Дело № 2-675/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации28 октября 2010 года <адрес>
Алейский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего В.П.Долженко
при секретаре Т.В.Лангольф,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Лебединских <данные изъяты> к администрации <адрес> о признании неправомерным отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Лебединских Е.А. обратилась в суд исковым заявлением о признании неправомерным отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, указывая на то, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. В мае текущего года в администрацию <адрес> были поданы документы для постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии, утвержденным постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ её отказали в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении на основании ст. 53 ЖК РФ - граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. До мая текущего года она проживала по адресу: <адрес>, пер. Парковый, 57 в доме её сына Лебединских <данные изъяты>, который является собственником этого дома. Никаких прав на этот дом у неё нет. Её сын работает водителем на севере в восточно - сибирском филиале ООО «РН-Бурение» вахтовым методом. Из-за преклонного возраста и состояния здоровья она не может жить одна. Также, дом находится в аварийном состоянии (внутри из-за провисания крыши имеются трещины в потолке). Поэтому когда в апреле этого года сын приехал в очередной отпуск, было принято решение о её переезде к бывшей снохе Шилковой <данные изъяты> по адресу: <адрес>, с которой у них хорошие отношения. Она снялась с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> и прописалась по адресу: <адрес> для того, чтобы Шилкова <данные изъяты>, у которой она в настоящее время проживает, могла пользоваться льготами, предоставленными ей как вдове инвалида ВОВ при оплате коммунальных платежей. Корыстных целей в вышеуказанных действиях, а именно для постановки на учет в качестве нуждающихся, ею преследовано не было. В настоящее время её сын Лебединских <данные изъяты> уехал работать на север на неопределенный срок и проживает там. Просит признать решение жилищной комиссии при администрации города от ДД.ММ.ГГГГ в отказе в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, а также обязать администрацию <адрес> принять Лебединских <данные изъяты>, проживающую по адресу: <адрес> на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении согласно Федеральному закону «О ветеранах».
В судебном заседании представитель заявителя Лебединских Е.А. - Белов С.В. поддержал заявленные требования в полном объеме и дал пояснения аналогично изложенному в заявлении.
Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, в письменном виде известив суд о нежелании участвовать в судебном разбирательстве.
Из отзыва администрации <адрес> следует, что доводы Лебединских Е.А. администрация <адрес> не признает по следующим основаниям. Истец обратилась в администрацию города с заявлением ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило заявление с просьбой не рассматривать на жилищной комиссии заявление от ДД.ММ.ГГГГ в связи со сменой места жительства. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась в администрацию города с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с отсутствием жилого помещения, так как проживает в доме снохи Шилковой Л. В., дом принадлежит ей на праве собственности. Документы были приняты по расписке ДД.ММ.ГГГГ. Согласно удостоверению серии Р №, выданному комитетом по социальной защите населения, Лебединских Е. А. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. Согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ истец не имеет состава семьи. В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» Алейское отделение частный дом значится в собственности за Шилковой <данные изъяты>. <адрес> - 42,30 кв.м. Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ в квартире зарегистрировано 6 человек (собственник этой квартиры, 2 сына, сноха, внучка и заявитель - Лебединских <данные изъяты>). Заявление и представленные документы ДД.ММ.ГГГГ были рассмотрены на заседании жилищной комиссии при администрации города. Решением жилищной комиссии, утвержденным постановлением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ, Лебединских Е. А. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ, так как граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (снятие с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, пер. Парковый, 57, где Лебединских Е. А. являлась членом семьи собственника жилого помещения и жилая площадь помещения - 41,30 кв.м., выше учетной нормы по городу Алейску и регистрация по адресу: <адрес>, пер. Парковый, 77, где жилая площадь ниже учетной нормы по городу Алейску).
В соответствии с п.6 ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О ветеранах» № 327-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Выслушав объяснение стороны истца, исследовав и проанализировав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований заявителя в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов было рекомендовано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п. 6 ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О ветеранах» № 327-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с положениями вышеуказанного Федерального закона вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при полном их соответствии критериям, установленным статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".
