об обязании включить в трудовой стаж периоды работы, дающей право на получение досрочной пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2012 года дело № 2-2797

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Мирсаяпова А.И.,

при секретаре Назаровой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сулейманова Х.Х. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан об обязании включить в трудовой стаж периоды работы, дающей право на получение досрочной пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование своих требований истец указал, что (дата) он обратился в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда. Однако решением ответчика за № <данные изъяты> от (дата) в этом ему было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа в 12 лет 6 месяцев. С данным отказом Сулейманов Х.Х. не согласен, полагая, что в данный стаж ответчиком необоснованно не зачтены периоды его работы с (дата) по (дата) в должности мастера ремонтно-строительного участка в ремонтно-монтажном управлении, с (дата) по (дата) в должности мастера ремонтно-строительного участка в ремонтно-монтажном управлении. В связи с чем, уточнив в процессе рассмотрения дела свои требования, окончательно просил суд признать названное решение незаконным, обязать ответчика включить вышеперечисленные периоды в его специальный трудовой стаж и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с (дата).

Представители ответчика иск не признали.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2002 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев.

В соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (в редакции Постановления Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 N 591), указана в разделе XXVII (код 2290006-23419) одна из должностей руководителей и специалистов в области строительства, реконструкции, технического перевооружения, реставрации и ремонта зданий, сооружений и других объектов, а именно - должность мастера строительных и монтажных работ.

Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Из материалов дела следует, что решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан за № <данные изъяты> от (дата) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по Списку №2 из-за отсутствия требуемого специального стажа в 12 лет 6 месяцев.

В специальный стаж ответчик не включил периоды его работы с (дата) по (дата) в должности мастера ремонтно-строительного участка в ремонтно-монтажном управлении №<данные изъяты>, с (дата) по (дата) в должности мастера ремонтно-строительного участка №<данные изъяты> в Альметьевском ремонтно-монтажном управлении, со ссылкой на отсутствие документального подтверждения занятости в должности мастера на строительстве новых объектов, как предусмотрено Списком №2 от 1956 года, а также неподтверждением занятости в должности мастера строительных и монтажных работ, как предусмотрено Списком №2 от 1991 года.

Анализ положений вышеприведенных правовых норм позволяет суду придти к выводу о том, что в спорные периоды работы истца вплоть до 01.01.1992 подлежал применению ранее действовавший "Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденный постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N 1173.

Указанным Списком в пункте "б" Инженерно-технические работники раздела XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" предусмотрены должности "мастера (десятника) и прораба".

Таким образом, при определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку N 2 от 1956 года (за периоды работы до 01.01.1992) юридически значимым обстоятельством является выполнение работ в организациях, занятых строительством, и в должностях, указанных в разделе XXIX Списка объектов.

Кроме того, как разъяснено Пенсионным фондом Российской Федерации в письме от 19 марта 2004 года, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, то период работы в этой организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 года засчитывается в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работы предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

Следовательно, исходя из характера деятельности ремонтно-монтажного управления №<данные изъяты>, (которое было создано для выполнения ремонтных и монтажных работ, принимало участие в строительстве жилых домов, продуктопровода, детского сада, занималось ремонтом и реконструкцией зданий и сооружений) (л.д.6,8,9-11), впоследствии переименованного в Альметьевское ремонтно-монтажное управление, наименования должности истца, периоды его работы до 01.01.1992 подлежат зачету в специальный трудовой стаж по Списку №2 от 1956 года.

При заполнении в спорные периоды трудовой книжки работодателем была допущена неточность при указании наименования должности Сулейманова Х.Х. Однако фактическое выполнение истцом обязанностей по должности мастера строительных и монтажных работ, в том числе в период с (дата) по (дата) по существу подтверждается записью в его трудовой книжке, являющейся основным документом о трудовой деятельности, согласно которой он был принят на должность мастера на ремонтно-строительный участок №<данные изъяты> <данные изъяты> ремонтно-монтажного управления, при этом из наименования данного предприятия следует, что оно занималось и монтажными работами, а также показаниями свидетелей, совместно работавших с ним в указанной организации в спорные периоды.

Недостатки, допущенные работодателем при указании занимаемой должности истца, при доказанности обстоятельств его непосредственного участия в строительстве и монтаже сооружений, не могут служить основанием к отказу во включении периода его трудовой деятельности в должности мастера в специальный стаж.

Доводы представителя ответчика о том, что свидетельские показания недопустимы для подтверждения специального стажа, не могут являться единственным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку занятость истца в эти периоды на работах, предусмотренных Списком N 2, подтверждается иными допустимыми доказательствами, оценка которым судом была дана выше.

Следует отметить и то обстоятельство, что документы, подтверждающие характер работы истца в указанных должностях, не сохранились в связи с ликвидацией организации, а потому отсутствие документальных сведений работодателя об особых условиях труда Сулейманова Х.Х. не должно нарушать его права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно при подтверждении данного факта иными предусмотренными законом средствами доказывания.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие данных о работе истца в спорный период в режиме полного рабочего дня, не влияет на правомерность заявленных требований, поскольку основанием для исключения пенсионным органом спорных периодов из специального стажа данные обстоятельства не являлись, сведений об издании работодателем применительно к статье 49 КЗоТ РСФСР приказов, на основании которых Сулейманову Х.Х. в период с (дата) устанавливался неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, в материалах дела не имеется.

При таком положении отказ ответчика во включении вышеуказанных периодов для назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости нельзя признать законным, в связи с чем, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сулейманова Х.Х. удовлетворить.

Признать решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан за №<данные изъяты> от (дата) об отказе в назначении Сулейманову Х.Х. досрочной пенсии по старости незаконным.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан включить в специальный трудовой стаж Сулейманова Х.Х. периоды его работы с (дата) по (дата) в должности мастера ремонтно-строительного участка в ремонтно-монтажном управлении №<данные изъяты>, с (дата) по (дата) в должности мастера ремонтно-строительного участка №<данные изъяты> в <данные изъяты> ремонтно-монтажном управлении, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с (дата).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 03 октября 2012 года.

Судья: А.И. Мирсаяпов