Дело №2-671/10
мотивированное решение составлено
07 декабря 2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2010 года Алейский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего Г.Н. Осколковой при секретаре Т.Е. Яйчун,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алейского района Алтайского края, администрации Кировского сельсовета Алейского района Алтайского края об устранении нарушений законодательства о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами,
УСТАНОВИЛ:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Алейского района Алтайского края, администрации Кировского сельсовета Алейского района Алтайского края об устранении нарушений законодательства о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, указывая на то, что Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в сентябре 2008 года была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами на территории Алейского района Алтайского края.
Согласно акту по результатам мероприятий по контролю от 04 сентября 2008 года № 09-02-29 Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, на участке поля, расположенном в 3,5 км на юго-западе от поселка Кировский Алейского района Алтайского края, размером 5*5 метров, непосредственно у дороги, насыпью, свалены агрохимикаты. В насыпи присутствуют также остатки полиэтиленовых мешков с красным дном и надписью «Окислитель» и «Селитра аммиачная».
Общий объем насыпи составляет 10-12 тонн, аналогичные сведения изложены в акте Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 14 октября 2008 года.
С целью определения хранящихся веществ, специалистами Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай 04 сентября 2008 года был произведен отбор проб.
Лабораторный анализ, проведенный Аккредитованной испытательной лабораторией ФГУ ЦАС «Алтайский» (протоколы испытаний от 1 сентября 2008 года №№ 1,2) показал, что на вышеуказанном земельном участке находится агрохимикат - аммиачная селитра.
Данный агрохимикат продолжает храниться на обозначенном земельном участке до настоящего времени.
По информации Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 11 июля 2010 года агрохимикаты расположены между земельными участками с кадастровыми номерами №
Границы земельных участков не являются смежными и расстояние между ними составляет около 15 метров, агрохимикаты расположены на земельном участке, который является государственной собственностью и границы которого не определены.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю предоставлена информация от 23 июля 2010 года об отсутствии в едином государственном реестре действующей записи о правах на указанные земельные участки.
В нарушение требований действующего законодательства, выявленные в Алейском районе агрохимикаты хранятся без специальной упаковки, исключающей их воздействие на окружающую среду, а также вне специального хранилища, чем обеспечивается свободный доступ к ним человека, животных.
Считает виновными в этом ответчиков, поскольку к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, осуществление земельного контроля в границах поселения.
Просит обязать администрацию Кировского сельсовета Алейского района Алтайского края обеспечить помещение агрохимиката - аммиачной селитры, находящейся на земельном участке размером 5*5 метров, расположенном в 3,5 км на юго-запад от поселка Кировский Алейского района, в тару, отвечающую требованиям соответствующей нормативной и технической документации для хранения агрохимикатов и их хранение в специализированном помещении.
Обязать администрацию Алейского района принять участие в предупреждении возникновения чрезвычайной ситуации в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами путем оказания содействия администрации Кировского сельсовета Алейского района Алтайского края в обеспечении помещения агрохимиката-аммиачной селитры, находящейся на земельном участке размером 5*5 м, расположенном в 3,5 км на юго- запад от поселка Кировский Алейского района Алтайского края в тару, отвечающую требованиям соответствующей нормативной и технической документации для хранения агрохимикатов и их хранение в специализированном помещении.
Помощник Алейского межрайонного прокурора Алтайского края Ивашутина Ю.Н. иск в судебном заседании поддержала в полном объеме и пояснила аналогично изложенному выше, настаивает на его удовлетворении.
Представитель администрации Алейского района Алтайского края Шушаков Р.Ю. иск в судебном заседании не признал и пояснил, что мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, а также по ликвидации последствий загрязнения обязаны проводить собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков.
Земельный участок, на котором насыпью свалены агрохимикаты, не является муниципальной собственностью муниципального образования Алейский район Алтайского края, указанное муниципальное образование также не обладает им на праве аренды, ином праве.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, однако статьей 5 Закона Алтайского края от 06 марта 2000 года № 16-ЗС «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» определен исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к ведению органов местного самоуправления в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, к которым относятся:
1) исполнение законодательства Российской Федерации и Алтайского края в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами на территории муниципального образования;
2) разработка, принятие и реализация муниципальных программ по обеспечению безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; 3 Организация и проведение оперативных санитарно- противоэпидемических мероприятий в случае возникновения массовых заболеваний и отравлений людей, связанных с воздействием на организм человека пестицидов и агрохимикатов;
4) отвод земельных участков под строительство складов для хранения пестицидов и агрохимикатов на территории муниципального образования.
