дело № 2-39/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2011 годаг.Алейск
Алейский городской суд в составе:
председательствующегоВ.П.Долженко
при секретареТ.В.Лангольф
рассмотрев в открытом судебном заседании дело иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Алейского сельсовета <адрес>, администрации <адрес> об обязании обеспечить безопасную эксплуатацию ГТС,
УСТАНОВИЛ:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алейского сельсовета <адрес>, администрации <адрес> об обязании обеспечить безопасную эксплуатацию ГТС, указывая на то, что в Алтайскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступил акт обследования гидротехнического сооружения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной группой. Обследованию подверглось гидротехническое сооружение на реке Малаховка у <адрес>. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному и подписанному государственным инспектором Южно-Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2, инженером отдела ИТМ, РХБ и МЗ КГУ ГО ЧС и ПБ по АК ФИО3, специалистом-экспертом Отдела водных ресурсов по <адрес> ВОБВУ Федерального агентства водных ресурсов ФИО4, при участии заведующего отдела по делам ГО и ЧС администрации <адрес> ФИО5 гидротехническое сооружение на реке Малаховка у <адрес> состоит из плотины земляной длиною 250 м, паводкового водосброса открытого типа, автоматического действия с шахтным входным оголовком, водослива трубчатого типа. Длина сооружения напорного фронта составляет 250 м, объем сооружения более 0,5 млн.куб.м, площадь 71,7 га, максимальная глубина 7 м. В правом плече паводкового водосброса наблюдается разрушение берегового укрепления. По результатам обследования специалистами сделан вывод о том, что гидротехническое сооружение на реке Малаховка у <адрес> работоспособное, опасное. В случае разрушения ГТС произойдет смыв опор линий электропередач, разрушение мостового переезда автодороги <адрес>. В соответствии со справкой, составленной межведомственной группой по результатам обследования ГТС, для предотвращения названных последствий, необходимо выполнить работы по восстановлению защитного слоя стенок паводкового водосброса: произвести очистку верхового откоса паводкового водосброса от древесно-кустарниковой растительности, восстановить береговое основание в правом плече ледозащитной стенки, организовать мониторинг за состоянием ГТС, разработать мероприятия по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод 2011 года. Сложившаяся ситуация создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы РФ, что служит основанием для предъявления к органам местного самоуправления исковых требований. Просит в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации обязать администрацию Алейского сельсовета <адрес> организовать и осуществить следующие мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения на реке Малаховка у <адрес>, состоящего из плотины земляной длиною 250 м, паводкового водосброса открытого типа, автоматического действия с шахтным входным оголовком, водослива трубчатого типа: произвести очистку верхового откоса паводкового водосброса от древесно-кустарниковой растительности; восстановить береговое основание в правом плече ледозащитной стенки; организовать мониторинг за техническим состоянием ГТС; разработать мероприятия, необходимые для обеспечения безопасного пропуска паводковых вод 2011 года, а также обязать администрацию <адрес> оказать содействие администрации Алейского сельсовета <адрес> в организации и осуществлении названных мероприятий.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Ивашутина Ю.Н. исковое заявление поддержала в полном объеме, пояснив, аналогично изложенному в иске.
Явку своих представителей в судебное заседание ответчики администрация <адрес> и администрация Алейского сельсовета <адрес>, не обеспечили о времени и месте извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Южно-Сибирского управления Ростехнадзора не явился, был извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, представителя третьего лица.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам в сфере охраны окружающей среды отнесены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 43 ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий.
Статьей 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с п.п. 7, 21 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится:
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района,
организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения закреплены в п.п.8, 26, 31 ст.14 данного закона по отношению к вопросам местного значения поселений.
В силу пп. «г», «е», «з» п. 2 ст. 11 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При этом мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, должны проводиться заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны (ст. 7 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Как следует из материалов дела администрация Алейского сельсовета находится на территории <адрес>, в связи с чем, администрация <адрес> наряду с администрацией Алейского сельсовета <адрес> обязана организовать и осуществить необходимые мероприятия по защите населения <адрес> от возможной чрезвычайной ситуации, связанной с нахождением на территории района опасного гидротехнического сооружения.
