получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья



Дело №

Мотивированное решение

составлено Дата года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДата года Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Г.Н. Осколковой

при секретаре ФИО1

с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Кисельмана Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в интересах ФИО7 к ФИО9 о восстановлении права на получение безвозмездной субсидии из краевого бюджета на строительство или приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО7 к ответчику о восстановлении права на получение безвозмездной субсидии из краевого бюджета на строительство или приобретение жилья, указывая на то, что ФИО7 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет, с Дата года состоит на льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищный условий.

Алейской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки установлено, что Дата года ФИО7 обратился в ... с заявлением о постановке его на учет для предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

На основании указанного заявления ФИО7 поставлен на соответствующий учет, Дата года он вновь обратился в ... с заявлением о постановке его на учет на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

С целью постановки ФИО7 на соответствующий учет на основании этого же заявления, ФИО29 был направлен соответствующий пакет документов в ...

Согласно информации ФИО10 ФИО7 на учете детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, имеющих право на получение безвозмездной субсидии не состоит.

На основании требований закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных ФИО3, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 3 статьи 1 Закона №ЗС предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением обучающихся и воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений, являются расходными обязательствами Алтайского края.

Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта ФИО30 о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется ФИО31.

По указанному факту Дата года в Алейскую межрайонную прокуратуру поступило заявление ФИО7, указывающее на допущенное нарушение его права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Просит признать за ФИО7 право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, как лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать ответчика включить ФИО7 в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Помощник Алейского межрайонного прокурора Алтайского края Кисельман Д.В. иск в судебном заседании поддержал и пояснил аналогично изложенному выше, настаивает на его удовлетворении.

ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был поставлен в известность надлежащим образом.

Ответчик ФИО11 явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представило отзыв на иск, в котором просит дело рассмотреть в отсутствие его представителя.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанных лиц по имеющимся в деле материалам.

ФИО12 в отзыве на иск пояснило, что ФИО13 признает исковые требования частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от Дата года №ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных ФИО3, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется, как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии со Справкой Филиала ФГУП «...» по ... от Дата года № ФИО7 не участвовал в приватизации жилых помещений.

Из справки ФИО14 от Дата года № видно, что за ФИО7 не зарегистрировано на праве собственности жилых помещений.

Согласно статье 4 закона Алтайского края от Дата года №ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Статьей 5 указанного закона установлен перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования.

Согласно пункту 3 части 2 названной статьи одной из таких категорий являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных ФИО3, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно пункту 4.2. Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от Дата года №, лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4.3. указанного Положения структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

Однако в связи с тем, что ФИО7 до достижения 23 лет относился к категории граждан имеющих право па получения жилой площади жилищного фонда социального использования, Управление считает необходимым признать его нуждающимся в получении субсидии.

Однако ФИО15 является ненадлежащим ответчиком по данному делу по тем основаниям, что ФИО7 не обращался в по вопросу предоставления ему субсидии в письменной форме, поэтому отказ от управления не поступал.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие отказ ФИО16 о включении ФИО7 в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих па территории Алтайского края, имеющих право на получение субсидии на приобретение или строительство жилья.

Кроме того, ФИО17 не уполномочено решать вопрос о возможности предоставления либо не предоставления субсидии обращающимся гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, согласно пункту 4.3. вышеназванного Положения к полномочиям ФИО18 относится формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями.

Просит признать ФИО19 ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель ФИО20 ФИО6 в судебном заседании пояснила, что требования прокурора обоснованы, действительно, ФИО7 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет и с Дата года состоит на льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимый пакет документов администрацией ... был своевременно направлен в ....

Суд, выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора Кисельмана Д.В., представителя ФИО21., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Алейской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки установлено, что Дата года ФИО7, Дата года рождения, относящийся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей обратился в ... с заявлением о постановке его на учет для предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

На основании указанного заявления, в соответствии с постановлением ФИО22 № от Дата года «О принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий» ФИО7 был поставлен на соответствующий учет.

Дата года ФИО7 повторно обратился в ... с заявлением о постановке его на учет на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

С целью постановки ФИО7 на соответствующий учет, на основании указанного заявления, необходимый пакет документов ФИО24 был направлен в ....

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона №ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных ФИО3, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Так же в соответствии с абзацем 3 указанной статьи дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 4 Закона Алтайского края №ЗС от Дата года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно пункта 3 статьи 1 Закона №ЗС предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением обучающихся и воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений, являются расходными обязательствами Алтайского края.

Согласно пункта 3 части 2 статьи 5 Закона Алтайского края от Дата года №ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» в перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования включены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных ФИО3, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно пункта 4.2 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением ФИО25 от Дата года №, лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

Согласно абзаца 2 пункта 4.3. указанного Положения, формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется ФИО26.

Из информации ФИО27 видно, что ФИО7 на учете детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, имеющих право на получение безвозмездной субсидии не состоит.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости восстановления ФИО7 права на получение безвозмездной субсидии из краевого бюджета на строительство или приобретение жилья.

При указанных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения иска Алейского межрайонного прокурора Алтайского края.

Доводы ответчика относительно, что ФИО7 не обращался к нему с вопросом предоставления ему субсидии в письменной форме, в связи с чем отказ от Управления не поступал, суд признает необоснованными по вышеизложенным основаниям.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать за ФИО7, Дата года рождения, родившегося в селе ... Алтайского края право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, как лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать ФИО28 включить ФИО7 в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в ...вой суд в течение десяти дней.

Председательствующий Г.Н. Осколкова