Дело № 2-998/10
мотивированное решение
составлено 07 декабря 2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2010 года город Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Г.Н. Осколковой, при секретаре Т.Е. Яйчун, с участием представителя заявителяОткрытого акционерного общества«Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» Буяновой А.С., помощника Алейского межрайонного прокурора Алтайского края Кисельмана Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества«Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго»; по заявлению начальника района Алейских электрических сетей филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Алтайэнерго» Воронкова <данные изъяты> о признании действий Алейской межрайонной прокуратуры Алтайского края по внесению представления незаконными,
№ (2)1">УСТАНОВИЛ:
№ (2)1">Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» (далее ОАО МРСК Сибири» - «Алтайэнерго») и начальник района Алейских электрических сетей филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»-«Алтайэнерго» (далее Алейские РЭС) обратились в суд с заявлением о признании действий Алейской межрайонной прокуратуры Алтайского края по внесению представления незаконными, указывая на то, что Алейской межрайонной прокуратурой Алтайского края 09 августа 2010 года была проведена проверка исполнения учреждениями и организациями законодательства о противодействии терроризму, в результате которой в адрес начальника Алейских РЭС - структурного подразделения филиала «Алтайэнерго» - внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.
В представлении указано, что в деятельности Алейских РЭС выявлены недостатки, влияющие на состояние антитеррористической защищенности, а именно: территория Алейских РЭС в ночное время не охраняется, отсутствует дежурная смена, отсутствует освещение по периметру территории,работники Алейских РЭС с инструкциями по действию персонала при обнаружении взрывчатого устройства, а также по действию персонала при нападении на подстанцию, знакомятся не систематически.
Заявители считают, что требования прокуратуры, изложенные в представлении, незаконны.
Согласно статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ «О прокуратуре РФ») представление прокурора должно содержать ссылки на нормативно-правовые акты, требования которых нарушены.
В обоснование своих требований Алейская межрайонная прокуратура ссылается только на общие нормы Федерального закона Российской Федерации «О противодействии терроризму».
Данные нормы не предусматривают принятие конкретных мер, изложенных в представлении, они не содержат требований, обязывающих коммерческую организацию принять какие-либо меры по защите и охране объектов электроэнергетики, в представлении нет ссылки на нарушенную норму права, предусматривающую обязанность принятия вышеперечисленных мер по охране и защите территории Алейских РЭС, в нарушение требований статьи 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление внесено лицу, не имеющему полномочий на устранение перечисленных нарушений законодательства.
Требования прокуратуры по организации на территории Алейских РЭС охраны в ночное время, дежурной смены, оборудования освещения по периметру территории, мер по ознакомлению работников Алейских РЭС с инструкциями по действию персонала при обнаружении взрывчатого устройства, а также по действию персонала при нападении на подстанцию, не законны, поскольку не соответствуют нормам действующего законодательства.
Просят признать действия Алейской межрайонной прокуратуры Алтайского края по внесению представления незаконными и приостановить его исполнение до вступления решения в законную силу.
Представитель ОАО «МРСК Сибири» Буянова А.С. заявление в судебном заседании поддержала в полном объеме и пояснила аналогично изложенному в нем, настаивает на его удовлетворении.
Начальник Алейских РЭС Воронков А.Н. в судебное заседание не явился, представил суду письменное заявление, в котором просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанного лица.
Представитель Алейской межрайонной прокуратуры Алтайского края Кисельман Д.В. заявления ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» и начальника Алейских РЭС Воронкова А.Н. в судебном заседании не признал и пояснил, что доводы поступивших в Алейский городской суд заявлений являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что представление, внесенное Алейской межрайонной прокуратурой Алтайского края 09 августа 2010 года, является законным, проверка была проведена на основании поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в строгом соответствии с требованиями закона, обнаруженные проверкой недостатки в деятельности Алейских РЭС, имели место в действительности, с ними согласился участвовавший в проверке заместитель начальника Алейских РЭС Ананьев A.M., более того, из ответа Алейских РЭС на представление прокуратуры видно, что недостатки, изложенные в пунктах 2, 3 и 4 представления, устранены, в отношении недостатка предусмотренного пунктом 1 представления указано, что в филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» направлено предложение об установке охраны объекта РЭС силами ЧОП или сторожей и оборудования кнопкой экстренного вызова ПС 90 «Алейская», просит в удовлетворении заявлений отказать.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица администрация города Алейска Алтайского края явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, представила суду заявление, в котором просит дело рассмотреть в отсутствие ее представителя.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанного лица по имеющимся материалам.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания» учреждено по решению учредителя распоряжением председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России» от 01 июля 2005 года № 149-р.
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания» является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации.
