Дело №2-2336 Именем Российской Федерации 19 июля 2011 года Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе судьи Ф.Ф. Сахабиева, с участием истицы В.Н. Фадеевой, Л.И. Брагиной, Л.А. Кирилловой, представляющих интересы ответчика на основании доверенностей от хх.хх.хх года и от хх.хх.хх года, при секретаре Л.И. Закировой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Фадеевой В.Н. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан о признании незаконным решения и о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту, - У С Т А Н О В И Л: В.Н. Фадеева (далее -истица) обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (далее - ответчику, УПФ) о признании незаконным решения и о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту. Требования мотивированы тем, что решением ответчика от хх.хх.хх года №*** отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет. При этом ответчиком незаконно исключены из специального трудового стажа периоды с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. .............., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. .............., в связи с нахождением на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. ............... Считает незаконным исключение указанных периодов работы из специального трудового стажа для назначения льготной пенсии. Просила признать незаконным решение УПФ, включить периоды работы в льготный стаж и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по возрасту с хх.хх.хх года. В судебном заседании В.Н. Фадеева на удовлетворении иска настаивала. Представители ответчика иск не признали. Выслушав мнение явившихся лиц, исследовав материалы гражданского и пенсионного дела, суд приходит к следующему. Согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу пунктов 3,5 (п.п.б) и 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - Список). При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости… Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил. В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико - санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно - медицинских службах, стационарах, санитарно - эпидемиологических лабораториях, санитарно - контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей). В соответствии с п.п.9,10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы. Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В силу пунктов 4,5,9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02 мая 2006 года №266, с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 года №261-О), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. При переводе работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу. Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды отстранения от работы (недопущения к работе), если работник был отстранен по следующим причинам: появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; на основании медицинского заключения в связи с выявленными противопоказаниями для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором (кроме случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 12 настоящих Правил); по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; в случае, если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; в случае, если работник не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр; в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Уточненным Решением ответчика (Вариант 1) №*** от хх.хх.хх г. истице не включены оспариваемые периоды работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", составляет *** лет *** месяцев *** дней. Вместе с тем период работы истицы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. (*** месяцев *** дней) .............. .............. включен и засчитан ответчиком в специальный стаж для назначения льготной пенсии наряду с периодом с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года, которые составили *** года *** месяцев *** дня в льготном исчислении с применением сельского коэффициента. Из материалов дела следует, что К-ий фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением А-ой центральной районной больницы, истица в период с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года работала .............. указанного пункта, в должностные обязанности которой входила и входит лечебная деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, в том числе: оказание доврачебной медицинской помощи, своевременное и в полном объёме выполнение назначений врача, оказание помощи больным на дому и т.д. Суд полагает, что ответчиком неправомерно в Варианте 1 уточненного Решения не включен в специальный стаж период работы с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г. в должности .............. .............. фельдшерско-акушерским пунктом .............. центральной районной больницы, поскольку медицинская деятельность протекала в лечебном учреждении здравоохранения и в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", указано, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке: во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций. Суд также исходя из конкретных обстоятельств данного дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал), полагает, что указанный период работы подлежит зачету в специальный стаж, необходимый для назначения льготной пенсии, и составляет *** года *** месяца или *** года *** месяцев *** дней в льготном исчислении с применением сельского коэффициента 1:3 (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Суд считает, что оспариваемые периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года №516 периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, в том числе период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, включаются в специальный стаж и не входят в специальный Перечень отстранения от работы либо простоя, который не засчитывается в специальный трудовой стаж, кроме того повышение профессиональной квалификации является обязанностью каждого медицинского работника, истица была направлена на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, в эти периоды работодателем уплачивались страховые взносы. Эти периоды обучения истицы составляют *** месяцев *** день в календарном исчислении или *** месяцев *** дней в льготном исчислении с применением сельского коэффициента 1:3 (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Поскольку на дату подачи хх.хх.хх года истицей письменного заявления о назначении льготной пенсии специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, составлял *** лет *** месяца *** дня, суд признает незаконным Вариант 1 уточненного Решения УПФ и обязывает назначить указанную пенсию, удовлетворив в полном объеме исковые требования В.Н. Фадеевой. Довод представителей ответчика о том, что период работы истицы с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г. в должности .............. фельдшерско-акушерским пунктом .............. центральной районной больницы не подлежит включению в специальный стаж, необходимый для назначения льготной пенсии, суд расценивает как не состоятельный, противоречащий материалам и обстоятельствам дела, а также п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), согласно которому в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке: во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций. Довод представителей УПФ о том, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. не подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, основан не неправильном толковании и применении ими Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года №516. Довод истицы о том, что период работы с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года в должности .............. .............. фельдшерско-акушерским пунктом .............. центральной районной больницы не включен и не засчитан ответчиком в специальный стаж для назначения льготной пенсии, суд расценивает как несостоятельный и не основанный на правильном арифметическом действии. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, - Р Е Ш И Л : Признать незаконным уточненное Решение (Вариант 1) государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске РТ от хх.хх.хх года №***. Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан включить период работы Фадеевой В.Н. с хх.хх.хх по хх.хх.хх г.г. в должности .............. фельдшерско-акушерским пунктом .............. центральной районной больницы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан назначить с хх.хх.хх года Фадеевой В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд РТ в течение 10 дней. С У Д Ь Я подпись .............. .............. .............. Решение вступило в законную силу 01 августа 2011 года Судья