Дело № 2-24/11
решение в мотивированном виде
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2011 года<адрес>
Алейский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего О.В.Луханиной
при секретаре Е.Г.Непомнящих,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оспищевой ФИО к Администрации <адрес> о признании неправомерным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Оспищева М.И. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> о признании неправомерным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении указывая на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ ею в Администрацию <адрес> поданы документы для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии, утвержденным постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении на основании статей 49, 51, 52, пункта 1 статьи 54 ЖК РФ, так как представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете. Основанием для отказа послужило наличие родственных отношений с собственником жилого помещения и соответствие общей площади жилого помещения учетной норме. Считает данное постановление незаконным по следующим основаниям. Она проживает в частном доме <адрес>, который принадлежит на праве собственности семье ее дочери. Она в собственности жиля не имеет, то есть является членом семьи собственника. Согласно договора купли-продажи дом куплен ее дочерью – Посоховой В.В. в ДД.ММ.ГГГГ. Дом полезной площадью 47,9 квадратных метров, жилой площадью 33,7 квадратных метров. В доме отсутствует центральное отопление и горячее водоснабжение, а также санузел – туалет и ванная, то есть жилье является неблагоустроенным. Кроме нее в доме прописаны еще три человека: дочь, ее муж и ее сын. По данным Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> она не имеет жилых строений, помещений, в приватизации по данному адресу не участвовала. Ссылаясь на статью 49 ЖК РФ и Письмо Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер 809-СК/07 просит признать незаконным решение жилищной комиссии Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении; обязать Администрацию <адрес> принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Истец Оспищева М.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель истца Посохова В.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила аналогично изложенному в иске, дополнив, что Оспищева М.И. является ее матерью. У истца было трое детей. Два брата Посоховой В.В. умерли. Оспищева М.И. жила у сына в <адрес>, но он умер, а дом принадлежит его супруге и детям в равных долях. Другого жилья у истца нет, в связи с чем считает, что Оспищева М.И. имеет право на получение жилья.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Вражевских О.В. иск не признала, пояснила аналогично изложенному в возражении на исковое заявление, дополнив, что как вдова ветерана Великой Отечественной войны Оспищева М.И. имеет право встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но она является матерью собственника жилого помещения, жилая площадь в доме, где она проживает, на одного человека составляет 11,97 квадратных метров, что выше учетной нормы. Каких-либо документов, подтверждающих факт того, что истец нуждается в улучшении жилищных условий в Администрацию города Оспищева М.И. не представила, в связи с чем основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Выслушав представителя истца Посохову В.В., представителя ответчика Администрации <адрес> Вражевских О.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Истец Оспищева М.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1 что подтверждается свидетельством о браке №, выданным <адрес> сельсоветом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти №, выданным ОЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением №, выданным Комитетом по социальной защите населения Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
По данным паспорта Оспищевой М.И. № истец зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. До этого, с ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована в <адрес>
Дом <адрес>, полезной площадью 47,9 квадратных метров, жилой площадью 33,7 квадратных метров, принадлежит на праве собственности Посоховой В.В., что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ.
Дом <адрес>, общей площадью 71,3 квадратных метров, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2 (1/4 доля), ФИО3 (1/4 доля), ФИО4 (1/2 доля), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
В судебном заседании установлено, что Посохова В.В. является дочерью истца, ФИО4 – женой сына истца, а ФИО2 и ФИО3 – внуками истца.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в жилое помещение, принадлежащее Посоховой В.В., истец была вселена в качестве члена ее семьи.
Кроме Оспищевой М.И. в доме <адрес> проживают и зарегистрированы: Посохова В.В. – собственник жилого помещения, ФИО5 – муж собственника, ФИО6 – сын собственника.
По данным справок Алейского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> №, № от ДД.ММ.ГГГГ Оспищева М.И. не имеет жилых строений, помещений, проживает в частном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в приватизации по данному адресу не участвовала.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> записи о регистрации действующих прав Оспищевой М.И. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В приложение к заявлению Оспищевой М.И. были представлены следующие документы: копия паспорта, копия СНИЛС, копия удостоверения №, справка о составе семьи, выписка из домовой книги, справка государственной регистрационной службы, справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» <адрес>, копия свидетельства о браке, копия свидетельства о смерти, копия документов на дом.
Решением Жилищной комиссии при Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Оспищевой М.И. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении со ссылкой на представление ею документов, которые не подтверждают право состоять на учете.
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
На основании статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Анализируя законность и обоснованность отказа Администрации <адрес> Оспищевой М.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд исходит из следующего.
Согласно статьи 10 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» от 09 декабря 2005 года номер 115-ЗС (в редакции от 07 ноября 2006 года) ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства осуществляется органами местного самоуправления, которые определяют должностных лиц либо органы, отвечающие за проведение данной работы.
На основании статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 49 ЖК РФ перечислены категории граждан, которым может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. К ним относятся:
-малоимущие;
-иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан;
-иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Согласно Письма Министерства регионального развития РФ от 18 января 2010 года номер 809-СК/07 ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 года номер 5-ФЗ «О ветеранах».
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что членам семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения.
В соответствии со статьей 23.2. Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из изложенного следует, что при постановке Оспищевой М.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ответчику необходимо было проверить обеспеченность ее, как члена семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также пригодность дома <адрес> для проживания.
Статьей 50 ЖК РФ, статьей 2 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» установлено, что уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы площади жилого помещения – минимального размера площади жилого помещения.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что решением <адрес> городского Собрания депутатов <адрес> четвертого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 9 квадратных метров, учетная норма общей площади жилого помещения в размере 7,5 квадратных метров.
В доме <адрес> общая площадь жилого помещения на одного человека составляет 11,97 квадратных метров (47,9 квадратных метров : 4 членов семьи), то есть выше учетной нормы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно пункта 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года номер 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 7, 47, 48 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Согласно пункта 42 Положения основаниями для проведения Комиссией оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания являются: заявление собственника помещения; заявление гражданина (нанимателя); заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (пункт 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В разделе III Положения перечислены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к которым относится наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно пункта 41 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме; несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создана Комиссия по обследованию жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
В судебном заседании установлено, с заявлением о проведении оценки соответствия дома <адрес> установленным в Положении требованиям и признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания ни собственник жилого помещения Посохова В.В., ни Оспищева М.И. в Комиссию Администрации <адрес> не обращались, вследствие чего осмотр жилого помещения, в котором проживает истец Комиссией по обследованию жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, не проводился.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлены доказательства непригодности жилого дома <адрес> для проживания.
На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения Жилищной комиссии Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Оспищевой М.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Оспищевой ФИО к Администрации <адрес> о признании неправомерным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через отдел судопроизводства Алейского городского суда.
ПредседательствующийО.В. Луханина