об освобождении от взыскания исполнительского сбора



Дело №

решение в мотивированном виде

изготовлено Дата года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата года г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего О.В.Луханиной

при секретаре Е.Г.Непомнящих,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации ... к Алейскому межрайонному отделу судебных приставов об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация ... обратились в суд с исковым заявлением к Алейскому МОСП об освобождении от взыскания исполнительского сбора указывая на то, что Дата года Алейским городским судом Алтайского края вынесено решение: «Обязать Администрацию ... предоставить Шмидт ФИО7 безвозмездную субсидию для приобретения или строительства жилья исходя из социальной нормы жилья на одного человека и средней стоимости жилья одного квадратного метра в городе Алейске на день исполнения решения суда за счет средств краевого бюджета».

Дата года Алейским МОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника: Администрации ..., в интересах взыскателя: Шмидт И.Я., сущность взыскания: предоставить Шмидт И.Я. безвозмездную субсидию для приобретения или строительства жилья исходя из социальной нормы жилья на одного человека и средней стоимости жилья одного квадратного метра в городе Алейске на день исполнения решения суда за счет средств краевого бюджета.

Дата года судебный пристав-исполнитель Гранкина Т.В. вынесла требование о добровольном исполнении в срок до Дата года исполнительного листа номер № от Дата года, выданного Алейским городским судом.

Дата года в рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с них исполнительского сбора в размере 5000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, они обжаловали его в суд. Дата года Алейский городской суд Алтайского края вынес решение, которым отказано в удовлетворении жалобы Администрации ... края. Дата года Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда кассационную жалобу Администрации ... на указанное решение суда от Дата года оставила без удовлетворения, указав на их право обратиться в суд в порядке искового производства.

Учитывая то, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ, о также статью 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункт 5 статьи 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года номер 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае», пункты 2.1., 4.4. Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края 15 января 2008 года номер 8, субсидия из краевого бюджета в 2008-2009 годах и за истекший период 2010 года в Администрацию ... края на категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поступала.

Согласно решения Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края пятого созыва от 24 декабря 2009 года номер 47-ГСД «О бюджете города на 2010 год» бюджет города Алейска на 2010 год принят с дефицитом в сумме 13512 тысяч рублей.

В связи с изложенным утверждают, что исполнить решение суда от Дата года и постановление Алейского МОСП от Дата года для них затруднено и не представляется возможным.

Просят освободить Администрацию ... края от взыскания исполнительского сбора в сумме 5000 рублей по постановлению Алейского МОСП от Дата года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству номер № по исполнительному листу номер № от Дата года в отношении должника: Администрации ... края, в интересах взыскателя: Шмидт ФИО8.

В судебном заседании представитель истца Администрации ... края Вражевских О.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила аналогично изложенному.

Представитель ответчика судебный пристав-исполнитель Алейского МОСП Гранкина Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала ссылаясь на практику исполнительного производства, в соответствии с которой исполнительский сбор может взыскиваться с должников - получателей средств федерального бюджета по исполнительным документам неимущественного характера.

Третье лицо Шмидт И.Я. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Учитывая мнение представителя истца Администрации ... края, представителя ответчика судебного пристава-исполнителя Алейского МОСП, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие третьего лица Шмидт И.Я.

Выслушав представителя истца Вражевских О.В., представителя ответчика судебного пристава-исполнителя Алейского МОСП Гранкину Т.В., исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. В силу правовой позиции, выработанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25 января 2001 года №1-П по делу о проверке конституционного положения пункта 2 статьи 1070 ГК РФ, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Дата года Алейский городской суд Алтайского края вынес решение по гражданскому делу по исковому заявлению Шмидт И.Я. к Администрации ... края, которым обязал ответчика предоставить Шмидт И.Я. безвозмездную субсидию для приобретения или строительства жилья исходя из социальной нормы жилья на одного человека и средней стоимости жилья одного квадратного метра в городе Алейске на день исполнения решения суда за счет средств краевого бюджета.

