Дело №2-801/10 решение в мотивированной форме составлено 01 ноября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2010 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Г.Н.Осколковой
при секретаре Т.Е.Яйчун,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алейского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах Шумаковой <данные изъяты> к администрации города Алейска Алтайского края о признании незаконным в части постановления администрации,
УСТАНОВИЛ:
Алейский межрайонный прокурор Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Шумаковой А.Д. к администрации города Алейска Алтайского края о признании незаконным в части постановления администрации, указывая на то, что Алейской межрайонной прокуратурой в соответствии с указанием прокуратуры Алтайского края на постоянной основе осуществляется надзор в сфере соблюдения прав ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним граждан на обеспечение жильем.
06 июля 2010 года в Алейскую межрайонную прокуратуру поступило обращение Шумаковой А.Д. по вопросу отказа ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
По результатам проверки установлено, что 22 июня 2010 года Шумакова А.Д. обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в заявлении ею было указано на отсутствие благоустроенного жилого помещения, центрального отопления в доме и горячего водоснабжения.
Постановлением администрации города Алейска Алтайского края от 30 июня 2010 года № 783 Шумаковой А.Д. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающей в жилом помещении в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Считает данное решение незаконным, вынесенным преждевременно по следующим основаниям.
Шумакова А.Д. является вдовой участника Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет право на обеспечение ее за счет средств федерального бюджета жильем.
Основанием отказа Шумаковой А.Д. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении явилось наличие родственных отношений с собственником жилого помещения и соответствие общей площади жилого помещения учетной норме.
При проверке учетного дела заявителя установлено, что Шумакова А.Д. проживает в частном доме по переулку <адрес> города Алейска Алтайского края, принадлежащем по праву собственности семье ее дочери, в ее собственности жилье отсутствует, то есть она является членом семьи собственника.
Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации администрацией города Алейска Алтайского края должно было быть определено техническое состояние дома, его соответствие требованиям, предъявляемым для жилого помещения.
Распоряжением администрации города Алейска Алтайского края от 28 декабря 2009 года № 1848 создана комиссия по оценке технического состояния жилья ветеранов Великой Отечественной войны, однако, на момент заседания жилищной комиссии обследование жилья Шумаковой А.Д. не проводилось, что является нарушением.
Просит признать незаконным постановление администрации города Алейска Алтайского края от 30 июня 2010 года №783 в части отказа Шумаковой А.Д. в признании ее нуждающейся в жилом помещения и отменить его; признать незаконным бездействие администрации города Алейска Алтайского края, выразившееся в уклонении от проведения оценки соответствия жилого помещения, в котором проживает Шумакова А.Д. установленным законом требованиям и дачи заключения о признания указанного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Помощник Алейского межрайонного прокурора Алтайского края Станевич О.Н. иск, заявленный в интересах Шумаковой А.Д., поддержала и пояснила аналогично изложенному выше, настаивает на его удовлетворении.
Истец Шумакова А.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие Шумаковой А.Д. по имеющимся в деле материалам.
Представитель ответчика администрации города Алейска Алтайского края Вражевских О.В. иск в судебном заседании не признала и пояснила, что Шумакова А.Д. является членом семьи собственника жилого помещения, оценку пригодности жилых помещений для проживания проводит межведомственная комиссия при администрации города Алейска Алтайского края по заявлению заинтересованного лица или на основания уполномоченного органа, Шумакова А.Д. не обращались в межведомственную комиссию с заявлением об оценке дома, кроме того, площадь указанного жилого помещения соответствует учетной норме на одного члена семьи.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Шумакова А.Д. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии В №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о смерти серии I-TO № муж истицы ФИО9 умер 16 февраля 1979 года.
Из материалов дела усматривается, что <адрес>, расположенный в городе " Алейске Алтайского края по переулку <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО10, что подтверждается договором купли-продажи от 11 июля 2002 года и свидетельствами о государственной регистрации права серии №.
