признание отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 декабря 2011 года.

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Бадриева А.Н.,

секретаря Эмирбековой З.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фархутдинова *** к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района и МУ «Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района» о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным и наложении обязанности предоставить земельный участок в собственность

У С Т А Н О В И Л:

Фархутдинов А.Я. (далее – истец) обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района и МУ «Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» (далее – ответчики) о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным и наложении обязанности предоставить земельный участок в собственность. В обоснование иска истец указал, что с 1991 года он является членом садоводческого товарищества <данные изъяты> и ему был отведен земельный участок под номером для садоводческой и огороднической деятельности в районе деревни <данные изъяты>. Он пользуется указанным участком. В 2009 году он решил оформить этот участок в собственность, для чего провел межевание и его участку был присвоен кадастровый площадью 769 кв. метров. 01 июля 2011 года он обратился с заявлением в МУ «Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ» об оформлении земельного участка в собственность. Согласно ответа от 24.10.2011 года за исх. № 6510/203, Исполком Альметьевского муниципального района согласовал предоставление ему участка только в аренду и по результатам торгов, в предоставлении земельного участка в собственность ему было отказано. Истец считает указанный отказ незаконным в силу ст. 28 Федерального закона РФ от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и просит суд обязать ответчиков предоставить ему указанный участок в собственность бесплатно.

Представители Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района и МУ «Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ» иск не признали.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям регламентированы статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон). Согласно указанной статьи:

1. Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

2. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

3. Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

4. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:

- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);

сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

5. Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;

- выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;

- учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Как видно из Решения Исполкома Альметьевского районного Совета народных депутатов № 371 от 30.10.1991 года, было решено утвердить отвод земель под коллективные сады для работников молкомбината на площади 6,0 га, в т.ч. пашни 6,0 га, горкома профсоюза работников культуры на площади 15 га, в т.ч. пашни 14,40 га, пастбищ 0,60 га, прокуратуры города на площади 1,0 га, в т.ч. пашни 1,0 га, Альметьевскому райсовету 3,0 га, в т.ч. пашни 3,0 га из землепользования совхоза «Чишминский» в постоянное пользование (л.д. 5).

Судом установлено, что истец 05 апреля 2011 года обратился к руководителю Исполкома Альметьевского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в садовом товариществе <данные изъяты> в собственность (л.д. 9). Заместитель Председателя МУ «Палата земельных и имущественных отношений» в своем ответе от 22 апреля 2011 года сообщил истцу, что необходимо предоставить выписку из единого государственного реестра юридических лиц, содержащую сведения о садовом товариществе, ходатайство правления садового товарищества, а также список членов садового товарищества (л.д. 9 оборотная).

Суд считает, что указанный ответ заместителя Председателя МУ «Палата земельных и имущественных отношений» не может быть признан отказом истцу в его требованиях, поскольку отказ в нем не содержится. Кроме того, требования о предоставлении перечисленных документов, изложенные в ответе, правомерны и соответствуют тем условиям, которые установлены пунктом 4 ст. 28 вышеназванного Закона.

Далее, истец обратился к ответчику 01 июля 2011 года с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 11). Письмом от 24 октября 2011 года Председатель Палаты земельных и имущественных отношений в ответ на указанное заявление рекомендовал истцу представить градостроительный план, ходатайство главы сельского поселения и распоряжение главы сельского поселения о присвоении почтового адреса (л.д. 12).

Суд считает, что указанный ответ Председателя МУ «Палата земельных и имущественных отношений» также не может быть признан отказом истцу в его требованиях, поскольку отказ в нем не содержится. Условия предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство регламентировано ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, как установлено судом, дачное некоммерческое товарищество <данные изъяты> зарегистрировано в государственном реестре юридических лиц только 12 июля 2011 года (л.д. 24,25). Согласно п. 1.4 Устава дачного некоммерческого товарищества <данные изъяты> товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации (л.д. 30). До указанного времени оно не было юридическим лицом, и, соответственно, не могло иметь в собственности или в оперативном управлении какое-либо имущество, в том числе земельные участки. Следовательно, истец до регистрации дачного некоммерческого товарищества не имел права на передачу в его собственность земельного участка, расположенного в этом товариществе. Поэтому, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Вместе с тем суд констатирует, что после государственной регистрации дачного товарищества <данные изъяты> в реестре юридических лиц истец не лишен возможности вновь обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность с приложением всех предусмотренных Законом документов.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Фархутдинова *** к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района и МУ «Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района» о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, и наложении обязанности предоставить земельный участок в собственность отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда в окончательной форме, то есть с 30 декабря 2011 года.

Судья: