о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налогов и взыскании процентов, подлежащих уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата излишне уплаченных налогов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2012 года дело № 2-2449

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Мирсаяпова А.И.,

при секретаре Назаровой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеевой Ю.В. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №16 по Республике Татарстан о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налогов и взыскании процентов, подлежащих уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата излишне уплаченных налогов,

У С Т А Н О В И Л:

Моисеева Ю.В. обратилась в суд с вышеназванным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Республике Татарстан (далее - МРИ ФНС России N 16 по Республике Татарстан, налоговый орган), указывая, что в (дата) года ею была получена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на (дата), из которой усматривалась переплата в бюджеты различных уровней, в том числе по налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, однако решением от (дата) ответчик в возврате излишне уплаченных налогов отказал по мотиву истечения трехлетнего срока со дня уплаты, тогда как актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на (дата) была установлена переплата по налогам в размере, (сумма) рубля.

Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на пропуск истицей срока исковой давности по заявленным требованиям.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне

взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

В силу пунктов 1, 3 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска указанного в нем срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).

Как видно из материалов дела, (дата) Моисеева Ю.В. (прекратившая свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (дата)), обратилась в МРИ ФНС России N 16 по Республике Татарстан с заявлением о предоставлении справки о состоянии расчетов с бюджетом (л.д.12).

В тот же день Моисеевой Ю.В. получена от налогового органа справка за № <данные изъяты> о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на (дата), содержащая сведения о переплате в бюджеты различных уровней по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), налогу на добавленную стоимость (НДС), единому социальному налогу (ЕСН) на сумму в (сумма) рублей.

(дата) ею подано в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченных налогов.

Решением за № <данные изъяты> от (дата) налоговым органом в их возврате отказано по мотиву подачи заявления по истечении трехлетнего срока со дня уплаты налогов.

Информационным письмом №<данные изъяты> от (дата) налоговым органом предоставлен истице акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на (дата), по которому за ней числится переплата по НДФЛ, НДС и ЕСН в сумме (сумма) рублей.

Согласно карточкам лицевого счета переплата по ЕСН, НДС образовалась в связи с перечислениями истицей в (дата) году, по НДФЛ - в периоды с (дата) по (дата) годы (л.д.44-48).

При таких данных, учитывая, что переплата за Моисеевой Ю.В. по налогам образовалась в период с (дата) по (дата) годы, тогда как заявление о возврате было подано только в 2010 году, суд, руководствуясь пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации приходит к выводу о пропуске истицей трехлетнего срока подачи заявления о возврате из бюджета или зачете излишне переплаченных сумм налогов, взносов и пеней.

Довод представителя истицы, по существу сводящийся к утверждению о том, что, поскольку со стороны налогового органа имело место неисполнение обязанности перед налогоплательщиком по информированию о каждом ставшем известным факте переплаты и сумме излишне уплаченного налога, в связи с чем начало течения соответствующего срока необходимо исчислять с момента получения ею от налогового органа справки от (дата), не принимается во внимание по следующим основаниям.

Как с достоверностью установлено материалами дела, переплата Моисеевой Ю.В. по налогам образовалась в период с (дата) по (дата) годы. При этом несообщение ей налоговым органом о факте излишне уплаченных налогов не влияет на течение соответствующего срока, поскольку именно налогоплательщик является лицом, обязанным самостоятельно и правильно исчислять и уплачивать налоговые платежей вне зависимости от действий (бездействия) налогового органа.

При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах, сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Согласно подпунктам 10 и 11 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня

поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

Также налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

В течение всего рассматриваемого периода препятствий к получению от налогового органа информации о состоянии расчетов, к проведению сверки расчетов у истицы не имелось.

Доказательств тому, что в предусмотренный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетний срок она обращалась в налоговый орган по вопросу возврата или зачета образовавшихся переплат, истицей суду не представлено.

При таком положении требования истицы об обязании ответчика возвратить излишне уплаченные суммы налогов, не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

Поскольку остальные требования производны от первоначального, в их удовлетворении также надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Моисеевой Ю.В. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №16 по Республике Татарстан о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налогов и взыскании процентов, подлежащих уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата излишне уплаченных налогов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 10 сентября 2012 года.

Судья: А.И. Мирсаяпов