Филиал открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Алтайэнерго» (ОАО «МРСК Сибири» - Алтайэнерго») создан в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Уставом ОАО «МРСК Сибири» и решением Совета директоров ОАО «МРСК Сибири» от 26 декабря 2007 года (протокол № 06/07).
Филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» является обособленным подразделением ОАО «МРСК Сибири», не является юридическим лицом и выступает в гражданском обороте от имени ОАО «МРСК Сибири».
Район Алейских электрических сетей филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» является структурным подразделением филиала, начальником Алейских РЭС является Воронков А.Н., начальник непосредственно подчиняется заместителю генерального директора, директору филиала.
Указанные обстоятельства подтверждаются Уставом ОАО «МРСК Сибири», положением о филиале ОАО «МРСК Сибири» - Алтайэнерго» и положением о РЭС филиала «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго».
Определением судьи Алейского городского суда Алтайского края от 15 ноября 2010 года гражданские дела № 2-997/10 и № 2-998/10 по заявлению ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго и заявлению начальника Алейских РЭС Воронкова А.Н. о признании действий Алейской межрайонной прокуратуры по внесению представления незаконными, в соответствии с пунктом 4 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Материалами дела установлено, что 09 августа 2010 года исполняющая обязанности Алейского межрайонного прокурора Алтайского края Арсиневская О.В., основываясь на принципах противодействия терроризму, изложенных в ФЗ «О противодействии терроризму», с учетом анализа сложившейся ситуации по антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения, внесла представление в адрес начальника Алейских РЭС филиала «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» с предложением принять исчерпывающие меры для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму и привлечь лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной ответственности.
Анализируя законность внесенного Алейской межрайонной прокуратурой представления, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся «в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Представление прокурора является одной из форм прокурорского надзора.
Статьей 24 указанного закона предусмотрено, что в случае нарушения действующего законодательства прокурор или его заместитель вносит представление органу или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 "О противодействии терроризму" установлено, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах, в том числе и на принципе обеспечения защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системности и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Анализ нормативных актов, составляющих правовую основу противодействия терроризму, в том числе и указанного закона, а также Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 года № 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму", позволяет сделать вывод о том, что противодействие терроризму охватывает не только деятельность специальных служб и правоохранительных органов, но и действия других органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, направленные, в том числе, и на предупреждение терроризма.
Таким образом, обеспечение надлежащей защищенности объектов энергоснабжения является одним из основных методов и обязанностей должностных лиц по противодействию терроризму.
Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05 марта 1992 года определил, что безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Статьей 4 указанного закона предусмотрено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечении безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства,
В соответствии со статьей 8 данного закона систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствий с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Одним из таких законодательных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности на основании Конституции Российской Федерации (пункты «е»,«ж» части 1 статьи 114) и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 марта 1992 года №2488-1, является постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587, которым утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране (далее - Перечень).
Согласно пункта 21 Перечня, охране подлежат объекты электроэнергетики - гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам, за исключением объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и их дочерних обществ.
Включение указанных объектов в Перечень согласуется со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», предусматривающей, что электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Значимость электроэнергетики и обуславливает необходимость установления государственной охраны ее объектов.
Более того, данные объекты, согласно пункта 3.1 Руководящего документа МВД Российской Федерации РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", утвержденного МВД Российской Федерации 06 ноября 2002 года, являются особо важными, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия (кража, грабеж, разбой, терроризм и другие) на которых в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, экологии или иному владельцу имущества.
Указанным РД 78.36.003-2002 определена совокупностьмероприятий, направленных на усилие конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам, а также порядок и способы оснащения объектов элементами инженерно-технической укрепленности и техническими средствами охраны с целью противодействия преступным посягательствам на них.
Установлено, что по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации (т.2, л.д.142) Алейской межрайонной прокуратурой Алтайского края, с привлечением специалиста антитеррористической комиссии администрации города Алейска Алтайского края и участием заместителя начальника Алейских РЭС ФИО8., 28 июля 2010 года была проведена проверка антитеррористической защищенности Алейских РЭС.
По результатам проверки, в Алейских РЭС были выявлены недостатки его деятельности, влияющие на состояние антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения, выразившиеся в следующем:
1. Территория Алейского РЭС в ночное время не охраняется в связи с отсутствием сторожа;
2. Отсутствует дежурная смена в ночное время на случай чрезвычайного происшествия;
3. Отсутствует освещение по периметру территории организации;
4. С инструкцией по действию персонала при обнаружении взрывчатого устройства на территории подстанции», а также с инструкцией по действию персонала при нападении на подстанцию Алейского РЭС работники знакомятся не систематически (установлен единичный случай в 2005 году).
