о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении



Дело №

решение в мотивированном

виде изготовлено

Дата года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата года Алейский городской суд Алтайского края в составе председательствующего О.В. Луханиной, при секретаре Е.Г. Непомнящих, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Епифановой ФИО14 к Администрации ... о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Епифанова Л.В. обратилась в Алейский городской суд с заявлением, указывая на то, что она является инвалидом, ветераном труда умершего участника Великой Отечественной войны ФИО15, умершего Дата года и проживает по адресу ... ... ... с дочерью и внуком. ... помещения двухкомнатной квартиры составляет 26,7 кв. метров, квартира является частично благоустроенной, нет горячей воды, ванны. В квартире нет вентиляции, высокая влажность, истица болеет бронхиальной астмой. Ввиду преклонного возраста и по состоянию здоровья она не может ежедневно добраться до бани.

Дата года она обратилась к ответчику по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и получила отказ.

Данный отказ считает незаконным в связи с тем, что квартира является частично благоустроенной, а она является инвалидом 3 группы 3 степени.

Просит признать действия Администрации ... по отказу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - незаконными и обязать Администрацию ... поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании Дата года истица поддержала заявленные требования в полном объеме и дала пояснения аналогично вышеизложенному. Просила ее требования удовлетворить, так как является человеком преклонного возраста и полагает у нее имеется право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель Администрации ... Вражевских О.В. исковые требования не признала со ссылкой на представленные в письменном виде возражения.

Истица обратилась в Администрацию ... Дата года. Истица является вдовой участника Великой Отечественной войны. Состава семьи истица не имеет. Епифанова Л.В. проживает в двухэтажном кирпичном доме, Дата постройки. В квартире имеется отопление, водопровод, электроосвещение, канализация, газоснабжение, санузел. Данная квартира значится в совместной собственности за ФИО16 и Епифановой Л.В. ... квартиры составляет 26,7 кв. метров. Согласно выписки из домовой книги от Дата года в квартире проживает три человека (два собственника и дочь ФИО18).

Решением жилищной комиссии, утвержденным Постановлением Администрации города № от Дата года Епифановой Л.В. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении по п. 1 ст. 54 ЖК РФ. У ответчика отсутствуют основания, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ для признания Епифановой Л.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель заинтересованного лица Волобуева Е.В. пояснила, что в их обязанности входит разъяснение всем лицам о их правах, в том числе и право на подачу заявления в Администрацию ... встать на учет если их жилищные условия не соответствуют требуемым нормативам. Данные права были разъяснены и истцу.

В судебное заседание Дата года истица Епифанова Л.В., представитель Администрации ..., представитель заинтересованного лица Управления социальной защиты населения ... не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От истицы поступила телефонограмма о рассмотрении дела в ее отсутствие по состоянию здоровья. От представителя Администрации ... поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам с вынесением по делу заочного решения.

Исследовав материалы дела, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований истицы частично по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что согласно удостоверения №, выданном Комитетом по социальной защите населения Епифанова Л.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО19.

Согласно справки о составе семьи от Дата года истица не имеет состава семьи.

Из договора на передачу квартир в собственность от Дата года следует, что квартира ... передана в совместную собственность Епифановой Л.В. и ФИО20

В соответствии с техническим паспортом на квартиру, расположенную по ... ... от Дата года данная квартира имеет санузел, местное водяное отопление, водопровод, электроосвещение, канализацию, газоснабжение. Процент износа квартиры в Дата составляет 36 %.

Из справки Муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика» № от Дата года следует, что квартира является частично благоустроенной, ванна отсутствует, горячая вода отсутствует.

Дата года Епифанова Л.В. обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Дата года решением Жилищной комиссии, утвержденным Постановлением Администрации ... № от Дата года Епифановой Л.В. было отказано в принятии на учет, как нуждающейся в жилом помещении по п. 1 ст. 54 ЖК РФ в соответствии с тем, что ей не предоставлены документы, предусмотренные ст. 52 ч. 4 ЖК РФ.