В судебном заседании установлено, что Лебединских Е.А. является вдовой ветеранаВеликой Отечественной войны Лебединских <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о браке серии № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Боровским сельсоветом <адрес>, а также удостоверением серии Р номер № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Алейским городским отделом соцзащиты.
Согласно свидетельства о смерти I№ № от ДД.ММ.ГГГГ отдела ЗАГС администрации <адрес> АК Лебединских А.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись №
Как было отмечено, правом на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем вышеуказанные категории граждан имеют при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) определены основания для признания граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. К данным основаниям относятся:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Как следует из материалов гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ Лебединских Е.А., будучи зарегистрированной по адресу: <адрес> подала заявление в администрацию <адрес> края о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что проживает в доме, который принадлежит сыну на праве собственности.
К данному заявлению Лебединских Е.А. были приложены: договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между истицей и её сыном Лебединских М.А., согласно которого Лебединских Е.А. дарит своему сыну дом, по адресу: <адрес>, где она зарегистрирована; выписку из технического паспорта на данный жилой дом и справку № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Алейским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по <адрес>, согласно которым Лебединских Е.А. имеет дом на земле по вышеуказанному адресу, общей площадью 48,30 кв.м, жилой площадью 41,30 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истицей предоставлено в адрес администрации <адрес> заявление, с просьбой не рассматривать на жилищной комиссии её заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в связи со сменой места жительства.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации <адрес> края поступило повторное заявление Лебединских Е.А. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что проживает по адресу <адрес> в доме снохи Шилковой Л.В., принадлежащей ей на праве собственности, своего жилья в собственности не имеет. К заявлению Лебединских Е.А. приложила пакет документов.
Из свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес>вым Центром государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлено, что Шиловой Л.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 42,3 кв.м., жилой площадью 33,5 кв.м. по переулку <адрес> данный факт подтверждается также техническим паспортом на жилой дом индивидуального жилищного фонда по переулку <адрес>
Согласно правоустанавливающего документа паспорта серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> и <адрес> на имя Лебединских <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженки <адрес> установлено, что истица зарегистрирована по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, до момента регистрации по данному адресу была зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из домовой книги <адрес> <адрес> установлено, что по данному адресу зарегистрированы: Лебединских Е.А., владелец дома- Шилкова Л.В., сын - Лебединских Е.М., сноха - Лебединских Е.В., внучка -Лебединских Д.Е., сын - Лебединских А.М.
Из справки о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Лебединских Е.А. состава семьи не имеет.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Алейским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по <адрес> установлено, что Лебединских Е.А. в приватизации по адресу <адрес> не участвовала.
Решением жилищной комиссии администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ админитстрации <адрес> было рекомендовано отказать Лебединских Е.А. в постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Лебединских Е.А. было оказано в постановке на учет нуждающейся в жилом помещении согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ, так как граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно статьи <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» от ДД.ММ.ГГГГ № ЗС (в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ) ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства осуществляется органами местного самоуправления, которые определяют должностных лиц либо органы, отвечающие за проведение данной работы.
Порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлен ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, имеющие значение для решения данного вопроса.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме.
Затем комиссия по жилищным вопросам органа местного самоуправления проверяет достоверность сведений, указанных в заявлении. Для этого проводят обследование жилищных условий заявителя. По его результатам составляют акт, в котором должно быть указано:
- в каком доме находится жилое помещение;
- размер занимаемого жилого помещения;
- количество комнат;
- степень благоустройства дома (жилого помещения);
- все граждане, поставленные на регистрационный учет.
<адрес> комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит главе рекомендательное предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет органу местного самоуправления. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должно быть рассмотрено в течение одного месяца. О принятом решении гражданина уведомляют в письменной форме.
В соответствии со 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Обязательное требование, предъявляемое Кодексом к содержанию решения об отказе в принятии на учет, состоит в том, что такое решение должно содержать указание на основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения, указанные выше.
