о проведении капитального ремонта



Дело № 2-768/10

решение в мотивированной форме

составлено 03 декабря 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации25 ноября 2010 года г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Г.Н.Осколковой

при секретаре Т.Е.Яйчун,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алейского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах Бородиной <данные изъяты> к администрации Алейского района, Алейской квартирно-эксплуатационной части о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению ремонта жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Алейский межрайонный прокурор Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Бородиной Н.М. к администрации Алейского района, Алейской квартирно-эксплуатационной части о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению ремонта жилого дома, указывая на то, что 19 августа 2010 года межведомственной комиссией администрации Алейского района проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, <адрес>.

По результатам обследования комиссией дано заключение о признании указанного жилого дома находящимся в предаварийном состоянии, предложено решить вопрос по отселению и обеспечению безопасности проживающих в нем граждан, а также о необходимости проведения капитального ремонта дома.

Распоряжением Территориального управления Росимущества по Алтайскому краю вынесено от 18 июля 2007 года № 525 жилые дома № 1, № 4 и № 12 по вышеуказанному адресу переданы в собственность муниципального образования Алейский район Алтайского края, 09 августа 2007 года был составлен акт приема-передачи указанных домов в собственность муниципального образования Алейский район Алтайского края, однако глава Алейского района уклонился от его подписания, обратившись за разрешением спора в арбитражный суд Алтайского края.

Решением арбитражного суда Алтайского края от 25 марта 2009 года администрации Алейского района Алтайского края в удовлетворении требования о признании недействительным указанного распоряжения отказано.

До настоящего времени жилой <адрес> края на баланс муниципалитета администрацией Алейского района не поставлен.

В силу закона администрация Алейского района обязана принять указанные выше дома, в том числе и <адрес>, на баланс, не осуществляя при этом перевод земельного участка в земли поселения, а также без перехода прав собственности к муниципальному образованию.

Управляющей компанией, предоставляющей коммунальные услуги в многоквартирный <адрес> края является Алейская квартирно-эксплуатационная часть, которой жители дома регулярно производят оплату за коммунальные услуги, в связи с чем она и обязана производить ремонт этого жилого помещения.

Просит признать бездействие администрации Алейского района Алтайского края, выразившееся в непринятии жилого <адрес>, расположенного по <адрес> края на баланс администрации Алейского района Алтайского края незаконным, признать бездействие Алейской квартирно-эксплуатационной части, выразившееся в непроведении текущего ремонта <адрес> края незаконным; обязать администрацию Алейского района Алтайского края и Алейскую квартирно-эксплуатационную часть произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома <адрес> города Алейска Алтайского края.

Впоследствии Алейский межрайонный прокурор Алтайского края исковые требованияуточнил и просил признать бездействие администрации Алейского района Алтайского края, выразившееся в непринятии жилого дома №<адрес> города Алейска Алтайского края на баланс администрации <адрес> незаконным; обязать администрацию <адрес> принять на баланс <адрес> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировав право собственности на него; признать бездействие Алейской квартирно-эксплуатационной части, выразившееся в непроведении текущего ремонта дома <адрес> города Алейска Алтайского края незаконным; обязать администрацию Алейского района Алтайского края и Алейскую квартирно-эксплуатационную часть произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома <адрес> города Алейска Алтайского края.

Определением Алейского городского суда Алтайского края от 25 ноября 2010 года судом был принят отказ от иска помощника Алейского межрайонного прокурора Алтайского края и истца Бородиной Н.М. к администрации Алейского района о возложении обязанности по принятию жилого дома на баланс и регистрации права собственности, в связи с добровольным разрешением спора в данной части.

Помощник Алейского межрайонного прокурора Алтайского края Ивашутина Ю.Н. уточненные исковые требования в остальной части в судебном заседании поддержала и пояснила аналогично изложенному выше, настаивает на их удовлетворении.

Истец Бородина Н.М. уточненные исковые требования в остальной части в судебном заседании поддержала и пояснила аналогично изложенному помощником Алейского межрайонного прокурора Алтайского края Ивашутиной Ю.Н.

