о возложении обязанности по разработке программы



Дело 2-1094/10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 декабря 2010 года г.Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи В.П.Долженко

при секретаре Т.В.Лангольф

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Новоникольская начальная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно - техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора,

УСТАНОВИЛ:

Алейский межрайонный прокурор обратился в Алейский городской суд с исковым заявлением муниципальному образовательному учреждению «Новоникольская начальная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно - техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора указывая на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ «Новоникольская начальная общеобразовательная школа» установлены нарушения. Согласно Устава МОУ «Новоникольская начальная общеобразовательная школа» школа создает условия для реализации гражданами РФ гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней. В силу п.1.7 Устава МОУ деятельность школы основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья учащихся и членов трудового коллектива.

Руководитель МОУ на местах обучает педагогический коллектив и вспомогательный персонал в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно- техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора отсутствует.

Между тем согласно ст.З Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.

Статьей 25 названного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п. 4 названных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).

Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.

Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.

Отсутствие в МОУ специальной программы обучения пожарно- техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 Федерального закона № 69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников МОУ, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.

Круг лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать ввиду систематического изменения состава воспитанников и персонала МОУ. Следовательно, возможность привлечь лиц к участию в деле в качестве заявителей, решить права каждого из граждан при разрешении дела отсутствует.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Подавая заявление в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В силу ст.6 ФЗ «О пожарной безопасности и п.6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность по контролю за соблюдением пожарной безопасности входит в компетенцию Государственной противопожарной службы, которые не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд. Просит возложить на МОУ «Новоникольская начальная общеобразовательная школа» обязанность разработать специальную программу обучения пожарно- техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора.

От помощника Алейского межрайонного прокурора Кисельман Д.В. до судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление об отказе истца от иска в связи с добровольным разрешением спора. Последствия отказа от иска, указанные в ч.1 ст. 39, 221 ГПК РФ, ему понятны.

Представитель ответчика МОУ «Новоникольская начальная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился о времени и месте извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, поступившее заявления, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от исковых требований.

В соответствие с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд отказывает в принятии отказа от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Письменное заявление об отказе от иска заявителя суд приобщает к протоколу судебного заседания, и прекращает производство по делу.

Суд принимает отказ помощника Алейского межрайонного прокурора Кисельмана Д.В. от заявленных требований, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Таким образом, имеются основания для принятия отказа от заявленных требований и прекращения производства по делу.

Руководствуясь ст. ст. 39, 220-221 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ помощника Алейского межрайонного прокурора Кисельмана Д.В. от иска к муниципальному образовательному учреждению «Новоникольская начальная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно - техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора.

Производство по делу по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Новоникольская начальная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно - техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора, прекратить.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении 10 дней.

Судья: В.П. Долженко

Определение не вступило в законную силу