Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 мая 2012 года дело № 2-1428 Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Мирсаяпова А.И., при секретаре Давлетшине Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фарутдиновой Р.Ш. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан о признании незаконным решения, У С Т А Н О В И Л: В обоснование своих требований истица указала, что (дата) она обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан (далее – УПФР) за назначением досрочной трудовой пенсии, полагая, что выработала необходимый тридцатилетний стаж работы. Решением УПФР за №<данные изъяты> от (дата) ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием специального трудового стажа. Считая данный отказ незаконным, Фарутдинова Р.Ш. обратилась с настоящим иском в суд. В процессе судебного разбирательства истица уточнила заявленные требования, окончательно просила суд признать решение УПФР за №<данные изъяты> от (дата) об отказе в назначении ей досрочной пенсии по старости незаконным; обязать ответчика включить в ее специальный трудовой стаж периоды работы с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) с применением сельского коэффициента, год работы засчитывая как год и три месяца; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с (дата). Представители ответчика иск не признали. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2). В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Из разъяснений, содержащихся в пунктах 9 и 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" следует, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа. При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы. Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066). Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке. В Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 предусмотрены наименования должностей и учреждений, работа в которых предоставляет право на получение досрочной пенсии. В указанном Списке в разделе "Средний медицинский персонал" есть наименование должности "заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер; медицинским пунктом - фельдшер" и в наименовании учреждений - "Фельдшерско-акушерский пункт". Судом установлено, что решением УПФР от (дата) за №<данные изъяты> истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием специального трудового стажа в 30 лет. При отказе в назначении пенсии по выслуге лет ответчиком были засчитаны в календарном порядке периоды ее работы в качестве акушерки Кульшариповского фельдшерско-акушерского пункта Альметьевской центральной районной больницы с (дата) по (дата) ввиду нахождения истицы в это время в отпуске по уходу за ребенком; не включены в специальный стаж работы периоды ее работы с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в должности заведующей Кульшариповским фельдшерско-акушерским пунктом Альметьевской центральной районной больницы, с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в качестве медицинской сестры детского кабинета врачебной амбулатории совхоза Токарликова, с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в качестве медицинской сестры участковой врачебной амбулатории ОАО Токарликова в Альметьевской центральной районной больнице. Суд считает, что никаких оснований для ограничения зачета времени нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком в нормативных правовых актах, действовавших в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, не устанавливалось, в связи с чем, время такого отпуска должно включаться в стаж для назначения пенсии в льготном исчислении. Время нахождения в отпуске по уходу за ребенком полностью по правовым последствиям приравнено законодателем ко времени основной работы женщины, поэтому при кратном зачете времени работы для пенсионных целей и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком должно засчитываться в льготном исчислении. Требования истицы об обязании включить в ее специальный стаж периоды работы с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в должности заведующей Кульшариповским фельдшерско-акушерским пунктом Альметьевской центральной районной больницы, суд также находит обоснованными. Возражая против удовлетворения исковых требований в данной части, представители ответчика указали, что в наименовании ее должности отсутствует приставка «фельдшер», вместе с тем, факт работы ее в спорный период в качестве фельдшера, не оспаривали. Следовательно, пропуск работодателем в трудовой книжке словосочетания «фельдшер», не может ограничивать ее пенсионные права. Факт наличия различных наименований должности истицы, суд считает необходимым расценить как терминологический недостаток, который не может служить основанием для отказа во включении спорного периода ее работы в специальный стаж. Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истицы на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ. На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Статьей 112 КЗоТ РСФСР было предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Исходя из положений статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, соответственно, они подлежат включению в ее специальный стаж. При таком положении суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Исковые требования Фарутдиновой Р.Ш. удовлетворить. Признать Решение Управления Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан за №<данные изъяты> от (дата) об отказе в назначении Фарутдиновой Р.Ш. досрочной пенсии по старости незаконным. Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан включить в специальный трудовой стаж Фарутдиновой Р.Ш. в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 3 месяца) периоды ее работы в качестве акушерки Кульшариповского фельдшерско-акушерского пункта Альметьевской центральной районной больницы с (дата) по (дата); с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в должности заведующей Кульшариповским фельдшерско-акушерским пунктом Альметьевской центральной районной больницы, с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в качестве медицинской сестры детского кабинета врачебной амбулатории совхоза Токарликова, с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в качестве медицинской сестры участковой врачебной амбулатории ОАО Токарликова в Альметьевской центральной районной больнице. Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан назначить Фарутдиновой Р.Ш. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с (дата). Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья: А.И. Мирсаяпов