о признании незаконным в части



Дело №2-911/10

решение в мотивированном виде

составлено 29 ноября 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2010года город Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Г.Н.Осколковой

при секретаре Т.Е.Яйчун,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Алейского межрайонного прокурора в интересах Будянской <данные изъяты> к администрации города Алейска Алтайского края о признании незаконным постановления в части, отмене в части, признании незаконным бездействия администрации города Алейска Алтайского края,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанностиАлейского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах Будянской А.Я. к администрации города Алейска Алтайского края о признании незаконным постановления в части, отмене в части, признании незаконным бездействия администрации города Алейска Алтайского края, указывая на то, что Алейской межрайонной прокуратурой в соответствии с указанием прокуратуры Алтайского края на постоянной основе осуществляется надзор в сфере соблюдения прав ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним граждан на обеспечение жильем.

25 мая 2010 года в Алейскую межрайонную прокуратуру поступило обращение Будянской А.Я. по вопросу отказа ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Заявление Будянской А.Я. было рассмотрено на заседании жилищной комиссии в апреле 2010 года и постановлением администрации города Алейска Алтайского края от 28 апреля 2010 года номер 532 ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с представлением документов, не подтверждающих ее право состоять на учете.

Считает решение незаконным, принятым преждевременно по следующим основаниям.

Будянская А.Я. является вдовой участника Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет право на обеспечение ее за счет средств федерального бюджета жильем.

Полагает, что при рассмотрении заявления БудянскойА.Я. о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий ответчику необходимо было дать оценку всем основаниям, указанным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, чего сделано не было.

При проверке учетного дела заявителя установлено, что она проживает в частном доме по адресу: <адрес>, принадлежавшем на праве собственности ее покойному супругу ФИО8

Согласно имеющихся документов, в собственности Будянской А.Я. жилое помещение отсутствует, отсутствует оно и на праве пользования по договору социального найма, Будянская А.Я. не является членом семьи собственника жилого помещения, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилья, данному основанию ответчиком также не была дана оценка.

Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищной комиссией должно было быть определено техническое состояние дома, его соответствие требованиям, предъявляемым для жилого помещения.

В заявлении от 12 апреля 2010 года Будянская А.Я. просит признать ее нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что у нее отсутствует благоустроенное жилье, нет центрального отопления, санузла, канализации.

Распоряжением администрации города Алейска Алтайского края от 28 декабря 2009 года № 1858 была создана комиссия по оценке технического состояния жилья Ветеранов Великой Отечественной войны.

Однако, на момент заседания жилищной комиссии обследование жилья Будянской А.Я. не проводилось.

По данному факту в адрес главы администрации Алейской межрайонной прокуратурой 10 июня 2010 года было внесено представление об устранении допущенных нарушений, после чего 23 июня 2010 года комиссией была проведена проверка жилищных условий Будянской А.Я., однако в акте о проверке жилищных условий Будянской А.Я. вывод о пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения отсутствует.

Заявителю даны рекомендации по обращению в иные органы, в то время как эта обязанность лежит на администрации города Алейска Алтайского края.

Отсутствие благоустройства в жилом помещении является самостоятельным основанием для признания данного жилья не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

Просит признать незаконным постановление администрации города Алейска Алтайского края от 28 апреля 2010 года № 532 в части отказа Будянской А.Я. в признании нуждающейся в жилом помещении и отменить его, признать незаконным бездействие администрации города Алейска Алтайского края, выразившееся в уклонении от проведения оценки соответствия жилого помещения Будянской А.Я. установленным в Положении требованиям и дачи заключений о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Помощник Алейского межрайонного прокурора Ивашутина Ю.Н. заявленные требования в судебном заседании поддержала в полном объеме и пояснила аналогично изложенному выше.

Истец Будянская А.Я. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в заявлении от 04 августа 2010 года просит рассмотреть дело в ее отсутствие, поскольку в силу возраста (89 лет) и по состоянию здоровья не имеет возможности явиться в суд.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истицы по имеющимся материалам.

Представитель ответчика администрации города Алейска Алтайского края Вражевских О.В. иск в судебном заседании не признала и пояснила, что жилой дом, в котором проживает Будянская А.Я. фактически находится в ее собственности, с заявлением о пригодности данного жилого помещения к проживанию в межведомственную комиссию Будянская А.Я. не обращалась. Просит в удовлетворении иска и.о. Алейского межрайонного прокурора отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Будянская А.Я. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии В № 124732, выданным 29 января 2007 года.

Согласно свидетельства о смерти серии I-ТО №, выданного отделом ЗАГС администрации <адрес> края 10 января 2007 года, муж истицы ФИО9 умер 09 января 2007 года.

Согласно свидетельства о браке серии БЮ №, выданного Топчихинским районным бюро ЗАГС Алтайского края 20 января 1948 года, ФИО10 являлся мужем Будянской А.Я.

