О признании незаконным и отмене решения Совета депутатов



Дело № 2-12/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Чокурдах 01 апреля 2011 года

Судья Аллайховского районного суда Республики Саха (Якутия) Жадан А.Г. (единолично) с участием прокурора Аллайховского района Русанова М.Е.,

заявителя Горохова А.С.,

председателя Аллайховского улусного (районного) Совета депутатов МО «Аллайховский улус (район)» Нестерова К.В.,

при секретаре судебного заседания Лебедевой А.Д.,

рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению Горохова Аркадия Семеновича о признании незаконным и отмене решения Аллайховского улусного (районного) Совета депутатов Муниципального образования «Аллайховский улус (район)» № Номер обезличен от Дата обезличена года,

у с т а н о в и л:

Горохов А.С. - глава Муниципального образования «Аллайховский улус (район)» обратился в Аллайховский районный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением об оспаривании решения Аллайховского улусного (районного) Совета депутатов МО «Аллайховский улус (район)» № Номер обезличен от Дата обезличена года, мотивируя тем, что в отношении него не соблюдена процедура удаления его как главы муниципального образования в отставку, так как не заслушан ежегодный отчет главы МО «Аллайховский улус (район)» и в п.2 принятого решения Совета депутатов МО требование об удалении главы муниципального образования в отставку не соответствует требованиям норм Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержащие положения об удалении главы муниципального образования в отставку, так как оспариваемое решение нарушает его право на осуществление деятельности, как главы муниципального образования и просит признать решение противоречащим Федеральному закону и обязать Аллайховский улусный (районный) Совет депутатов МО «Аллайховский улус (район)» устранить допущенное нарушение закона в полном объеме.

В судебном заседании Горохов А.С., глава МО «Аллайховский улус (район)», поддержал заявленные требования по изложенным основаниям, пояснил, что на XII очередной сессии улусного Совета депутатов 17 марта 2011 года не был заслушан его отчет как главы Муниципального образования «Аллайховский улус (район)», о требовании улусного Совета депутатов об удалении его в отставку не был заблаговременно уведомлен и не получал проекта решения представительного органа муниципального образования. Также не предоставлена ему возможность дать депутатам представительного органа МО объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых ими в качестве основания удаления в отставку. Оспариваемым решением улусного Совета депутатов нанесен урон авторитету главы Муниципального образования «Аллаиховский улус (район)», дезорганизована работа главы, снизилось влияние при решении вопросов местного значения. В п.2 оспариваемого решения инициатива председателя улусного Совета депутатов с требованием удаления главы муниципального образования в отставку по результатам ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд, по существу не рассматривалась и не анализировалась, а также в решении Аллаиховского улусного (районного) Совета депутатов Номер обезличен от Дата обезличена г. неудовлетворительно оценена работа администрации МО «Аллайховский улус (район)» за 2009 г., а не главы муниципального образования. В процессе принятия решения с требованием об удалении его как главы Муниципального образования «Аллайховский улус (район)» в отставку общеправовой принцип недопущения злоупотребления правом был нарушен.

Председатель Аллайховского улусного (районного) Совета депутатов МО «Аллайховский улус (район)» Нестеров К.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, считает оспариваемое решение законным и не противоречащим Уставу Муниципального образования «Аллайховский улус (район)», Федеральному закону № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятым с соблюдением предусмотренных условий, порядка и процедур. Считает не состоятельны доводы заявителя о том, что не заслушан отчет главы МО и он не был уведомлен представительным органом МО об обращении, так как Горохов А.С. - глава МО отказался выступить с отчетом, и он как председатель улусного Совета депутатов считает достаточным письменного отчета главы, выступление главы МО перед населением и отчета, опубликованного в районной газете, также Федеральным законом № 131-ФЗ ч.3 ст.74.1 предусмотрено одно из оснований для удаления главы МО в отставку как неудовлетворительная оценка главы МО представительным органом МО по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом МО данная два раза подряд и в соответствии с п.1 ч.1 ст.74.1 данного закона Аллайховский улусный (районный) Совет депутатов МО предоставляет инициативу об удалении главы МО «Аллайховский улус (район)» Горохова А.С. высшему должностному лицу - Президенту Республики Саха (Якутия). Министерством юстиции РФ не установлена и не утверждена общеобязательная форма обращения. Переданная инициатива представительного органа опубликована в районной газете ... Кроме того, заявитель Горохов А.С. не дал четкого и ясного ответа какие права и свободы нарушены, созданы препятствия к их осуществлению, возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к ответственности.