Из акта обследования гидротехнического сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, составленному и подписанному государственным инспектором Южно-Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2, инженером отдела ИТМ, РХБ и МЗ КГУ ГО ЧС и ПБ по АК ФИО3, специалистом-экспертом Отдела водных ресурсов по <адрес> ВОБВУ Федерального агентства водных ресурсов ФИО4, при участии заведующего отдела по делам ГО и ЧС администрации <адрес> ФИО7 следует, что гидротехническое сооружение на реке Малаховка у <адрес> состоит из плотины земляной длиною 250 м, паводкового водосброса открытого типа, автоматического действия с шахтным входным оголовком, водослива трубчатого типа. Длина сооружения напорного фронта составляет 250 м, объем сооружения более 0,5 млн.куб.м, площадь 71,7 га, максимальная глубина 7 м. В правом плече паводкового водосброса наблюдается разрушение берегового укрепления.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 14, п.п. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета. В силу ст.ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (п. 2 ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
Следовательно, администрация <адрес>, администрация Алейского сельсовета <адрес> должны обеспечить финансирование решения указанных вопросов местного значения, отнесенных законом к их компетенции.
В ходе судебного заседания установлено, что Главным управлением имущественных отношений <адрес> и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> предоставлена информация, что данное гидротехническое сооружение в реестре краевого и федерального имущества не значится.
По сведениям проектных организаций: АКГУП «Проектный институт «Алтайкомунпроект», ФГУ «Управление «Алтаймелиоводхоз», участия в разработке проектной документации и строительстве гидротехнического сооружения на реке Малаховка у <адрес> они не принимали, информацией о его собственниках и владельцах не располагают.
В соответствии с информацией администрации <адрес>, ГТС на реке Малаховка у <адрес> не находилось и не находится в собственности района.
Таким образом, гидротехническое сооружение на реке Малаховка <адрес> не является краевой, федеральной собственностью, а также не находится в собственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан.
В силу положений ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими сооружениями и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Согласно п.п. 1,2,3 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), за исключением случаев, установленных ч.2 данной статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому либо юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок в границах которого расположены такие водные объекты.
На основании п.п. 3,4 ст. 7 ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
Поскольку в соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, информацией администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГТС расположено на территории муниципального образования - Алейский сельсовет <адрес>, следовательно, сооружение является собственностью поселения - Алейского сельсовета <адрес>. К тому же как следует из ответа, предоставленного администрацией Алейского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГТС у <адрес> передано на баланс администрации сельсовета в апреле 2010 года, регистрация данного ГТС планируется в течении 2011 года. При этом, при формировании бюджета поселения на 2011 год из-за нехватки денежных средств на реконструкцию ГТС средства не закладывались.
В связи с чем, меры по обеспечению надлежащего состояния гидротехнического сооружения администрация Алейского сельсовета <адрес> в течение длительного периода времени, а именно с апреля 2010 года не принимает.
Согласно предоставленного в суд сообщения от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> указывает, что для предупреждения чрезвычайных ситуаций на ГТС на территории <адрес> и проведения мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации сооружений, ежегодно при формировании бюджета закладываются денежные средства в резервный фонд <адрес> до 500 000 рублей. Несмотря на данный факт <адрес> по настоящее время не оказано содействие Администрации Алейского сельсовета по обеспечению надлежащего состояния гидротехнического сооружения у <адрес>.
Статьей 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. К числу основных обязанностей относятся: обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации; обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечение проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения; осуществление по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения региональные органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления и др.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии с п. 3 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация также обязаны содержать в исправном состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности, обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения.
При указанных обстоятельствах исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 195-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Алейского сельсовета <адрес>, администрации <адрес> об обязании обеспечить безопасную эксплуатацию ГТС удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Алейского сельсовета <адрес> организовать и осуществить следующие мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения на реке Малаховка у <адрес>, состоящего из плотины земляной длиною 250 м, паводкового водосброса открытого типа, автоматического действия с шахтным входным оголовком, водослива трубчатого типа:
произвести очистку верхового откоса паводкового водосброса от древесно-кустарниковой растительности;
восстановить береговое основание в правом плече ледозащитной стенки;
организовать мониторинг за техническим состоянием ГТС;
разработать мероприятия, необходимые для обеспечения безопасного пропуска паводковых вод 2011 года.
Обязать администрацию <адрес> оказать содействие администрации Алейского сельсовета <адрес> в организации и осуществлении названных мероприятий.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в <адрес>вой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме.
ПредседательствующийВ.П.Долженко
Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2011 года.
ПредседательствующийВ.П.Долженко
Решение не вступило законную силу