Согласно ст. 52 ч. 4 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В качестве основания для принятия решения об отказе в постановке Епифановой Л.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении ответчик ссылается на то, что норма жилой площади истицы соответствует нормам предоставления жилой площади в соответствии со ст. 50 ЖК РФ.

Вместе с тем, в соответствии с п. 6 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Ветеранах» номер 327- ФЗ от 21 декабря 2009 года обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших(умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года осуществляется в соответствии с положениями ст. 23,2 названного закона. Члены семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем вышеуказанные категории граждан имеют при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Ст. 51 ЖК РФ определены основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий:

-не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

-являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

-проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

-являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ответчиком указано на то, что ни под одно из вышеуказанных оснований Епифанова Л.В. не подпадает.

Однако, по мнению суда данный вывод является преждевременным. В учетом деле Епифановой Л.В. отсутствуют сведения, подтверждающие техническое состояние занимаемого жилого помещения, в связи с чем не представляется возможным установить наличие оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий по подпункту 3 пункту 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Анализируя обоснованность и законность отказа Епифановой Л.В. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд исходит из следующего.

Согласно статьи 10 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» от 09 декабря 2005 года номер 115 ЗС (в редакции Закона от 07 ноября 2006 года) ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства осуществляется органами местного самоуправления, которые определяют должностных лиц либо органы, отвечающие за проведение данной работы.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут следующие категории граждан:

-малоимущие;

-иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан;

-иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Согласно Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 января 2010 года номер 809-СК/07 ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 года номер 5-ФЗ "О ветеранах".

В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.

Из этого следует, что при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо проверять их обеспеченность жилым помещением, пригодным для проживания.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года номер 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктами 7, 47, 48 вышеназванного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Из материалов дела следует, что в качестве основания ответчиком установлено только одно основание - соответствие учетной нормы общей площади жилого помещения.

Однако, в соответствии с пунктами 42, 43, 44, 47, 48, 52 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает в себя в том числе и составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания, признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

-о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению номер 1.

В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению номер 2.

На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение, которое может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Как видно, ответчиком не обсуждался вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения Епифановой Л.В. для проживания,

Имеющимися у ответчика материалами установлено только соответствие жилого помещения нормативам учетной ставки жилой площади в городе Алейске Алтайского края.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, ответчиком не представлены доказательства обоснованности отказа Епифановой Л.В. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в решении жилищной комиссии Администрации ... отсутствует указание на отказ с обязательной ссылкой на обстоятельства, установленные законом, пригодность (непригодность) используемого ею жилого помещения им не проверялась,, отсутствуют доказательства уведомления истицы о времени и месте заседания жилищной комиссии.

Из этого следует, заявленные Епифановой Л.В. требования о признании решения об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Вместе с тем с учетом оснований изложенных выше, суд приходит к выводу, что предъявление требований истицы об обязании Администрации ... поставить ее на учет являются преждевременными и подлежат отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199, 234 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Епифановой ФИО21 удовлетворить частично.

Отменить решение жилищной комиссии Администрации ... и Постановление Администрации ... от Дата года № об отказе в постановке Епифановой ФИО22 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В удовлетворении требований Епифановой ФИО23 к Администрации ... об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении 10 дней. Стороны, не присутствовавшие в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший решение в течении 7 дней заявление об отмене этого решения со дня вручения копии решения суда.

Судья Алейского городского суда О.В. Луханина

Дело номер 2-656/10

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ ЗАОЧНОГО РЕШЕНИЯ

Именем Российской Федерации

Дата года Алейский городской суд Алтайского края в составе председательствующего О.В. Луханиной, при секретаре Е.Г. Непомнящих, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Епифановой ФИО25 к Администрации ... о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199, 234 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Епифановой ФИО26 удовлетворить частично.

Отменить решение жилищной комиссии Администрации ... края и Постановление Администрации ... края от Дата года № об отказе в постановке Епифановой ФИО27 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В удовлетворении требований Епифановой ФИО28 к Администрации ... об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении 10 дней со дня его изготовления в мотивированном виде. Стороны, не присутствовавшие в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший решение в течении 7 дней заявление об отмене этого решения со дня вручения копии решения суда.

Судья Алейского городского суда О.В. Луханина