В ходе судебного заседания председатель Аллаиховского улусного (районного) Совета депутатов МО Нестеров К.В. заявил отвод судье Жадан А.Г. Дата обезличена года и прокурору Аллаиховского района Русанову М.Е. Дата обезличена года, которые были разрешены судом, определениями суда от Дата обезличена и Дата обезличена г. в удовлетворении ходатайств об отводе судьи и прокурора отказано.

Выслушав заявителя Горохова А.С., главу МО «Аллайховский улус (район)», председателя Аллайховского улусного (районного) Совета депутатов МО Нестерова К.В., прокурора Аллайховского района, полагавшего признать оспариваемое решение незаконным и подлежащим отмене, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении заявления о признании решения незаконным суду необходимо выяснить:

- имеет ли орган полномочия на принятие данного решения;

-соблюден ли порядок принятия такого решения, если такие требования установлены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона иного нормативного правового акта, регулирующего данные отношения.

В соответствии со ст.133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, данное положение во взаимосвязи со ст.46 Конституции Российской Федерации призвано обеспечить защиту в суде прав и законных интересов граждан, в том числе заявителя, чьи права затронуты в процессе удаления его, как главы муниципального образования, в отставку.

Оспариваемым решением нарушены права заявителя Горохова А.С. - главы МО «Аллайховский улус (район)».

Горохов А.С. избран главой Муниципального образования «Аллайховский улус (район)» на муниципальных выборах Дата обезличена года, решением Аллайховского улусного (районного) Совета депутатов Номер обезличен от Дата обезличена г. вступил в должность главы МО «Аллайховский улус (район)».

Судом установлено, что улусный Совет депутатов состоит из 15 депутатов согласно ч.1 ст.22 Устава Муниципального образования «Аллайховский улус (район)».

Решением первой организационной сессии III-созыва Номер обезличен от Дата обезличена года председателем Аллайховского улусного (районного) Совета депутатов избран депутат Нестеров К.В.

В соответствии со ст.43 Федерального закона РФ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена г. в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно Устава муниципального образования «Аллайховский улус (район)», принятого решением Аллаиховского улусного (районного) Совета депутатов Номер обезличен от Дата обезличена года, зарегистрированного Управлением Минюста РФ по Дальневосточному федеральному округу от Дата обезличена года ( в ред. от Дата обезличена г. Номер обезличен), глава IV ст.24 ч.1.1 - в исключительной компетенции Улусного (районного) Совета находится - заслушивание ежегодного отчета главы улуса (района) о результатах его деятельности, в том числе отчет главы улусной (районной) администрации о результатах деятельности улусной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления.

Как установлено в суде, отчет главы Аллайховского улуса (района) и возглавляемой им администрации за 2010 год обсуждался на сессии Улусного (районного) Совете депутатов Дата обезличена года.

Из протокола заседания Улусного Совета депутатов МО от Дата обезличена года следует, что в повестку дня улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования был поставлен первый вопрос: «Отчет главы МО «Аллайховский улус (района)»», по этому вопросу первым выступил председатель улусного Совета депутатов Нестеров К.В. и затем было предложено выступить депутатам от фракций, в дальнейшем заданы вопросы депутатами ФИО10, ФИО9 и ФИО8, на голосование были поставлены два вопроса: 1. «Оценить работу главы администрации МО «неудовлетворительно»»; 2. «Отчет главы принять к сведению, перенести на поздний срок».

Согласно ст.1 и ст. 5 Положения «О порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета Главы Муниципального образования « Аллайховский улус (район)»», утвержденного решением Улусного (районного) Совета депутатов Муниципального района «Аллайховский улус (район)» Дата обезличена года Номер обезличен, предусмотрено, что отчет Главы муниципального образования «Аллайховский улус (район)» - это официальное выступление высшего должностного лица муниципального образования на заседании улусного (районного) Совета депутатов о деятельности администрации, иных подведомственных ему органов местного самоуправления, после выступления Главы МО депутаты вправе задавать главе вопросы по теме отчета. По итогам рассмотрения Отчета главы Советом принимается одно из следующих решений: об утверждении отчета Главы муниципального образования с оценкой «удовлетворительно»; об утверждении отчета с оценкой «не удовлетворительно»; о переносе рассмотрения отчета главы МО на другую дату с обоснованием причин переноса на новый срок рассмотрения.

Таким образом, в нарушение норм Устава Муниципального образования «Аллайховский улус (район)» и Положения «О порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета Главы Муниципального образования « Аллайховский улус (район)»» как видно из протокола XII очередной сессии Улусного Совета депутатов третьего созыва от Дата обезличена года решение Аллайховского улусного (районного) Совета депутатов МО принималось без официального выступления главы МО Горохова А.С. по отчету работы главы муниципального образования за 2010 г.

