о присуждению к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объекта



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации Дело № 2-365/2011г.

31 августа 2011г

Алькеевский районный суд РТ в составе:

председательствующего судьи: Р.Г. Гаязова

при секретаре: Газизовой Ф.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Исполнительному комитету <данные изъяты> сельского поселения Алькеевского муниципального района РТ о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объекта,

УСТАНОВИЛ:

Татарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к исполнительному комитету <данные изъяты> сельского поселения Алькеевского муниципального района РТ о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объекта.

В своем заявлении прокурор указывает, что при проверке полигона ТБО, расположенного в 5 км. от с.<адрес> <данные изъяты> сельского поселения Алькеевского муниципального района РТ установлено, что полигон для временного размещения отходов не оборудован согласно предъявляемым гигиеническим требованиям к обустройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. При его обследовании выявлено: отсутствие на выезде с территории полигона ТБО ванны, для мойки колес от мусоровозов; отсутствие центральных въездных ворот на полигон ТБО; отсутствие шлагбаума; отсутствие светового освещения по периметру; отсутствие контрольных скважин, для учета влияния складирования твердых бытовых отходов на грунтовые воды и организации контроля за состоянием грунтовых вод.

Деятельность по сбору, транспортированию и размещению опасных отходов на полигон ТБО производится в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лицензии на право сбора, транспортировки и размещения отходов, относящихся к I-IV классам опасности.

Бездействием Исполнительного комитета <данные изъяты> СП Алькеевского района РТ нарушаются интересы РФ, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, гарантированные статьями 42 Конституции РФ, статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку эксплуатация полигона ТБО, оказывающего воздействие на природные компоненты - воздух, почву, грунтовые и поверхностные воды без учета санитарных требований создает угрозу безопасности здоровья людей; увеличивает риск возникновения массовых инфекционных заболеваний населения.

Отсутствие контроля за степенью и интенсивностью негативного воздействия деятельности полигона ТБО на грунтовые воды путем слива, размещения, захоронения отходов, химически, биологически опасных веществ, отработанного топлива, способных проникнуть через естественные расщелины, почву может привести к загрязнению водоносного горизонта, являющегося (способного стать) источником питьевого водоснабжения населения и стать причиной возникновения инфекционных заболеваний.

Прокурор просит присудить Исполнительному комитету <данные изъяты> сельского поселения Алькеевского муниципального района РТ в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда к исполнению в натуре обязанности по приведению полигона твердых бытовых отходов, расположенного в 5 км. от с. <адрес> в
соответствие с природоохранными санитарно-эпидемиологическим законодательством, путем установки на выезде с территории полигона ТБО ванны, для мойки колес от мусоровозов; установки центральных въездных ворот на полигон ТБО; установки шлагбаума; обустройство светового
освещения по периметру полигона ТБО; устройства контрольных скважин для учета влияния складирования твердых бытовых отходов на грунтовые воды и организации контроля за состоянием грунтовых вод.

В деле имеется заявление Татарского природоохранного межрайонного прокурора Фатхутдинова Р.Р. Просит рассмотреть дело без их участия. Заявленные требования поддерживает в полном объеме, просит требования удовлетворить. Не возражает против заочного рассмотрения дела.

Представитель исполнительного комитета <данные изъяты> сельского поселения Алькеевского района РТ о времени и месте рассмотрения судебного заседания был извещен, на суд не явился.

В силу ч.1 ст.233 ГПК РФ В случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Согласно ст.234 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.

Суд исследовав письменные материалы дела находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закона) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 51 Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Статьями 11, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Отходы производства и потребления подлежат обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа презумпции потенциальной экологической опасности осуществляемой хозяйственной деятельности, па также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям.

Согласно п.6 Устава муниципального образования Базарно-Матакское сельское поселение Алькеевского муниципального района РТ к одному из предметов ведения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с актом приема-передачи имущества от 30.07.2007 в собственность Базарно-Матакского сельского поселения был передан полигон ТБО. (л.д.11)

Судом установлено, что у Исполкома <данные изъяты> СП отсутствует программа производственного контроля, которой предусмотрены мероприятия, проводимые в соответствии с Санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 №16 (далее - Санитарные правила 2.1.7.1038-01), а именно: контроль состояния почвы, в районе полигона ТБО (периодичность контроля ежегодно), контроль за состоянием атмосферного воздуха (ежегодно), контроль микроклимата (периодичность 2 раза в год). Вместе с тем, отбор и анализ проб Исполкомом не производится. Более того, на полигоне ТБО отсутствуют контрольные скважины.

Таким образом, Исполкомом не выполняются требования предусмотренные разделом 6 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. №16, которым предусмотрен порядок и способ осуществления производственного контроля за эксплуатацией полигона ТБО.

Пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Правил установлено, что для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.

Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем (собственником) полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.

Однако, на полигоне ТБО контрольные скважины не устроены, тем самым требования данных нормативных правовых актов не выполнены.

На территории полигона ТБО отсутствуют въездные ворота и шлагбаум, что может стать причиной неосторожного либо умышленного проникновения на территорию полигона людей, животных и тем самым создать угрозу их жизни и причинения вреда здоровью.

Несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов согласно статьи 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В опровержение указанных обстоятельств ответчиком каких-либо доводов, обоснованных возражений не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,196,198,235ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Исполнительному комитету <данные изъяты> сельского поселения Алькеевского муниципального района РТ о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объекта удовлетворить.

Присудить Исполнительному комитету <данные изъяты> сельского поселения Алькеевского муниципального района РТ в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда к исполнению в натуре обязанности по приведению полигона твердых
бытовых отходов, расположенного в 5 км. от с. <адрес> в соответствие с природоохранными санитарно-эпидемиологическим законодательством, путем установки на выезде с территории полигона ТБО ванны, для мойки колес от мусоровозов; установки центральных въездных ворот на полигон ТБО; установки шлагбаума; обустройство светового освещения по периметру полигона ТБО; устройства контрольных скважин для учета влияния складирования твердых бытовых отходов на грунтовые воды и организации контроля за состоянием грунтовых вод.

Ответчик вправе подать в Алькеевский районный суд РТ заявление об отмене заочного решения суда в течении семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: подпись Р.Г. Гаязов

Копия верна судья: Р.Г. Гаязов

Решение вступило в законную силу «___» ____________ 20__ года.

Судья: Р.Г. Гаязов

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-365/2011г.

Секретарь судебного заседания Газизова Ф.Х.