Считает, что к указанным правоотношениям не подлежит применению законодательство, регулирующее правоотношения в сфере защиты населения и территорий о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и по этим основаниям просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель администрации Кировского сельсовета Алейского района Алтайского края Постников А.И. иск в судебном заседании не признал и пояснил аналогично изложенному представителем администрации Алейского района Алтайского края Шушаковым Р.Ю., дополнив свои объяснения тем, что земельный участок, на котором расположена свалка агрохимикатов, находится на границе земельных участков, пользователями которых являются ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» и Крестьянско-фермерское хозяйство «<данные изъяты>», они и должны нести ответственность по ликвидации свалки, кроме того, считает, что неверно было проведено межевание земель, поскольку незаконно был обойден спорный земельный участок.
Представитель третьего лица специалист-эксперт Алейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю Носкова Н.С. в судебном заседании
пояснила, что указанная свалка агрохимикатов размещена на территории муниципального образования Кировский сельсовет Алейского района Алтайского края. На основании земельной реформы, проведенной в РСФСР в 1991 году, администрацией Алейского района Алтайского края принято постановление, которым вся земля, находящаяся на территории Кировского сельсовета Алейского района была передана совхозу «Коммунар» в коллективно-долевую собственность, на сегодняшний день все сельскохозяйственные угодья (луга, сенокосы, пастбища) принадлежат муниципальному образованию Кировский сельсовет Алейского района, границы земельных участков установлены, однако право собственности не зарегистрировано. Межевание земельного участка, находящегося в пользовании ООО «Ампас» проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, свалка агрохимикатов находится на земельном участке общего пользования, указанный участок является государственной собственностью.
Третьи лица: Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, ООО «<данные изъяты>», Крестьянско-фермерское хозяйство «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседании были поставлены в известность надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанных лиц по имеющимся в деле материалам.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с последующими изменениями) и статьи 1 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 года № 15-ЗС «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с последующими изменениями), чрезвычайная обстановка - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 19 июля 1997 года № 109- ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты), агрохимикаты-удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенны для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.
Пунктом 1.2 Санитарных правил и норм СанПин 1.2.1077-01 «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 31 октября 2001 года, к особенностям, определяющим потенциальную опасность пестицидов для человека и среды его обитания (окружающей среды) отнесены: высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ним населения.
В соответствии со статьей 9 Закона Алтайского края «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», к обязанностям юридических лиц в указанной сфере относятся:
-обеспечение проведения мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения среды обитания;
Согласно статьи 19 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и статьи 15 Закона Алтайского края «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», пунктами 3.1, 3.16 Санитарных правил и норм СанПин 1.2.1077-01 «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 31 октября 2001 года, хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в целостной таре, специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается оставлять пестициды и агрохимикаты рассыпанными.
При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью и окружающей природной среде.
Надлежащее обращение с пестицидами и агрохимикатами с учетом их опасности для человека и окружающей природной среды является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании установлено, что на участке поля, расположенном в 3,5 км на юго-западе от п.Кировский размером 5 на 5 м непосредственно у дороги, насыпью свалены агрохимикаты. В насыпи присутствуют также остатки полиэтиленовых мешков с красным дном и надписью «Окислитель» и «Селитра аммиачная». Общий объем насыпи составляет 10-12 тонн.
Аналогичные сведения о данной информации изложены в акте Управления Россельхознадзора по Алтайском краю и республике Алтай от 14 октября 2008 года № 09-16.
Из сообщения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и республике Алтай № 02-22/2007 от 12 июля 2010 года видно, что агрохимикаты расположены между земельными участками с кадастровыми номерами №, границы земельных участков не являются смежными и расстояние между ними составляет около 15 метров, агрохимикаты находятся на земельном участке, который является государственной собственностью, границы земельного участка не определены.
Согласно кадастровой выписке данного участка (кадастровый номер 22:01:0:015) он относится к землям сельскохозяйственного назначения.
С целью определения хранящихся веществ, специалистами Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и республике Алтай 04 сентября 2008 года произведен отбор проб.
Лабораторный анализ, проведенный Аккредитованной испытательной лабораторией ФГУ ЦАС «Алтайский» (протоколы испытаний от 11 сентября 2008 года № 1,2) показал, что на вышеуказанном земельном участке находится агрохимикат-аммиачная селитра.
