о признании права на обеспечение жильем



Дело №

решение в мотивированной форме

составлено Дата года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата года г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего Г.Н.Осколковопри секретаре Т.Е.Яйчун,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Старчиковой ... к жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края об оспаривании решения, отмене постановления администрации,

УСТАНОВИЛ:

Старчикова А.И. обратилась в суд с иском к жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края об оспаривании решения, отмене постановления администрации, указывая на то, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны Старчикова В.А., который умер Дата года, брак с ним был зарегистрирован Дата года.

После смерти мужа, в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья, она переехала на постоянное место жительства в квартиру своей дочери Старчиковой Т.В., проживающей по ... города Алейска Алтайского края, с которой проживает до настоящего времени, другого жилого помещения не имеет.

Решением жилищной комиссии, утвержденным постановлением администрации города Алейска Алтайского края от Дата года № она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Однако решением этой же жилищной комиссии от Дата года, утвержденным постановлением администрации города Алейска Алтайского края от Дата года №, на основании представления Алейской межрайонной прокуратуры от Дата года № года, она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию выявления в документах, представленных в орган, осуществляющий принятие граждан на учет сведений, послуживших основанием для принятия в качестве таковых.

В нарушение требований закона на заседание указанной комиссии она не была приглашена.

Считает указанное решение незаконным, поскольку согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 06 мая 2010 года № 79-ФЗ в Федеральный закон «О ветеранах» внесено дополнение, из которого следует, что «члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения».

Просит признать за ней право на обеспечение жилым помещением, признать незаконным решение жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края от Дата года и постановление администрации города Алейска Алтайского края от Дата года №, отменив их и восстановив ее в списках получателей на жилое помещение.

Истица в судебное заседание не явилась, представила суду письменное заявление, в котором просит дело рассмотреть в ее отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца по имеющимся материалам.

Интересы истицы в суде представляют Старчикова Т.В. и Жуков А.А.

Представители истицы Старчикова Т.В. и Жуков А.А. иск в судебном заседании поддержали и пояснили аналогично изложенному выше, настаивают на его удовлетворении.

Представитель ответчика Вражевских О.В. иск в судебном заседании не признала и пояснила, что решение жилищной комиссиии администрации города Алейска Дата года, утвержденное впоследствии постановлением администрации города Алейска от Дата № о снятии истицы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, было принято на основании представления Алейской межрайонной прокуратуры, проводившей проверку по данному факту.

Считает решение жилищной комиссии и постановление администрации города Алейска законными и обоснованными, поскольку истица проживает в жилом помещении, принадлежащем дочери, площадь которого соответствует учетной норме, установленной для города Алейска Алтайского края, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Согласно свидетельства о браке серии № №, выданного ... Дата года между Старчиковым В.А. и Старчиковой А.И. Дата года был зарегистрирован брак.

Из удостоверения к награде серии г №У видно, что Старчиков В.А. являлся участником Великой Отечественной войны, к награде он был представлен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от Дата года за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Из удостоверения №, выданного отделом социальной защиты населения администрации города Алейска Алтайского края Дата года следует, что Старчикова А.И. является женой военнослужащего.

Согласно свидетельства о смерти серии № №, выданного отделом ЗАГС города Алейска Алтайского края Дата года Старчиков В.А. умер Дата года.

Из изложенного следует, что Старчикова А.И., Дата года рождения, родившаяся в селе ... Алтайского края, является вдовой участника Великой Отечественной войны Старчикова В.А.

Согласно справок филиала ФГУП «...» по Алтайскому краю Алейское отделение от Дата года №№, № за Старчиковой А.И. жилых строений, помещений не зарегистрировано, участия в приватизации она не принимала.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от Дата года № видно, что за Старчиковой А.И. объекты недвижимости на территории г.Алейска и Алейского района Алтайского края не зарегистрированы.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № № от Дата года и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от Дата года № собственником квартиры № по ... города Алейска Алтайского края, общей площадью 47 кв.метров, жилой - 32,6 кв.метров является Старчикова Т.В.

Согласно выписки из домовой книги жилого дома № по ... города Алейска Алтайского края и справки от Дата года, в указанном жилом помещении проживают Старчикова Т.В. и Старчикова А.И.

Указанные обятоятельства свидетельствует о том, что в жилое помещение, принадлежащее Старчиковой Т.В., истица была вселена в качестве члена ее семьи, другого жилого помещения она не имеет.

Решением жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края от Дата года, утвержденным постановлением администрации города Алейска Алтайского края от Дата года № Старчикова А.И., как вдова участника Великой Отечественной войны была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением жилищной комиссии администрации города Алейска от Дата года, утвержденным постановлением администрации города Алейска от Дата года №, Старчикова А.И. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в связи с выявлением в представленных истицей документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

Согласно статей 55, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований для снятия их с учета.