Представители ответчика администрации Алейского района Алтайского края Васильева Р.М. и Шушаков Р.Ю. исковые требования в судебном заседании признали частично и пояснили, что администрация Алейского района Алтайского края исполнила требование Алейского межрайонного прокурора Алтайского края в части постановки на баланс администрации Алейского района жилого дома <адрес> города Алейска Алтайского края, 08 ноября 2010 года зарегистрировала право собственности на него, они не согласны с тем, что администрация проявляла бездействие в разрешении данного вопроса, из материалов дела видно, что на протяжении длительного периода времени администрация Алейского района принимала меры к этому, просят в данной части в удовлетворении иска Алейскому межрайонному прокурору отказать.

Ответчик Алейская квартирно-эксплуатационная часть и третье лицо Алейский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, представитель Алейской квартирно-эксплуатационной части Алифанов Д.В. представил суду письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанных лиц по имеющимся в деле материалам.

Представитель Алейской квартирно-эксплуатационной части Алифанов Д.В. на предыдущем судебном заседании пояснял, что требования прокурора, предъявленные к администрации Алейского района, являются законными и обоснованными, поскольку администрация согласно распоряжения № 525 от 18 июля 2007 года фактически является собственником жилого дома <адрес> города Алейска Алтайского края и поэтому она должна нести бремя по проведению ремонта в этом доме, Алейская квартирно-эксплуатационная часть с января 2010 года исключила из оплаты коммунальных услуг плату за ремонт этого дома.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что на момент предъявления иска в суд многоквартирный жилой <адрес> края Алейска, в котором, наряду с другими жильцами, проживает Бородина Н.М., являлся собственностью Российской Федерации и находился в оперативном управлении Алейской квартирно-эксплуатационной части, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 04/005/2010-374 от 18 августа 2010 года и информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (сопроводительное письмо от 01/1-10/388 от 19 августа 2010 года).

Указанный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 522 гектаров, относящемся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Распоряжением Территориального управления Росимущества по Алтайскому краю от 18 июля 2007 года № 525 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Алейской квартирно-эксплуатационной частью Сибирского военного округа в собственность муниципального образования Алейский район Алтайского края» (далее-распоряжение № 525), являющимся правоустанавливающим документом, многоквартирные жилые дома № 1, № 4, и № 12 по улице Сокол города Алейска переданы в собственность муниципального образования Алейский район Алтайского края.

Распоряжением № 525 установлено, что в случае, если в указанный абзацами 24-26 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и настоящим распоряжением срок акт приема-передачи не будет подписан и (или) представлен муниципальным образованием Алейский район Алтайского края в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю, он утверждается в одностороннем порядке.

09 августа 2007 года составлен акт приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Алейской квартирно-эксплуатационной частью, в собственность муниципального образования Алейский район Алтайского края. Указанный акт подписан начальником Алейской квартирно-эксплуатационной части и утвержден руководителем Территориального управления Росимущества по Алтайскому краю.

Между тем, глава администрации Алейского района уклонился от подписания данного акта и обратился в арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным распоряжения № 525.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25 марта 2009 года (дело №А03-1185/2009) администрации Алейского района в удовлетворении требования о признании недействительным указанного распоряжения отказано со ссылкой на то, что согласно Приложению № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года, передаваемое по спорному распоряжению имущество, включено в перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности.

В решении арбитражного суда также указано, что данное имущество изначально подлежало передаче в муниципальную собственность.

Такая правовая позиция нашла отражение в определении Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 12 января 2009 года № 4229/08 по делу № А 73-6212/2007-21.

Впоследствии территориальным управлением Росимущества по Алтайскому краю указанный акт приема приема-передачи имущества был утвержден в одностороннем порядке.

Из пояснений представителей администрации Алейского района Алтайского края Васильевой Р.М. и Шушакова Р.Ю. на предыдущем судебном заседании следует, что муниципальное образование Алейский район Алтайского края уклонилось от регистрации права собственности на спорный жилой дом и принятии его на баланс по той причине, что в силу закона, объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, а поскольку для передачи земельного участку муниципальному образованию требовалось проведение ряда мероприятий, в том числе и прекращение за Алейской квартирно-эксплуатационной частью права постоянного (бессрочного) пользования на уже сформированные земельные участки из категорий земель, указанных выше, что до настоящего времени не сделано, не мог быть определен статус жилого дома, расположенного по <адрес> края.