Как было отмечено выше, комиссия по жилищным вопросам органа местного самоуправления проверяет достоверность сведений, указанных в заявлении лица, претендующего на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
Лебединских Е.А. в своем заявлении указала, что нуждается в жилом помещении, так как не имеет в собственности жилого помещения, проживает в доме снохи Шилковой Л. В., принадлежащем ей на праве собственности.
Основанием отказа Лебединских Е.А. в постановке на учет явился под. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В судебном заседании установлено, что Лебединских Е.А. снялась с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, где являлась членом семьи собственника жилого помещения - сына Лебединских М.А., жилая площадь жилого помещения составляла 41,30 кв.м. из расчета на двух человек.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Алейского городского Собрания депутатов <адрес> четвертого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 9 квадратных метров, учетная норма общей площади жилого помещения в размере 7,5 квадратных метров.
То есть, занимаемая ранее истицей Лебединских Е.А. жилая площадь в доме <адрес> <адрес> являлась выше учетной нормы по городу Алейску.
ДД.ММ.ГГГГ Лебединских Е.А. снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес> и зарегистрировалась по адресу: <адрес> 77.
В указанном жилом помещении зарегистрированы: владелец дома - Шилкова Л.В., сын - Лебединских Е.М., сноха - Лебединских Е.В., внучка -Лебединских Д.Е., сын - Лебединских А.М. С учетом регистрации истца Лебединских Е.А., - шесть человек. <адрес> жилого дома по <адрес> <адрес> составляет - 42,3 кв.м., то есть на каждого из проживающих приходится 7,05 кв. м, что ниже учетной нормы, установленной по <адрес>.
Из изложенного следует, что Лебединских Е.А. совершила действия, в результате которых у нее появилась возможность быть признанной нуждающейся в жилых помещениях. С момента совершения указанных действий не прошло пяти лет, как этого требуют нормы ст. 54 ЖК РФ.
Таким образом, решение жилищной комиссии, утвержденное постановлением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, соответствующим нормам жилищного законодательства.
Несмотря на то, что указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в иске, суд считает, необходимым дать оценку и иным обстоятельствам, установленным по делу.
В исковом заявлении Лебединских Е.А. указывает, что дом по адресу <адрес> находится в аварийном состоянии (внутри из-за провисания крыши имеются трещины в потолке. При этом заключение относительно технического состояния занимаемого дома и пригодности для проживания в нем, Лебединских Е.А. жилищной комиссии администрации <адрес> не предоставила, в связи с чем не представляется возможным установить, намеренно ли Лебединских Е.А. ухудшила свои жилищные условия.
Кроме того, Лебединских Е.А. по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ подарила своему сыну Лебединских М.А. дом, находящийся у неё в собственности по <адрес>, тем самым также ухудшив свои жилищные условия. С момента совершения договора дарения также не прошло пяти лет.
В судебном заседании представитель стороны истца пояснил, что смена места жительства Лебединских Е.А. была совершена в результате того, что она нуждается в постороннем уходе в силу состояния здоровья, что ее сын Лебединских М.А. не проживает в <адрес> <адрес>, где она была зарегистрирована, так как работает на Севере.
Вместе с тем, в заявлении о постановке на учет на получение жилого помещения, Лебединских Е.А. не указала на данные обстоятельства, в связи с чем, они не были предметом обсуждения на жилищной комиссии администрации <адрес>.
При изложенных обстоятельствах решение жилищной комиссии администрации <адрес> об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условиях для предоставления мер социальной поддержки, является законным и обоснованным, вследствие чего в исковых требованиях Лебединских Е.А. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Лебединских <данные изъяты> в удовлетворении требований о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет нуждающейся в жилом помещении, обязании администрации <адрес> о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в кассационном порядке, путем подачи жалобы в <адрес>вой суд через Алейский городской суд.
Судья: В.П. Долженко
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: В.П.Долженко