Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 сентября 2012 года дело № 2-2604 Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Мирсаяпова А.И., при секретаре Назаровой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аджимухамедовой Т.М. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан об оспаривании решения, У С Т А Н О В И Л: В обоснование своих требований истица указала, что (дата) она обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан (далее – УПФР, ответчик) за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, полагая, что выработала необходимый двадцатипятилетний стаж работы. Решением ответчика от (дата) за №<данные изъяты> ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа в 25 лет. В ее специальный трудовой стаж не были включены, в том числе периоды работы с (дата) по (дата) в должности инструктора по физической культуре ясли-сада № <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности воспитателя по физкультуре ясли-сада № <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности воспитателя по физкультуре в учебно-воспитательном и оздоровительном комплексе <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности воспитателя по физкультуре в ясли – саду - школе № НГДУ «Ямашнефть», с (дата) по (дата) в должности инструктора по физкультуре в ясли – саду – школе № <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности инструктора по физкультуре начальной школы – детского сада <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности инструктора по физкультуре в прогимназии <данные изъяты>». Считая данный отказ незаконным, ФИО3 обратилась с настоящим иском в суд. Просит признать названное решение УПФР незаконным; обязать ответчика включить вышеперечисленные периоды в ее специальный стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с (дата). Представители ответчика иск не признали. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Судом установлено, что решением УПФР от (дата) за №<данные изъяты> Аджимухамедовой Т.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа в 25 лет. При отказе в назначении пенсии по выслуге лет ответчиком не были включены в ее специальный стаж, в том числе спорные периоды работы с (дата) по (дата) в должности инструктора по физической культуре ясли-сада № <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности воспитателя по физкультуре ясли-сада № <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности воспитателя по физкультуре в учебно-воспитательном и оздоровительном комплексе <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности воспитателя по физкультуре в ясли – саду - школе № <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности инструктора по физкультуре в ясли – саду – школе № <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности инструктора по физкультуре начальной школы – детского сада <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности инструктора по физкультуре в прогимназии <данные изъяты>». Суд считает, что в специальный стаж работы истицы должны быть засчитаны периоды работы с (дата) по (дата) в должности воспитателя по физкультуре ясли-сада № <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности воспитателя по физкультуре в учебно-воспитательном и оздоровительном комплексе <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности воспитателя по физкультуре в ясли – саду - школе № <данные изъяты>», поскольку должность «воспитатель» предусмотрена как Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, так и Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. При этом указание на вид воспитательной работы, не может служить основанием для отказа во включении в специальный стаж указанных периодов. Должность истицы в эти периоды фактически была – воспитатель. Указание – «по физической культуре» носит конкретизирующий характер. В то же время, истица с (дата) по (дата) находилась в отпуске по уходу за ребенком, однако в силу норм Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" названный период с 06.10.1992 перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, а потому период ее работы в должности воспитателя по физкультуре в учебно-воспитательном и оздоровительном комплексе <данные изъяты>» подлежит включению в специальный стаж с (дата) по (дата). Довод представителей ответчика в обоснование своих возражений против удовлетворения исковых требований о том, что наименования данных структурных подразделений организации не предусмотрены пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" судом не принимается по следующим основаниям. Приказом начальника <данные изъяты>» от (дата) за №<данные изъяты> с (дата) на базе существующих ясли-садов № <данные изъяты> был создан «Учебно-воспитательный оздоровительный комплекс <данные изъяты>». Приказом от (дата) за № <данные изъяты> он был переименован в ясли-сад-школу. Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других образовательных учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 N 463, аналогичным Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, а также Списком должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрено, что работа в указанных должностях (воспитатель) в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли), школах всех типов и наименований, школах-детских садах засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Наименования учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, как учебно-воспитательный и оздоровительный комплекс, ясли-сад-школа, в этих Списках отсутствуют. Однако, из пояснений истицы следует, что после переименования данных образовательных учреждений они продолжали осуществлять те же цели, задачи, функции, что и ясли-сады, являясь образовательными учреждениями для детей. Данные обстоятельства в судебном заседании представителями ответчика не оспаривались, кроме того, это подтверждается