о признании права собственности на недвижимое имущество



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2011 года дело № 2-2825

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Мирсаяпова А.И.,

при секретаре Назаровой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ситдиковой Н.М. к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Ситдикова Н.М. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что Ситдиковой М.Г., которая приходилась ее супругу – Ситдикову Ф.Г. сестрой, на основании договора дарения от (дата) принадлежал на праве собственности жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>. В результате пожара, произошедшего (дата), указанный жилой дом был уничтожен. Однако сохранился фундамент дома и надворные постройки: баня, предбанник и сарай. (дата) Ситдикова М.Г. умерла. Открывшееся наследство наследниками по закону первой очереди: сыном – Фаткуллиным И.В. и дочерью – Фаткуллиной С.В. не принималось. Наследство было принято Ситдиковым Ф.Г., который за свой счет производил содержание наследственного имущества, оплачивал налоги, пользовался баней, сараем и земельным участком для посадки насаждений, восстановил фундамент. При жизни Ситдиков Ф.Г. право собственности на наследственное имущество надлежащим образом не оформил. После его смерти наследство фактически было принято истицей. В связи с чем, просила суд признать за ней право собственности в порядке наследования на имущество, открывшееся после смерти Ситдикова Ф.Г. в виде бани, предбанника, сарая, фундамента и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истицы заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив также, что право собственности на земельный участок за истицей просит признать как возникшее по приобретательной давности.

Представитель ответчика иск не признала.

Третье лицо – Рахимова З.Ф. с иском согласна.

Третьи лица - Фаткуллина С.В., Фаткуллин И.В., Фаткуллин В.Н., Бокова А.Ф., Ситдиков Ф.Ф., Буланова Г.Ф., Рахимов И.Ф. о дне слушания дела извещены.

Выслушав объяснения сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В порядке, определенном статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно статье 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

На основании пункта 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (пункт 1 статьи 1143 ГК РФ).

Применительно к пункту 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В силу положений статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

На основании пункта 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В силу статьи 5 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" по гражданским правоотношениям, возникшим до введения в

действие части третьей Кодекса, раздел V "Наследственное право" применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

В соответствии со статьей 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.

Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Лица, для которых право наследования возникает лишь в случае непринятия наследства другими наследниками, могут заявить о своем согласии принять наследство в течение оставшейся части срока для принятия наследства, а если эта часть менее трех месяцев, то она удлиняется до трех месяцев.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 23.04.1991 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании" (утратил силу 26.04.2007) давалось разъяснение, что под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства (ст. 546 ГК РСФСР), следует иметь в виду любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии или уплату налогов, страховых взносов, других платежей, взимания квартплаты с жильцов, проживающих в наследственном доме по договору жилищного найма, производство за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 549 ГК РСФСР, или погашение долгов наследодателя и т.п.

Судом установлено, что на основании договора дарения от (дата) Ситдиковой М.Г. принадлежал на праве собственности жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>.

Из технического паспорта домовладения за (дата) год (л.д.68-77) усматривается, что в состав жилого дома входят также сени, сарай, баня, т.е. спорные хозяйственные постройки указаны единым объектом, и как самостоятельные объекты недвижимости на инвентаризационный учет не были поставлены и не учтены.

Таким образом, только в единстве всех своих частей, связанных общим хозяйственным назначением, располагаясь на одном едином земельном участке, названный жилой дом являлся объектом права собственности.

В результате пожара, произошедшего (дата), указанный жилой дом был уничтожен. Однако сохранился фундамент дома и надворные постройки: баня с предбанником и сарай.

(дата) Ситдикова (после замужества – Фаткуллина) М.Г. умерла.

После смерти Фаткуллиной М.Г. наследство принял ее брат – Ситдиков Ф.Г., совершением действий, свидетельствующих о его фактическом принятии, а именно он производил содержание наследственного имущества, пользовался баней, сараем и земельным участком для посадки насаждений, оплачивал налоги со строений (л.д.64), возвел фундамент.

Указанные обстоятельства в судебном заседании представителем ответчика не оспаривались.

(дата) Ситдиков Ф.Г. умер.

Суд находит доводы истицы о фактическом принятии ею наследства после смерти супруга состоятельными, поскольку на момент его смерти они вместе проживали по <адрес>, Ситдикова Н.М. проводила поминальные обеды после смерти супруга (л.д. 65 оборот), совместное проживание к моменту его смерти свидетельствует о владении, пользовании и распоряжении истицей предметами первой необходимости и домашнего обихода, принадлежавшими наследодателю.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав.

При таких обстоятельствах, поскольку Ситдиков Ф.Г. фактически принял наследство после смерти своей сестры – Фаткуллиной М.Г. (которая являлась собственником упомянутого жилого дома и надворных построек), вступив в права наследника имущества, впоследствии возвел на земельном участке фундамент, а истица, в свою очередь, приняла наследство после смерти своего супруга Ситдикова Ф.Г., ее требования в части признания за ней права собственности на баню, предбанник, сарай, фундамент, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требования Ситдиковой Н.М. о признании за ней права собственности на земельный участок удовлетворению не подлежат, поскольку ею не предоставлено допустимых доказательств подтверждающих, что Фаткуллиной М.Г. на каком-либо праве предоставлялся вышеуказанный земельный участок.

Кроме того, как следует из сообщения Управления Росреестра по Республике Татарстан от (дата) (л.д.56), регистрация прав на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.

Отсутствие разграничения прав на спорный земельный участок между Российской Федерацией, Республикой Татарстан и муниципальным образованием, при отсутствии зарегистрированных прав собственности иных лиц на спорный земельный участок относит данный участок к землям, находящимся в государственной собственности (статья 16 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, спорный земельный участок не является бесхозяйным, а находится в государственной собственности и потому право собственности на него может быть приобретено в порядке, установленном земельным законодательством.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ситдиковой Н.М. удовлетворить частично.

Признать за Ситдиковой Н.М. право собственности в порядке наследования на баню, площадью <данные изъяты> кв.м., предбанник, площадью <данные изъяты> кв.м., сарай, площадью <данные изъяты> кв.м., фундамент, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме 18 октября 2011 года.

Судья: А.И. Мирсаяпов