Граждане, наряду с другими обстоятельствами, снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решения которого такие граждане были приняты на данный учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

Из представления исполняющего обязанности Алейского межрайонного прокурора Алтайского края Арсиневской О.В. от Дата года № следует, что при осуществлении надзора за соблюдением прав ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в жилых помещениях были проверены учетные дела граждан указанной категории на предмет обоснованности признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В рамках проверки были выявлены факты необоснованного принятия решений о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Так, Старчикова А.И.- вдова участника Великой Отечественной войны, признана нуждающейся в жилом помещении, однако проживает у дочери, жилая площадь которой соответствует учетной норме.

Проверкой также установлено, что в материалах учетных дел граждан, в том числе и Старчиковой А.И. отсутствуют сведения, подтверждающие техническое состояние занимаемых жилых помещений гражданами, признанными нуждающимися в жилых помещениях, в связи с чем не представляется возможным установить наличие оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по подпункту 3 пункту 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Главе администрации города Алейска было предложено принять меры к устранению указанных нарушений, отменить постановление администрации города Алейска в части признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, провести оценку технического состояния жилья, занимаемого гражданами, в том числе и Старчиковой А.И., при принятии решения о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях в обязательном порядке провести обследование технического состояния жилого помещения межведомственной комиссией.

Как видно, основанием для отмены постановления администрации города Алейска от Дата года № явилось представление Алейской межрайонной прокуратуры.

Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердила представитель администрации города Алейска Вражевских О.В.

Между тем вышеуказанное постановление носит рекомендательный характер.

Анализируя обоснованность и законность снятия Старчиковой А.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд исходит из следующего.

Согласно статьи 10 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» от 09 декабря 2005 года № 115 ЗС (в редакции Закона от 07 ноября 2006 года) ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства осуществляется органами местного самоуправления, которые определяют должностных лиц либо органы, отвечающие за проведение данной работы.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут следующие категории граждан:

-малоимущие;

-иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан;

-иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Согласно Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 января 2010 года № 809-СК/07 ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".

В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.

Из этого следует, что при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо проверять их обеспеченность жилым помещением, пригодным для проживания.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 7, 47, 48 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Во исполнение рекомендаций представления Алейской межрайонной прокуратуры Алтайского края, комиссией в составе председателя ФИО19 ее членов ФИО20 и Старчиковой А.И., на основании заявления последней, были проверены жилищные условия истицы, после чего был составлен акт.

Согласно акта проверки жилищных условий Старчиковой А.И. от Дата года л.д.49), указанной выше комиссией было установлено, что «площадь проживания соответствует нормативу».

Оценивая указанный документ, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 42, 43, 44, 47, 48, 52 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает в себя в том числе и составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания, признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № 1.

В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2.

На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение, которое может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Как видно, ответчиком не обсуждался вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения Старчиковой А.И. для проживания, суд предлагал ему представить соответствующие документы в обоснование его возражений по иску, в связи с чем откладывалось дело слушанием, объявлялись перерывы в судебных разбирательствах, однако представлен был только акт проверки жилищных условий, который не является доказательством пригодности жилого помещения к проживанию или не пригодности и тем более основанием к снятию истицы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Актом проверки жилищных условий было установлено лишь соответствие площади проживания Старчиковой А.И. нормативам учетной ставки жилой площади в городе Алейске Алтайского края.

Помимо рекомендаций, указанных в представлении прокуратуры относительно необходимости в обязательном порядке проведения обследования технического состояния используемого истицей жилого помещения, истица также обращалась к ответчику с заявлением о необходимости проведения такой оценки, чего ответчиком сделано не было.

Об обращении Старчиковой А.И. с указанным заявлением к ответчику свидетельствует ее подпись в акте проверки жилищных условий от Дата года, других документов ответчиком не представлено.

Из указанного следует, что ответчиком была нарушена процедура проведения оценки соответствия используемого истицей жилого помещения установленным в Положении требованиям.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, ответчиком не представлены доказательства обоснованности снятия Старчиковой А.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, в решении жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края отсутствует указание на основание ее снятия с учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, установленные законом, пригодность (непригодность) используемого ею жилого помещения им не проверялась, акт проверки жилого помещения не подтверждает данного обстоятельства, отсутствуют доказательства уведомления истицы о времени и месте заседания жилищной комиссии, действия по выполнению рекомендаций Алейской межрайонной прокуратуры ответчиком выполнены не были.

Из этого следует, что решение жилищной комиссии администрации города Алейска о снятии Старчиковой А.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении является преждевременным и подлежащим в связи с этим отмене со всеми вытекающими из этого последствиями.

При указанных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения исковых требований Старчиковой А.И.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Старчиковой ... к жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края об оспаривании решения жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края, отмене постановления администрации города Алейска Алтайского края удовлетворить в полном объеме.

Отменить решение жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края от Дата года и постановление администрации города Алейска Алтайского края от Дата года №.

Восстановить Старчикову ... в списках учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение десяти дней.

Председательствующий Г.Н. Осколкова