Из материалов дела видно, что <адрес>, расположенный в городе Алейске по <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО11

По данным Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от 10 марта 2010 года Будянская А.Я. на территории городаАлейска Алтайского края не имеет жилых строений, помещений, в приватизации по данному адресу не участвовала.

Истец Будянская А.Я. зарегистрирована по месту жительства и проживает в <адрес> по <адрес> города Алейска Алтайского края, как член семьи ФИО12 - собственника жилого помещения, что подтверждается выпиской из домовой книги.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что жилой дом, в котором проживает Будянская А.Я., фактически находится в ее собственности, поскольку после смерти ее мужа ФИО13 она является его наследницей, другие наследники отсутствуют.

В соответствии со статьей 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации принятиена учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов, органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 5).

Аналогичные положения содержатся в статье 4 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Из материалов дела следует, что с заявлением к главе администрации города Алейска Алтайского края о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом Будянская А.Я. обратилась 12 апреля 2010 года, сославшись на отсутствие у нее благоустроенного жилого помещения, в том числе, центрального отопления, санузла и канализации, техническое состояние дома неудовлетворительное.

По данным расписки в получении заявления и прилагаемых к нему документов для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 12 апреля 2010 года Будянская А.Я. представила в администрацию города Алейска Алтайского края следующие документы: заявление, справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», копию доверенности, копию паспорта, справку гос.рег.службы, выписку из домовой книги, справку о составе семьи, копию свидетельства о браке, копию свидетельства о смерти, копию удостоверения номер 124732, копию СНИЛС, архивную справку от 31 марта 2010 года номер 6-15, копии документов на дом и на землю, копию справки МСЭ-2007 номер 0183044.

Постановлением администрации города Алейска Алтайского края от 28 апреля 2010 года № 532 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Будянской А.Я. было отказано по основанию представления документов, не подтверждающих ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Анализируя законность вышеуказанного постановления в части отказа Будянской А.Я. в признании ее нуждающейся в жилом помещении, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут следующие категории граждан:

-малоимущие;

-иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан;

-иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Согласно Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 января 2010 года № 809-СК/07 ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".

При постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо проверять их обеспеченность жилым помещением, пригодным для проживания.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 года номер 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», принятым во исполнение статьи 23.2. Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», переданными Российской Федерации Алтайскому краю полномочиями по обеспечению жильем инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В силу статей 3, 4 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при осуществлении государственных полномочий, в том числе ведут в установленном порядке учет ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, признаются качестве граждане, проживающие в помещении не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является и быть недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан дующие (отвечает установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 7, 8, 42, 44, 47, 48, 52 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с

правом решающего голоса.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

При оценке находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние, при этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает в себя, в том числе и составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания, признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № 1.

В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2

На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение, которое может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Постановлением администрации города Алейска Алтайского края от 30 декабря 2009 года № 1858 была создана межведомственная комиссия при администрации города Алейска.

Таким образом, обязанность проведения оценки соответствия жилого помещения установленным в Положении требованиям на предмет пригодности или непригодности для проживания в нем, лежит на собственнике жилого помещения, равно как и обязанность по представлению администрации города Алейска документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в данном случае на Будянской А.Я.

Как видно, Будянская А.Я. с таким заявлением в межведомственную комиссию при администрации города Алейска не обращалась, заключение уполномоченного органа отсутствует.

Доводы истца относительно того, что отсутствие благоустройства в жилом помещении является самостоятельным основанием для признания спорного жилого помещения не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям судом во внимание не принимается по основаниям, указанным выше.

Из изложенного следует сделать вывод об отсутствии бездействия со стороны администрации города Алейска в уклонении от проведения оценки соответствия жилого помещения, в котором проживает Будянская А.Я. установленным в Положении требованиям.

При таких обстоятельствах постановление администрации города Алейска от 28 апреля 2010 года № 532 в части отказа Будянской А.Я. в признании ее нуждающейся в жилом помещении, признается законным, что является основанием для отказа и.о. Алейского межрайонного прокурора в удовлетворении исковых требований.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить то обстоятельство, что возникшие между сторонами правоотношения являются длящимися, что не препятствует истице вновь обратиться с заявлением к ответчику о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после разрешения вопроса по обследованию жилого дома на предмет его пригодности или непригодности для проживания.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления исполняющего обязанности Алейского межрайонного прокурора в интересах Будянской <данные изъяты> к администрации города Алейска Алтайского края о признании незаконным постановления администрации города Алейска от 28 апреля 2010 года № 532 в части отказа Будянской <данные изъяты> в признании ее нуждающейся в жилом помещении, отмене постановления в данной части, признании бездействия администрации города Алейска Алтайского края, выразившегося в уклонении от проведения оценки соответствия жилых помещений установленным в Положении требованиям, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Алейский районный суд.

Председательствующий Г.Н.Осколкова

Решение не вступило в законную силу