По данным Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от 21 июня 2010 года Шумакова А.Д. на территории города Алейска Алтайского края не имеет жилых строений, помещений, в приватизации по данному адресу не участвовала.
Из домовой книги видно, что истец Шумакова А.Д. зарегистрирована по месту жительства и проживает в <адрес> по переулку <адрес> города Алейска Алтайского края, является матерью ФИО11
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в жилое помещение, принадлежащее ФИО12 Шумакова А.Д. была вселена в качестве члена их семьи, другого жилого помещения она не имеет.
В соответствии со статьей 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов, органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 5).
Аналогичные положения содержатся в статье 4 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Из материалов дела следует, что с заявлением к главе администрации города Алейска Алтайского края о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом Шумакова А.Д. обратилась 22 июня 2010 года, указав на то что у нее отсутствует благоустроенное жилое помещение, проживает в доме, где нет центрального отопления и горячего водоснабжения, дом холодный.
По данным расписки в получении заявления и прилагаемых к нему документов для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 22 июня 2010 года Шумакова А.Д. представила в администрацию города
Алейска Алтайского края следующие документы: заявление, справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», копию паспорта, архивную справку № от05 января 1990 года, копии удостоверений №№ №,
№, справку серии МСЭ №, выписку из домовой книги, справку о составе семьи, копию свидетельства о браке, копию свидетельства о смерти, копию пенсионного страхового свидетельства, копию договора купли-продажи от 11 июля 2002 года, копии свидетельств о государственной регистрации права на домостроение и земельный участок от 15 июля 2002 года, технический паспорт на домовладение.
Постановлением администрации города Алейска Алтайского края от 30 июня 2010 года №783 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Шумаковой А.Д. было отказано по основанию представления документов, не подтверждающих ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Анализируя законность вышеуказанного постановления, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут следующие категории граждан:
-малоимущие;
-иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан;
-иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Согласно Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 января 2010 года № 809-СК/07 ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".
При постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо проверять их обеспеченность жилым помещением, пригодным для проживания.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 года номер 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», принятым во исполнение статьи 23.2. Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», переданными Российской Федерации Алтайскому краю полномочиями по обеспечению жильем инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В силу статей 3, 4 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при осуществлении государственных полномочий, в том числе ведут в установленном порядке учет ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, признаются качестве граждане, проживающие в помещении не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является и быть недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан дующие (отвечает установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 7, 8, 42, 44, 47, 48, 52 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферахсанитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, напроведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с
правом решающего голоса.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признаниичастных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории,пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссииполномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние, при этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает в себя, в том числе и составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания, признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № 1.
В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2
На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение, которое может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Постановлением администрации города Алейска Алтайского края № 1858 от 30 декабря 2009 года создана межведомственная комиссия при администрации города Алейска.
Таким образом, обязанность проведения оценки соответствия жилого помещения установленным в Положении требованиям на предмет пригодности или непригодности для проживания в нем, лежит на собственнике жилого помещения, гражданине, заинтересованном в этом, органе, уполномоченном на проведение государственного контроля и надзора в пределах его компетенции, равно как и обязанность по представлению администрации города Алейска документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в данном случае на Шумаковой А.Д.
Как видно, Шумакова А.Д. с таким заявлением в межведомственную комиссию при администрации города Алейска не обращалась, заключение уполномоченного органа отсутствует.
При таких обстоятельствах постановление администрации города Алейска от 30 июня 2010 года №783 в части отказа Шумаковой А.Д. в признании ее нуждающейся в жилом помещении признается законным, что является основанием для отказа Алейскому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить то обстоятельство, что возникшие между сторонами правоотношения являются длящимися, что не препятствует истице вновь обратиться с заявлением к ответчику о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после разрешения вопроса по обследованию жилого дома на предмет его пригодности или непригодности для проживания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Алейского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах Шумаковой <данные изъяты> к администрации города Алейска Алтайского края о признании незаконным в части постановления администрации, отказать.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Алейский районный суд.
Председательствующий Г.Н.Осколкова