Вместе с тем, указанная позиция администрации Алейского района Алтайского края оказалась ошибочной, с чем впоследствии она и согласилась, разрешив спор в этой части в добровольном порядке, то есть зарегистрировала право собственности на спорный объект, поставив его на бюджетный учет, данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08 ноября 2010 года и карточкой учета объекта районной казны (л.д.161, 164), что не противоречит действующему законодательству.

Так, отсутствие в распоряжении № 525 сведений о земельных участках, на которых расположены жилые дома, не является основанием для признания его недействительным, поскольку обязанность принятия в муниципальную собственность упомянутых объектов возложена на администрацию в силу закона, которым не установлена обязательность рассмотрения вопроса о земельных участках, занятых строениями, муниципального образования (определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18 июня 2008 года № 7271/08).

Заинтересованные лица вправе разрешить вопрос о земельных участках самостоятельно в установленном законом порядке, что и предполагается сделать в последующем.

Оспаривая бездействие администрации Алейского района Алтайского края в части неприятия спорного жилого дома на бюджетный учет, представители администрации Васильева Р.М. и Шушаков Р.Ю. в судебном заседании пояснили, что администрацией были приняты все необходимые для этого меры, а именно:

- в августе 2007 года администрация обращалась в Алейскую квартирно-эксплуатационную часть с рекомендацией о проведении мероприятий, направленных на формирование земельных участков, на которых, в том числе, находится <адрес> края;

- 17 октября 2007 года администрация приняла участие в совещании по вопросу передачи в собственность муниципального района от Алейской квартирно-эксплуатационной части, в том числе и <адрес> края, состоявшемся в Территориальном управлении Росимущества по Алтайскому краю, результатом которого явилось принятие решения о необходимости завершения Алейской квартирно-эксплуатационной частью совместно с 918-м квартирно-эксплуатационным-управлением СибВО формирования землеустроительных дел по уточнению границ и площади участка в месячный срок;

- в октябре 2009 года администрация Алейского района Алтайского края обратилась в Сибирское квартирно-эксплуатационное управление с просьбой о содействии в разрешении данного вопроса;

- 01 апреля 2010 года в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации была направлена телеграмма с просьбой ускорить решение вопроса по разделу земельного участка;

- в мае 2010 года администрация обращалась в администрацию Алтайского края с просьбой оказать ей содействие в решении спорного вопроса.

Разрешая спор в данной части, суд приходит к выводу о наличии бездействия со стороны администрации Алейского района в части непринятия жилого <адрес>, расположенного по <адрес> края на бюджетный учет, принятые к урегулированию данного вопроса администрацией меры являются не существенными и не повлекшими за собой правовых последствий.

Распоряжение № 525 должно было быть исполнено своевременно, препятствия к этому отсутствовали, что и выяснилось в ноябре 2010 года, когда администрация Алейского района Алтайского края бесспорно, в добровольном порядке зарегистрировала свое право на указанный выше объект недвижимости с вытекающими из этого последствиями.

Начальник Алейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО10 в судебном заседании подтвердила данное обстоятельство.

Таким образом, бездействие администрации Алейского района Алтайского края длилось с июля 2007 года по ноябрь 2010 года и возможно продолжилось бы в отсутствие иска Алейского межрайонного прокурора Алтайского края.

Между тем, согласно акта межведомственной комиссии администрации Алейского района от 28 мая 2008 года № 218 (л.д.40), многоквартирный жилой дом № № расположенный по <адрес> края, находится в аварийном состоянии.

Так, в ходе обследования было установлено, что указанный дом построен в 1958 году, состоит из двух этажей, двух подъездов, двенадцати квартир, стены шлакоблочные на цементном растворе, окна деревянные, кровля шиферная.

В наружных стенах дома наблюдаются многочисленные трещины, на оконных блоках отсутствуют оконные сливы, что вызывает разрушение наружных стен, в продольной стене здания имеется сквозное отверстие в одну из квартир размером 1000 x 1000 мм.