Указанная проверка Алейской межрайонной прокуратурой Алтайского края была проведена в соответствии с Методическими рекомендациями по организации защиты объектов промышленности и топливно-энергетического комплекса на территории Алтайского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера, разработанными и принятыми 14 августа 2008 года УФСБ Российской Федерации по Алтайскому краю, ГУВД по Алтайскому краю, Управлением Алтайского края по промышленности и энергетике (т.2, л.д. 145, далее - Рекомендации).
Согласно пункта 2.1 Рекомендаций, ответственность за обеспечение антитеррористической защиты объекта несет его руководитель, ответственность за охрану объекта возложена на руководителя объекта.
Согласно пунктов 4.5 и 4.13 Положения о районе электрических сетей ОАО «МРСК Сибири»- «Алтайэнерго» в задачи и функции структурного подразделения входит обеспечение сохранности здоровья и жизни подчиненного персонала в процессе трудовой деятельности, а также выполнение необходимых мероприятий по ГО и ЧС, мобилизационной работе и обеспечению требований безопасности и режима.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Рекомендаций, подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану объекта.
Пунктом 2.1.3 Рекомендаций предусмотрено, что под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление: угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств, в том числе, экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций. Из этого следует, что ссылка в представлении прокуратуры на отсутствие в Алейских РЭС охраны, дежурной смены на случай возникновения чрезвычайного происшествия и отсутствие освещения на территории участка, устранение которых является одной из необходимых мер для обеспечения безопасности объекта, является обоснованной.
Согласно абзаца 7 пункта 2.1.9 Рекомендаций, руководитель объекта обязан совместно с должностными лицами подразделения охраны, организовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала объекта действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с данным пунктом прокуратурой также обосновано было указано на недостаток, предусмотренный в пункте 4 представления об ознакомлении персонала с инструкцией по действию персонала при обнаружении взрывчатого устройства на территории подстанции, а также с инструкцией по действию персонала при нападении на подстанцию Алейских РЭС.
Представленные заявителями листы ознакомления персонала с инструкцией «Действие персонала при нападении на подстанцию» (т.2, л.д.138-141), которые по их мнению подтверждают то, что работники периодически знакомились с указанной инструкцией и до проведения проверки, например, 15 июля 2010 года, судом не принимаются в качестве допустимого доказательства, поскольку указанные данные ими не были представлены в момент проведения проверки, что является основанием относиться к ним критически.
Таким образом, указанные выше недостатки, влияют на состояние антитеррористической защищенности объектов, расположенных на территории Алейских РЭС, их несоблюдение нарушает нормы, предусмотренные статьей 2 Федерального закона № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».
Из ответа заместителя начальника Алейских РЭС ФИО9 на представление Алейской межрайонной прокуратуры Алтайского края от 14 сентября 2010 года № 11302/16, направленного в адрес прокуратуры, видно, что недостатки, предусмотренные пунктами 2,3 и 4 представления устранены, в отношении недостатка предусмотренного пунктом 1 представления указано, что в ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» направлено предложение об установке охраны объекта РЭС силами ЧОП или сторожей и оборудования кнопкой экстренного вызова ПС 90 «Алейская».
Таким образом, из текста представления исполняющего обязанности Алейского межрайонного прокурора, внесенного начальнику Алейских РЭС видно, что последнему было предложено принять исчерпывающие меры для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму, какая-либо обязанность на него не возлагалась, требования о привлечении конкретных лиц к дисциплинарной ответственности не предъявлялись, представление не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для организации, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в связи с неисполнением заявителями пункта 1 представления Алейским межрайонным прокурором не возбуждалось.
Из смысла ответа на представление, направленного Алейскому межрайонному прокурору в течение срока, установленного статьей 24 ФЗ «О прокуратуре РФ», видно, что заместитель начальника Алейских РЭС, в пределах предоставленных ему полномочий, принял все необходимые меры к устранению имеющихся недостатков, фактически исполнив его.
Доводы представителя заявителя о том, что представление внесено лицу, не имеющему полномочий на устранение перечисленных нарушений законодательства и о том, что оно не содержит ссылки на нормативно-правовые акты, требования которых нарушены, суд находит несостоятельными по вышеуказанным основаниям.
Анализ приведенных выше доказательств свидетельствует о том, что права и свободы заявителей внесенным прокуратурой представлением не нарушены, препятствий к осуществлению прав и свобод им не создано, незаконно какие-либо обязанности на них не возлагалась.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителей.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей и в части приостановления действий по исполнению представления прокуратуры, суд исходит из его фактического исполнения последними.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявлений Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго», по заявлению начальника района Алейских электрических сетей филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Алтайэнерго» Воронкова <данные изъяты> о признании действий Алейской межрайонной прокуратуры Алтайского края по вынесению представления незаконными и приостановлении его исполнения отказать.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Алейский районный суд.
Председательствующий Г.Н.Осколкова
Решение не вступило в законную силу