оспаривание решения УПФР



№ 2-2530

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2011 года

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шарифуллина Ш.Н.

при секретаре Коротковой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Гарифуллиной И.Н. об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г. Альметьевске РТ,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование своих требований истица указывает, что решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевск № 45/1437 от 29.04.2011 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в связи с отсутствием специального трудового стажа 30 лет, так как не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей врачебным здравпунктом НОУ Общеобразовательной средней школы «Менеджер». Считает, что ответчик неправомерно отказал ей в назначении досрочной пенсии, поскольку она работала в медицинском пункте и врачебном здравпункте, занимаемая ею должность включена в Список и применительно к пункту 6 Правил.

Решением Альметьевского городского суда РТ от 21.09.2009 года ее требования были удовлетворены частично и постановлено: обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске РТ включить периоды работы Гарифуллиной И.Н. с 20.09.1995 года по 06.04.2009 года в должности старшей медсестры школы – комплекс «Менеджер», старшей медсестры, заведующей врачебным здравпунктом НОУ «Общеобразовательная средняя школа № 23 «Менеджер» - в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по возрасту с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Ответчик с иском не согласен.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173 ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.п. 9.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.205 № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» следует, что в случае не согласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого моет быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 от 17.12.2001 г. (п.1 ст.27 и п.п. 7-13 п.1 ст.28 названного Закона), периода ее работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде( типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N340-I « О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

По смыслу статей 8 (часть2), 19 (части 1 и 2) 35 (часть1), 37 (части 1 и 3), 39(части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктом 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 3стаьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда РФ). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах взносов для работодателей – учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществляющих педагогическую, лечебную, творческую деятельность насцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 – 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет в несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 определено, что стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинское группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско – акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

На основании списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к наименованию должностей отнесены, в т.ч. медицинская сестра, старшая медицинская сестра, заведующий.

Как следует из пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.

Пунктом 1 данных Правил было установлено, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется Список), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно –медицинской академии, военно – медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно – диагностической поликлинике Военно – медицинской академии, медико – санитарно частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи ( военного округа, флота), санитарно –эпидемиологических лабораториях, санитарно – контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско – акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно – учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

На основании постановления администрации Альметьевского района и г.Альметьевска от 12.11.1998 г. № 2429 общеобразовательная школа-комплекс «Менеджер» переименована в общеобразовательную среднюю школу № 23 «Менеджер», 16.04.2003 г. был утвержден Устав НОУ «Общеобразовательная средняя школа № 23 «Менеджер». Приказом директора школы от 15.09.2002 г. № 10 медпункт при школе № 23 «Менеджер» переименован в здравпункт с 15.09.2002 г., 01.11.2002 г. начальником управления здравоохранения Альметьевского района и г.Альметьевска Министерства здравоохранения РТ утверждено Положение о врачебном здравпункте школы № 23 «Менеджер согласно которого он является структурным подразделением школы, предназначенным для оказания первичной медицинской помощи.

По сообщению начальника муниципального учреждения «Управление здравоохранения Альметьевского муниципального района» от 17.06.2009 г. № 948 при открытии в 1995 году школы – комплекс «Менеджер» медпункт являлся ее структурным подразделением, далее он был с 15.09.2002 г. преобразован во врачебный здравпункт. 20.04.2011 г. истица обратилась к ответчику с заявлением назначении досрочной пенсии по старости.

Суд считает, что ответчиком неправомерно исключен из специального стажа истицы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей врачебным здравпунктом НОУ «Общеобразовательная средняя школа «Менеджер», поскольку она работала в врачебном здравпункте, которое являлось структурным подразделением названной школы, занимаемая должность включена в Список и применительно к пункту 6 Правил, работа истицы в вышеуказанной должности в структурном подразделении организации дает ей право на включение спорного периода в специальный стаж при назначении досрочной трудовой пенсии.

При таких обстоятельствах, суд считает заявление обоснованным, законным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.12,56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Гарифуллиной И.Н. удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске РТ включить периоды работы Гарифуллиной И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом НОУ «Общеобразовательная средняя школа «Менеджер» в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и ной деятельности по охране здоровья населения и назначить пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через Альметьевский горсуд.

Судья: Шарифуллин Ш.Н.

Решение не вступило в законную силу.