и содержанием положений о данных учреждениях. Между тем, пенсионный орган зачел период работы истицы в должности воспитателя ясли-сада №<данные изъяты> с (дата) по (дата) в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, а периоды ее работы в той же должности в отмеченных выше учреждениях не были зачтены в специальный стаж. То обстоятельство, что работа истцы проходила в частных образовательных учреждениях, являющихся структурными подразделениями <данные изъяты> не является основанием для отказа во включении периодов работы в должности воспитателя по физической культуре в специальный стаж и не влияет на основания возникновения ее пенсионных прав. Отсутствие у частных образовательных учреждений прав юридического лица также не может служить основанием для отказа во включении периодов работы в должности воспитателя по физической культуре в специальный стаж, поскольку в вышеуказанных нормативных актах нет ссылок на то, что перечисленные в Списке образовательные учреждения и организации должны быть юридическими лицами. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере образования, отказ истице во включении в специальный стаж периодов работы в зависимости от правового статуса учреждения, приведет к ущемлению ее конституционного права. Вместе с тем, у суда отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж истицы периодов ее работы в должности инструктора по физической культуре. Должность инструктора по физической культуре в детском дошкольном учреждении была введена приказом Министерства просвещения СССР от 31 августа 1987 года N 167 "О дополнении штатов дошкольных учреждений, условиях оплаты труда и продолжительности отпуска инструкторов по физкультуре этих учреждений". Как следует из преамбулы приказа, должность вводилась для обучения детей в детском дошкольном учреждении плаванию. Действующий на тот момент Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, устанавливал право на льготное пенсионное обеспечение заведующих, руководителей - воспитателей и воспитателей детских садов и объединенных яслей - садов, и изменений в него после дополнения штатов детских дошкольных учреждений инструкторами по физической культуре не вносилось. Инструктивное письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" разъясняло, что при назначении пенсии за выслугу лет необходимо было строго руководствоваться указанным Перечнем, который расширительному толкованию не подлежал. Должность "инструктор по физической культуре" не была поименована и принятыми в дальнейшем "Спискомпрофессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и "Спискомдолжностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067. В действующей системе пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержденСписокдолжностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В указанномСпискедолжность "инструктор по физической культуре" отсутствует, поименована в нем должность "руководитель физического воспитания" в дошкольных образовательных учреждениях. Утверждение истицы о том, что функциональные обязанности инструктора по физической культуре и руководителя физического воспитания не отличаются друг от друга, является неосновательным. Действующее законодательство, как и пункт 9 Постановления ПленумаВерховного Суда РоссийскойФедерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» № 25 от 20 декабря 2005 года не предусматривают возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, в которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлена лишь тождественность выполняемых функций по должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное Списками или Перечнем, наименованию должности, содержащемуся в Списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии. Таким образом, если гражданин работал в должности, наименование которой соответствует наименованию должности, указанному в Тарифно-квалификационных справочниках (ЕТКС), то оснований устанавливать тождественность данной должности другой должности, работа в которой дает право на льготное пенсионное обеспечение, наименование которой также предусмотрено Тарифно-квалификационным справочником или ЕТКС, не имеется. Вопрос о тождественности выполняемых ею функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах. Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России № 367 от 26 декабря 1994 года и вступившим в действие с 1 января 1996 года, предусмотрена должность инструктора по физической культуре. Также в данном классификаторе указана и должность руководителя физического воспитания, которая включена в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Должности инструктора по физическойкультуреи руководителя физического воспитания являются различнымидолжностями, что отражено как в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, так и в Общероссийскомклассификаторезанятий, утвержденномПостановлением Госстандарта РоссийскойФедерации № 298 от 30 декабря 1993 года. Поскольку без зачета периодов работы в должности инструктора по физической культуре специальный трудовой стаж Аджимухамедовой Т.М. по состоянию на (дата) составляет менее 25 лет, оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии с указанной даты не имеется. Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Исковые требования Аджимухамедовой Т.М. удовлетворить частично. Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан включить в специальный трудовой стаж Аджимухамедовой Т.М. периоды ее работы с (дата) по (дата) в должности воспитателя по физкультуре ясли-сада № <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности воспитателя по физкультуре в учебно-воспитательном и оздоровительном комплексе <данные изъяты>», с (дата) по (дата) в должности воспитателя по физкультуре в ясли – саду - школе № <данные изъяты>». В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 25 сентября 2012 года. Судья: А.И. Мирсаяпов