о признании действий сотрудников ОГИБДД отдела МВД Российской Федерации по Альметьевскому району незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2011 года дело № 2-4024

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Мирсаяпова А.И.,

при секретаре Давлетшине Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Миннуллина Р.Г. о признании действий сотрудников ОГИБДД отдела МВД Российской Федерации по Альметьевскому району незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Миннуллин Р.Г. обратился в суд с указанным заявлением, уточненным в процессе рассмотрения дела, в котором просил признать незаконными действия сотрудников ОГИБДД отдела МВД Российской Федерации по Альметьевскому району по снятию автомобиля <данные изъяты>, с государственного регистрационного учета и уничтожению государственных регистрационных знаков; обязать отдел МВД Российской Федерации по Альметьевскому району в лице ОГИБДД устранить допущенные нарушения путем постановки названного автомобиля на государственный регистрационный учет с существующими идентификационной маркировкой (VIN) <данные изъяты>, номером двигателя <данные изъяты>, кузова <данные изъяты> и выдачей государственных регистрационных знаков.

В обоснование требований указал, что Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от (дата) по делу <данные изъяты> ему была разрешена эксплуатация данного автомобиля с существующими идентификационными номерами агрегатов автомобиля, на ОГТО и РАС ГИБДД при Альметьевском УВД возложена обязанность проводить ежегодно технический осмотр автомобиля. (дата) инспектор ГИБДД ФИО произвел задержание автомобиля и поместил его на специализированную стоянку, ссылаясь на изменение его номерных агрегатов. По данному факту постановлением дознавателя отдела МВД России по Альметьевскому району от (дата) было возбуждено уголовное дело. Постановлением от (дата) паспорт транспортного средства и сам автомобиль были ему возвращены. Несмотря на это сотрудниками ОГИБДД отдела МВД Российской Федерации по Альметьевскому району спорный автомобиль был снят с регистрационного учета, государственные регистрационные знаки

уничтожены. Считал указанные действия противоречащими упомянутому судебному постановлению и действующему законодательству, нарушающими его имущественные права.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель отдела МВД Российской Федерации по Альметьевскому району с заявлением не согласилась.

Выслушав объяснения заявителя и заинтересованного лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу части 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Представление на регистрацию автомобиля, имеющего иные номерные обозначения узлов и агрегатов, чем те, которые указаны в паспорте транспортного средства, по сути, означает отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Регистрация такого автомобиля прямо запрещена пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

В силу пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, запрещается эксплуатация

транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

Подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, предусмотрено право ГИБДД не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним: имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

Решением Верховного Суда РФ от 26 сентября 2003 года оставлено без удовлетворения заявление о признании противоречащим закону пп. "з" п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711.

При этом порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (далее – Правила).

Пунктом 3 данных Правил предусмотрено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

При этом пунктом 51 указанных Правил определено, что не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" следует, что исходя из смысла части 4 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 61, части 2 статьи 209 ГПК РФ лица, не участвовавшие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами. В указанном случае суд выносит решение на основе исследованных в судебном заседании доказательств.

Судом установлено, что согласно паспорту транспортного средства от 13.03.2006 Миннуллин Р.Г. является собственником автомобиля марки <данные изъяты>, идентификационная маркировка <данные изъяты>.

Данный автомобиль поставлен на учет в МРЭО ГИБДД УВД г. Альметьевска (дата).

Из письма начальника филиала Национального центрального бюро Интерпола от (дата) на имя начальника КМ Альметьевского УВД следует, что автомашина марки <данные изъяты>, разыскивается по инициативе НЦБ Интерпола Словакии по факту кражи (дата).

Согласно справке эксперта автотехнической лаборатории ЭКЦ МВД по РТ от (дата), табличка <данные изъяты> на данном автомобиле изготовлена и установлена не заводским способом, изменена маркировка кузова - <данные изъяты>, первоначальная маркировка <данные изъяты>.

По данному факту постановлением дознавателя отдела МВД России по Альметьевскому району от (дата) возбуждено уголовное дело.

В связи с изложенными обстоятельствами, регистрационный учет спорного автомобиля был аннулирован, государственные регистрационные знаки уничтожены.

При таком положении, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае в силу пунктов 3 и 51 Правил вышеупомянутый автомобиль не может быть принят к производству регистрационных действий, при этом совершенное (дата) регистрационное действие со спорным транспортным средством считается недействительным и подлежало

аннулированию, а регистрационные документы, паспорт транспортного средства и регистрационные знаки сдаче в регистрационное подразделение.

Поскольку указанный автомобиль, имеет иные номерные обозначения узлов и агрегатов, чем те, которые указаны в паспорте транспортного средства, по сути, это означает отсутствие документа, удостоверяющего соответствие данного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, следовательно, автомобиль заявителя не соответствует установленным требованиям безопасности дорожного движения, а потому его регистрационный учет не может быть восстановлен.

Доводы представителя заявителя о том, что Решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от (дата) по делу <данные изъяты> имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, судом отклоняются, поскольку отдел МВД России по Альметьевскому району по тому делу не участвовал, при этом факт изготовления и установки таблички VIN автомобиля не заводским способом, а также изменения маркировки его кузова был установлен только (дата).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителем действия приняты соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Миннуллина Р.Г. о признании действий сотрудников ОГИБДД отдела МВД Российской Федерации по Альметьевскому району незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме (дата).

Судья: А.И. Мирсаяпов