидемиологических лабораториях, санитарно - контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).

В соответствии с п.п.9,10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Решением ответчика от хх.хх.хх года №***, состоящим из четырех пунктов, истице не включены оспариваемые периоды работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", составляет *** лет *** месяцев *** дней.

Требования истицы о включении периодов с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г., с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г. ..............., с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г., хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г. – ............... в специальный стаж работы с применением льготного порядка (пункты 1 и 2 Решения от 26.02.2011 года) не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании истица не оспаривала п.4 Решения от хх.хх.хх года об отказе во включении 5 периодов её нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, необходимый для назначения льготной пенсии.

Из материалов дела следует, что ............... фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением Альметьевской центральной районной больницы, истица в период с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года работала ............... указанного пункта, в должностные обязанности которой входила и входит лечебная деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, в том числе: оказание доврачебной медицинской помощи, своевременное и в полном объёме выполнение назначений врача, оказание помощи больным на дому и т.д. (л.д.11-17).

Суд полагает, что ответчиком неправомерно в п.3 Решения не включен в специальный стаж период её работы с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г. в должности ............... фельдшерско-акушерским пунктом Альметьевской центральной районной больницы, поскольку медицинская деятельность протекала в лечебном учреждении здравоохранения и в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", указано, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке: во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций. Суд также исходя из конкретных обстоятельств данного дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал), полагает, что указанный период работы подлежит зачету в специальный стаж, необходимый для назначения льготной пенсии, и составляет *** года *** месяца.

Поскольку на дату подачи хх.хх.хх года истицей заявления о назначении льготной пенсии специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, составляет *** лет *** месяцев *** дней, суд признает незаконным п.3 Решения УПФ и обязывает ответчика назначить истице указанную пенсию, удовлетворив частично исковые требования Л.А. Александровой.

Довод представителей ответчика о том, что период работы истицы с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г. ............... не подлежит включению в специальный стаж, необходимый для назначения льготной пенсии, суд расценивает как не состоятельный, противоречащий материалам и обстоятельствам дела, а также п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), согласно которому в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке: во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций.

Возражение истицы о необходимости включения периодов с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г., с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г. ..............., с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г., хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г. – ............... в специальный стаж работы с применением льготного порядка судом не может быть принято, поскольку основано на неправильном толковании и применении истицей положений ст.167 КЗоТ РСФСР и постановления Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, -

Р Е Ш И Л :

Признать частично незаконным Решение (п.3) государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан от хх.хх.хх года №***.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан включить период работы Александровой Л.А. с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г. ............... в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан назначить с хх.хх.хх года Александровой Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Отказать в удовлетворении остальной части исковых требований Л.А. Александровой.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд РТ в течение 10 дней.

С У Д Ь Я подпись

...............

...............

...............

Решение вступило в законную силу 05 июля 2011 года

Судья