Определяя правовой режим указанного земельного участка, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее Ф3-137) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе, и земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Согласно пункта 10 Ф3-137 распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Постановлением администрации Алейского района Алтайского края № 40 от 21 января 1993 года «О передаче земли в коллективно-долевую собственность совхозу «Коммунар»» бесплатно по средне-районной норме совхозу «Коммунар» (в настоящее время Кировский сельсовет) были переданы в коллективно-долевую собственность сельскохозяйственные угодья, в том числе, пашни 14,3 га, сенокосов 0,5 га, пастбищ 3,3 га, всего 12009 га сельхозугодий, при этом, на Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам была возложена обязанность по выдаче совхозу «Коммунар» государственного акта на право собственности земли.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации и специальным федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» землями
сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Из этого следует, что в составе земель сельскохозяйственного производства выделяют сельскохозяйственные угодья (самые ценные, плодородные земельные участки) и несельскохозяйственные угодья, которые представляют собой земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями и прочее.
Таким образом, распоряжение земельным участком, на котором расположены агрохимикаты, осуществляет Кировский сельсовет Алейского района Алтайского края.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», агрохимикаты - это удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.
Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и Законом Алтайского края «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» хранение пестицидов и агрохимикатов строго регламентировано.
Так, статья 19 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и статья 15 Закона Алтайского края «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» разрешает хранение пестицидов и агрохимикатов в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения, запрещает бестарное хранение пестицидов.
При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.
Пунктом 3.1. Санитарных правил и нормативов СанПин 1.1. 1077-01 1.2. Гигиена, токсикология, санитария «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов» также закреплено, что хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям госсанэпидемнадзора для оформления заключения установленного образца. Территория комплексов должна отвечать требованиям действующих санитарных норм и правил и природоохранным требованиям. Размещение, строительство и оборудование агрохимических комплексов должно осуществляться в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, с четким зонированием территории и складских помещений с учетом розы ветров, а также с соблюдением размера санитарно-защитных зон для складских помещений, предназначенных для хранения пестицидов и агрохимикатов.
Согласно статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста директор ООО «<данные изъяты>» пояснил, что в апреле 2010 года в ООО «<данные изъяты>» обратился директор ООО «<данные изъяты>»» с просьбой провести межевание земельных участков, находящихся в его пользовании, с целью определения их границ. 29 апреля 2010 года состоялся выезд на место нахождения земельных участков ООО «<данные изъяты>»», расположенных районе поселка Кировский Алейского района. На месте были проведены соответствующие работы, было установлено, что между земельным участком ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», а именно на землях общего пользования около дороги, в лесополосе расположена свалка агрохимикатов. Агрохимикаты находятся на землях общего пользования, которые являются государственной собственностью.
Таким образом, Кировский сельсовет Алейского района Алтайского края, являясь в силу закона собственником загрязненного аммиачной селитрой земельного участка, не проводит мероприятий по сохранению почвы в месте размещения агрохимиката, а также мероприятия направленные на ликвидацию последствий загрязнения.
Доводы представителя администрации Кировского сельсовета Постникова А.И.относительно того, что межевание земельных участков ООО «<данные изъяты>» было проведено с нарушением закона, в частности, из общей площади отмежеванного земельного участка был исключен земельный участок, на котором была расположена свалка агрохимикатов, суд считает несостоятельными, поскольку несельскохозяйственные угодья (внутрихозяйственные дороги, лесные насаждения и пр.) согласно норм действующего законодательства межеванию не подлежат.
Бездействие администрации Алейского района и администрации Кировского сельского Совета Алейского района Алтайского края, в связи с непринятием мер по обеспечению надлежащего хранения аммиачной селитры в целостной таре и в специализированном помещении, нарушает вышеназванные права граждан, в том числе право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алейского района Алтайского края, администрации Кировского сельсовета Алейского района Алтайского края об устранении нарушений законодательства о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Кировского сельсовета Алейского района Алтайского края обеспечить помещение агрохимиката - аммиачной селитры, находящейся на земельном участке размером 5*5 метров, расположенном в 3,5 км на юго-запад от поселка Кировский Алейского района, в тару, отвечающую требованиям соответствующей нормативной и технической документации для хранения агрохимикатов и осуществить её хранение в специализированном помещении.
Обязать администрацию Алейского района Алтайского края принять участие в предупреждении возникновения чрезвычайной ситуации в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами путем оказания содействия администрации Кировского сельсовета Алейского района Алтайского края в обеспечении помещения агрохимиката-аммиачной селитры, находящейся на земельном участке размером 5*5 м, расположенном в 3,5 км на юго-запад от поселка Кировский Алейского района Алтайского края в тару, отвечающую требованиям соответствующей нормативной и технической документации для хранения агрохимикатов и их хранение в специализированном помещении.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме.
Г.Н.Осколкова
Председательствующий
Решение не вступило в законную силу