Суд признает несостоятельными доводы председателя Улусного Совета депутатов Нестерова К.В. о том, что глава муниципального образования Горохов А.С. отказался от выступления в виду того, что до начало сессии улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования с текстом отчета главы МО Горохова А.С. депутаты были ознакомлены, выступление главы МО состоялось перед населением и отчет опубликован в районной газете «Путь развития», так как вышеуказанные Положение и Устав МО предусматривают обязательный порядок официального выступления главы с отчетом и в протоколе сессии улусного (районного) Совета депутатов от Дата обезличена г. не отражен отказ главы МО «Аллайховский улус (район)» от выступления с отчетом.

Из п. 2 текста решения Аллаиховского улусного (районного) Совета депутатов МО Номер обезличен от Дата обезличена года, опубликованного в районной газете ... Номер обезличен от Дата обезличена года, следует, что «на основании Федерального закона № 131 от 06 октября 20003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.74.1 удаление главы муниципального образования «Аллайховский улус (район)» в отставку, пункта 3 неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования «Аллайховский улус (район)» представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд, согласно устава МО «Аллайховсий улус (район)» статьи 70.1 п.2.3 Аллайховский улусный (районный) Совет депутатов требует удаления главы МО Горохова А.С.».

В судебном заседании установлено, что инициатива депутатов улусного Совета депутатов МО в виде обращения с проектом решения представительного органа муниципального образования в Аллайховский улусный (районный) Совет депутатов не поступало. Инициатива об удалении главы МО «Аллайховский улус (район)» Горохова А.С. в отставку исходила от Аллайховского улусного (районного) Совета депутатов, которая согласно объяснений данных в суде председателем улусного (районного) Совета депутатов Нестеровым К.В. была передана Президенту Республики Саха (Якутия).

Обращение депутатами улусного (районного) Совета депутатов об удалении главы муниципального образования не принималось и уведомление главе муниципального образования Горохову А.С. не направлялось.

Таким образом, данное требование Аллаиховского улусного Совета депутатов об удалении главы в отставку в решении Номер обезличен от Дата обезличена года противоречит положению ст.74.1 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст. 70.1 Устава МО «Аллайховский улус (район)», который устанавливает, что представительный орган муниципального образования вправе удалить в отставку главу муниципального образования по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ.

Довод председателя улусного Совета депутатов Нестерова К.В. о передачи инициативы представительным органом муниципального образования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации об удалении главы в отставку по решению Аллайховского улусного (районного) Совета депутатов МО не состоятелен и противоречит Федеральному закону № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года и Уставу МО, в соответствии с которыми инициатива об удалении главы МО в отставку должна исходить от депутатов представительного органа МО или высшего должностного лица субъекта РФ, но не от представительного органа муниципального образования.

Суд признает ошибочным также довод председателя улусного Совета депутатов Нестерова К.В. о том, что оспариваемым решением не нарушены права и свободы гражданина.

В оспариваемом решении Номер обезличен от Дата обезличена года указано « направить данное решение Президенту РС (Я) и Правительству РС (Я) для сведения. Вступает в силу с момента подписания и официального опубликования в средствах массовой информации». Данное решение опубликовано в районной газете ... Номер обезличен от Дата обезличена г.

Частью 2 ст. 49 Устава МО «Аллайховский улус (район)» предусмотрено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования.

Ст.51 данного Устава официальное опубликование муниципального правового акта осуществляется путем их опубликования в районной газете «Путь развития».

Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При таких обстоятельствах, суд считает, что принятое решение Аллайховским улусным (районным) Советом депутатов МО Номер обезличен от Дата обезличена года нельзя считать законным и обоснованным и подлежит отмене, поскольку нарушена процедура порядка представления и рассмотрения ежегодного отчета главы МО «Аллайховский улус район» представительным органом муниципального образования, что является существенным несоблюдением установленного порядка, а также улусный (районный) Совет депутатов МО не уполномочен выносить требование об удалении главы района в отставку, так как противоречит ст.74.1 Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 24 Устава МО «Аллайховский улус (район)» и ст.ст.1, 5 Положения «О порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета Главы Муниципального образования « Аллайховский улус (район)»».

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить заявление Горохова Аркадия Семеновича, главы Муниципального образования «Аллайховский улус (район)».

Признать незаконным решение Аллайховского улусного (районного) Совета депутатов Номер обезличен от Дата обезличена года полностью противоречащим Федеральному закону и подлежащим отмене и обязать устранить допущенное нарушение закона.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения.

Судья А.Г. Жадан

Мотивированная часть решения

составлена 04 апреля 2011 г.