В судебном заседании установлено, что Дата года судебным приставом-исполнителем Алейского МОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства номер № в отношении должника Администрации ... края в интересах взыскателя: Шмидт И.Я., сущность взыскания: предоставить Шмидт И.Я. безвозмездную субсидию для приобретения или строительства жилья исходя из социальной нормы жилья на одного человека и средней стоимости жилья одного квадратного метра в городе Алейске на день исполнения решения суда за счет средств краевого бюджета.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.

Установленные в статье 36 указанного Федерального закона сроки совершения исполнительных действий направлены на обеспечение реализации прав граждан на судебную защиту.

Дата года на основании статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем Алейского МОСП Гранкиной Т.В. главе Администрации ... края направлено требование в срок до Дата года исполнить решение Алейского городского суда от Дата года, а именно предоставить Шмидт И.Я. безвозмездную субсидию для приобретения или строительства жилья исходя из социальной нормы жилья на одного человека и средней стоимости жилья одного квадратного метра в городе Алейске на день исполнения решения суда за счет средств краевого бюджета.

Из пояснений представителя заявителя Администрации ... края, материалов дела усматривается, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок на добровольное исполнение и до настоящего времени решение Алейского городского суда Алтайского края от Дата года по иску Шмидт И.Я. не исполнено.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Во исполнение положений данной нормы Дата года судебным приставом-исполнителем Алейского МОСП Гранкиной Т.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации ... края в размере 5000 рублей в связи с неисполнением без уважительный причин в срок до Дата года требований исполнительного документа, а также непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения.

При определении размера исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель руководствовалась частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей.

Согласно пункта 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания.

На основании пункта 7 указанной статьи при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Наличие или отсутствие указанных оснований определяется по правилам статьи 401 ГК РФ.

Так, в соответствии со статьей 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Статьей 72 Конституции РФ установлено, что защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21декабря 1996 года номер 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 1 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года номер 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» установлено, что предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением обучающихся и воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений, являются расходными обязательствами Алтайского края.

Согласно части 3 статьи 4 Закона Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

Пунктами 4.3., 4.4. Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 года номер 8 установлено, что формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

Субсидии направляются Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора.

В судебном заседании установлено и не отрицается представителем ответчика судебным приставом-исполнителем Алейского МОСП Гранкиной Т.В., что Администрация ... края в целях исполнения решения Алейского городского суда Алтайского края от Дата года направили заявку на предоставление субсидии Шмидт И.Я., заключение, анкету лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Согласно письма Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в адрес главы Администрации ... края от Дата года номер № за истекший период 2009 года реализовали свое право на получение безвозмездной субсидии на территории Алтайского края № граждан из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (последний получивший зарегистрирован в реестре за номером №). Шмидт И.Я. внесена в краевой реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение указанной субсидии за номером №. Вопрос о выделении субсидии Шмидт И.Я. будет решаться в порядке очереди и по мере выделения средств на эти цели.

За период с 2008 года и до настоящего времени субсидия из краевого бюджета в Администрацию ... ... на категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поступала, в то время как в исполнительном листе номер № от Дата года содержится указание на предоставление безвозмездной субсидии Шмидт И.Я. за счет средств краевого бюджета.

На основании изложенного суд приходит к заключению, что нарушение Администрацией ... ... установленных сроков исполнения исполнительного документа, обязывающего их передать взыскиваемые денежные средства, вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, в то время как ими предприняты необходимые меры для надлежащего исполнения решения Алейского городского суда Алтайского края от Дата года.

Таким образом, суд считает возможным освободить Администрацию ... ... от взыскания исполнительского сбора в сумме 5000 рублей по постановлению Алейского МОСП от Дата года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству номер №, возбужденному на основании исполнительного листа номер № от Дата года в отношении должника: Администрации ... ..., в интересах взыскателя: Шмидт ФИО9.

Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Администрации ... ... удовлетворить.

Освободить Администрацию ... ... от взыскания исполнительского сбора в сумме 5000 рублей по постановлению Алейского межрайонного отдела судебных приставов, вынесенного Дата года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству номер №, возбужденному на основании исполнительного листа номер № от Дата года, в отношении должника: Администрации ... ..., в интересах взыскателя: Шмидт ФИО10.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течение 10 дней.

Председательствующий О.В. Луханина