Фундаменты имеют горизонтальные просадочные трещины, во всех квартирах второго этажа заметно провисание деревянных балок чердачного перекрытия и растрескивание штукатурного слоя, наблюдаются следы протечек шиферной кровли, шиферная кровля частично разрушена (70%), стропильная система шатровой крыши имеет значительные деформации; электропроводка находится в неудовлетворительном состоянии, приборы учета отсутствуют, замеры изоляции не проводятся; холодное водоснабжение в аварийном состоянии, на момент обследования вода отсутствует; воздушные тепловые сети местами не имеют теплоизоляционного покрытия, частично отсутствуют опоры трубопроводов, полностью разрушена отмостка здания, просадка деревянных полов первого этажа квартир и бетонных площадок лестничных клеток первого этажа, перила лестничных клеток не закреплены, дверные входные блоки, оконные блоки квартир находятся в неудовлетворительном состоянии.

Из этого следует, что техническое состояние дома создает угрозу жизни и здоровью проживающим в нем граждан и соответственно нарушает их конституционные права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно подпункта 3, 7 пункта 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 Жилищного кодекса Российской Федерации в полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений входит осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Установлено, что управляющей компанией, предоставляющей коммунальные услуги в многоквартирный дом №<адрес> города Алейска Алтайского края является Алейская квартирно-эксплуатационная часть, которой жителями дома производятся соответствующие выплаты за коммунальные услуги.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что плата за коммунальные услуги с учетом расходов на производство ремонта жилого дома Алейской квартирно-эксплуатационной частью взималась до марта 2010 года, после указанного периода статья расходов в данной части исключена из оплаты коммунальных услуг.

Данное обстоятельство подтверждается выпиской из лицевого счета по домоуправлению Алейской квартирно-эксплуатационной части от 13 сентября 2010 года, выданной начальником и главным бухгалтером учреждения (л.д.98), квитанциями по оплате коммунальных услуг жителей указанного дома (л.д. 47-49, 99-104).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно абзацу 28 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация.

Учитывая, что администрация Алейского района Алтайского края в установленном законом порядке зарегистрировала право собственности на жилой <адрес> края и поставила его на бюджетный учет муниципального образования Алейский район Алтайского края, она и должна нести бремя его содержания.

Данное обстоятельство представителями администрации Алейского района Алтайского края в судебном заседании не оспаривалось.

Из этого следует, что на администрацию Алейского района Алтайского края следует возложить обязанность по проведению капитального ремонта в многоквартирном жилом доме № №, расположенном по <адрес> края.

Вместе с тем, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Алейского межрайонного прокурора Алтайского края в части возложения на Алейскую квартирно-эксплуатационную часть обязанности по проведению текущего ремонта в спорном доме отказать по вышеуказанным основаниям, признав однако бездействие указанного органа в непроведении текущего ремонта в этом доме.

Одновременно суд считает необходимым указать на то, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о защите нарушенных прав, связанных с взиманием денежных средств на проведение ремонта в жилом доме в пределах до марта 2010 года.

Суд считает необходимым обратить внимание также на то, что жилой дом, расположенный по <адрес> края находится на территории муниципального образования Алейский район Алтайского края, что подтверждается постановлением администрации города Алейска Алтайского края от 19 мая 2010 года № 606, реестром наименований адресных объектов города Алейска Алтайского края, указанных в Приложении к постановлению администрации Алейского района Алтайского края № 606 и картографические данные, утвержденные приказом Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю от 17 мая 2001 года № 54-Р.

В последующем заинтересованные лица вправе в установленном законом порядке уточнить адрес спорного дома.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алейского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах Бородиной <данные изъяты> к администрации Алейского района, Алейской квартирно-эксплуатационной части о признании бездействия незаконным, проведении ремонта жилого дома, удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации Алейского района Алтайского края, выразившееся в непринятии жилого дома №№ по улице <адрес> города Алейска Алтайского края на бюджетный учет муниципального образования Алейский район Алтайского края незаконным.

Признать бездействие Алейской квартирно-эксплуатационной части, выразившееся в непроведении текущего ремонта в жилом доме №№ по улице <адрес> города Алейска Алтайского края до марта 2010 года незаконным.

Обязать администрацию Алейского района Алтайского края произвести капитальный ремонт жилого дома №№ по улице <адрес> города Алейска Алтайского края.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Алейский районный суд.

Председательствующий Г.Н.Осколкова

Решение не вступило в законную силу