об отмене постановления Администрации города Алейска Алтайского края



Дело № 2-35/11

решение в мотивированном виде

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2011 года <адрес>

Алейский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего О.В.Луханиной

при секретаре Е.Г.Непомнящих,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арестовой ФИО к Администрации <адрес> об отмене постановления и постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Арестова М.В. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> об отмене постановления и постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения указывая на то, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны ФИО1., который умер ДД.ММ.ГГГГ, а также тружеником тыла, инвалидом второй группы, ветераном труда, ей 84 года. В соответствии со статьей 23.2. Федерального закона от 12 января 1995 года номер 5-ФЗ «О ветеранах» она была поставлена Администрацией <адрес> на учет нуждающихся в жилом помещении согласно решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ она была снята с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что она является членом семьи (сын) собственника жилого помещения. Она проживает одна в доме сына <адрес> Сын по указанному адресу не проживает. Дом неблагоустроенный, на балансе нигде не стоит. Отопление печное. Уголь и дрова нужно заносить в дом, что ей делать тяжело. Воду приходится выносить ведрами на улицу. Дом с их стороны горел, ремонт не производился по причине того, что дом никуда не относится. Крыша ветхая, шифер нужно менять, а цены для нее неприемлемые. Просит отменить постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и поставить ее на учет нуждающейся в жилом помещении.

Истец Арестова М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает.

Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным разрешить спор в отсутствие сторон по представленным в деле материалам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Истец Арестова М.В. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны ФИО1 что подтверждается свидетельством о заключении брака №, повторно выданным Отделом ЗАГС Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти №, выданным Отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением №, выданным Управлением социальной защиты населения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

По данным паспорта Арестовой М.В. № истец зарегистрирована по месту жительства <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес>, общей площадью 46,9 квадратных метров, принадлежит на праве собственности ФИО2.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является сыном истца.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в жилое помещение, принадлежащее ФИО2., истец была вселена в качестве члена его семьи, другого жилого помещения она не имеет. Доказательств обратному в судебное заседание не представлено.

Решением Жилищной комиссии при Администрации <адрес>, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Арестова М.В., была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Арестова М.В. постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части Арестовой М.В. отменено и истец снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в связи с выявлением в представленных истицей документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

Согласно статей 55, 56 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований для снятия их с учета.

Граждане, наряду с другими обстоятельствами, снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решения которого такие граждане были приняты на данный учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

В ходе осуществления надзора за соблюдением прав ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в жилых помещениях, в ДД.ММ.ГГГГ Алейской межрайонной прокуратурой в Администрации <адрес> были проверены учетные дела граждан данной категории на предмет обоснованности признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В рамках проверки были выявлены факты необоснованного принятия решений о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (представление исполняющего обязанности Алейского межрайонного прокурора <адрес> Арсиневской О.В. от ДД.ММ.ГГГГ №).

Так, Арестова М.В. - вдова инвалида Великой Отечественной войны, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако проживает у сына, площадь соответствует учетной норме.

Из материалов дела усматривается, что основанием для отмены постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № послужило представление Алейской межрайонной прокуратуры, что подтверждается возражением ответчика Администрации <адрес> на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ №, копией постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

Пунктом 2 указанного постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> отменили постановление о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ № в части Арестовой М.В., постановление о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ №.

В пункте 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация <адрес> сняли Арестову М.В., зарегистрированную в <адрес> с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет.

Анализируя законность и обоснованность снятия Арестовой М.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд исходит из следующего.

Согласно статьи 10 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» от 09 декабря 2005 года номер 115-ЗС (в редакции от 07 ноября 2006 года) ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства осуществляется органами местного самоуправления, которые определяют должностных лиц либо органы, отвечающие за проведение данной работы.

Статьей 51 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут следующие категории граждан:

-малоимущие;

-иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан;

-иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Согласно Письма Министерства регионального развития РФ от 18 января 2010 года номер 809-СК/07 ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 года номер 5-ФЗ «О ветеранах».

В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.

Из этого следует, что при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо проверять их обеспеченность жилым помещением, пригодным для проживания.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно пункта 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года номер 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 7, 47, 48 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегироватькомиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат (Письмо Министерства регионального развития РФ от 18 января 2010 года номер 809-СК/07).

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создана комиссия по обследованию жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Из материалов дела усматривается, что указанной комиссией не проводился осмотр жилого помещения, в котором проживает вдова инвалида Великой Отечественной войны Арестова М.В..

Довод ответчика Администрации <адрес> в возражении на исковое заявление о том, что на основании пункта 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года номер 47, принятие решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, в связи с чем обязанность по доказыванию непригодности для проживания <адрес> возложили на Арестову М.В., является незаконным.

В соответствии с пунктами 42, 43, 44, 47, 48, 52 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает в себя в том числе и составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания, признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению номер 1.

В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению номер 2.

На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение, которое может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Суд усматривает, что ответчиком не обсуждался вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения, в котором проживает Арестова М.В. для проживания.

Администрацией <адрес> не представлено доказательств пригодности (не пригодности) жилого помещения - <адрес> к проживанию и послуживших основанием для снятия истца с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Из материалов дела следует, что обследование технического состояния используемого истцом жилого помещения не проводилось.

Следовательно ответчиком нарушена процедура проведения оценки соответствия используемого истцом жилого помещения установленным в Положении требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, ответчиком не представлены доказательства обоснованности снятия Арестовой М.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В постановлении Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в качестве основания снятия с учета указан подпункт 6 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ (неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет) без обязательной ссылки на обстоятельства, установленные законом, пригодность (непригодность) используемого Арестовой М.В. жилого помещения не проверялась.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Из искового заявления Арестовой М.В. усматривается, что предметом спора является снятие ее Администрацией <адрес> с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На момент предъявления иска в суд (ДД.ММ.ГГГГ) действовало постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым истец была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, и которое она просит отменить. Однако, в настоящее время указанное постановление отменено постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым тем не менее Арестова М.В. также снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Учитывая преклонный возраст истца Арестовой М.В. (84 года), ее невозможность в связи с этим участвовать в судебном заседании, суд считает возможным выйти за пределы заявленных исковых требований и отменить постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, как и постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Арестовой М.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении являются преждевременными, а следовательно подлежащими отмене.

При указанных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения исковых требований Арестовой М.В..

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Арестовой ФИО удовлетворить.

Отменить постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятия Арестовой ФИО, проживающей в городе <адрес> с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Обязать Администрацию <адрес> восстановить Арестову ФИО в списках учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через отдел судопроизводства Алейского городского суда.

Председательствующий О.В. Луханина