об оспаривании жилищной комиссии Администрации города Алейска



Дело № 2-70/11

решение в мотивированном виде

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2011 года<адрес>

Алейский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего О.В.Луханиной

при секретаре Е.Г.Непомнящих,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ерошенко ФИО к Администрации <адрес> об оспаривании решения жилищной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Ерошенко А.В. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> указывая на то, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. Муж ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована и проживала в <адрес>. В силу своего преклонного возраста и в связи с обострением болезней в ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась и стала проживать в <адрес>, в квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО2 (дочери).

В соответствии с действующим законодательством в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Ей было отказано. После обращения с заявлением в Алейскую межрайонную прокуратуру ей было рекомендовано обратиться в Алейский городской суд.

С принятым решением и вынесенным Постановлением Администрации <адрес> она не согласна, считает, что они нарушают ее права на получение жилого помещения как инвалида Великой Отечественной войны, предусмотренные Законом РФ от 12 мая 1995 года номер 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года номер 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 19451-1945 годов».

Просит признать принятое решение жилищной комиссии <адрес> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и Постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ неправомерными; обязать ответчика принять ее на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

Истица Ерошенко А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Ранее при рассмотрении иска заявленные требования просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель Ерошенко А.В. – Архипов А.К., действующий на основании доверенности, дал пояснения аналогично изложенному в исковом заявлении, просил иск удовлетворить. При этом пояснил, что ранее Ерошенко А.В. проживала в селе <адрес>, вместе с мужем. После его смерти она не приняла в установленном законом порядке наследство виде дома, так какдом находится в сельской местности и продать его проблематично. В силу преклонного возраста она не имела возможности надлежащим образом оформить документы на его продажу. В результате Ерошенко А.В. забрала к себе ее дочь. В доме, где проживает истица, условия для проживания не соответствуют требованиям действующего законодательства. Ответчиком отказано истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, при этом не обследованы жилищные условия и не установлено, пригодно ли жилое помещение для проживания Тот факт, что истица имеет дом в <адрес>, который ею не принят по наследству, не является основанием для отказа в удовлетворении иска. Просит признать принятое решение жилищной комиссии <адрес> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и Постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ неправомерными, обязать ответчика принять Ерошенко А.В. на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель ответчика Администрации <адрес> края Вражевских О.В. иск не признала, пояснила аналогично изложенному в возражении на исковое заявление, дополнив, что Ерошенко А.В. является вдовой инвалида ВОВ. Истица зарегистрирована в <адрес>. В квартире имеется, согласно технических документов, печное топление, электроосвещение, газоснабжение. Данная квартира принадлежит на праве собственности дочери истицы ФИО2 Общая площадь квартиры 26 кв. метров, в квартире зарегистрировано 4 человека, что соответствует учетной норме предоставления жилых помещений на одного человека. Ерошенко А.В. на территорию <адрес> прибыла из <адрес>, где она проживала в доме общей площадью 56 кв. метров. Ерошенко А.В. является наследницей данного имущества. До обращения в Администрацию <адрес> истица с аналогичным заявлением обращалась в <адрес>, где ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Полагает, что истица злоупотребляет правами в связи с чем она снялась с регистрационного учета <адрес> и зарегистрировалась в <адрес> Граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий и ст. 51 ЖК РФ определены основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Однако, ни под одно из данных условий Ерошенко А.В. не подпадает. Заключение компетентных органов относительно технического состояния занимаемого жилого помещения по <адрес>, Ерошенко А.В. не представлено. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав представителя истца Архипова А.К., представителя ответчика Администрации <адрес> Вражевских О.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Истец Ерошенко А.В. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны ФИО1, что подтверждается свидетельством о браке №, выданным <адрес> сельсоветом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти №, выданным Администрацией <адрес> сельсовета ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением №, выданным Комитетом по социальной защите населения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

По данным паспорта Ерошенко А.В. № истец зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. До этого, с ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована в <адрес>.

Дом по <адрес>, принадлежит на праве обще долевой собственности ФИО2, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из домовой книги в данном доме зарегистрированы и проживают – Ерошенко А.В., ФИО2 ФИО3., ФИО4

Из выписки похозяйственной книги, выданной Администрацией <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, находящийся в <адрес>.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 и ФИО5 являются дочерьми истицы.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в жилое помещение, принадлежащее ФИО2., истец была вселена в качестве члена ее семьи.

По данным справки Алейского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> № года Ерошенко А.В. не имеет жилых строений, помещений, проживает в квартире <адрес>.

В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решением Жилищной комиссии при Администрации <адрес>, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Ерошенко А.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении со ссылкой на то, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

На основании статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Анализируя законность и обоснованность отказа Администрации <адрес> Ерошенко А.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд исходит из следующего.

Согласно статьи 10 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» от 09 декабря 2005 года номер 115-ЗС (в редакции от 07 ноября 2006 года) ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства осуществляется органами местного самоуправления, которые определяют должностных лиц либо органы, отвечающие за проведение данной работы.

На основании статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 49 ЖК РФ перечислены категории граждан, которым может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. К ним относятся:

-малоимущие;

-иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан;

-иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Согласно Письма Министерства регионального развития РФ от 18 января 2010 года номер 809-СК/07 ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 года номер 5-ФЗ «О ветеранах».

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что членам семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения.

В соответствии со статьей 23.2. Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из изложенного следует, что при постановке Ерошенко А.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ответчику необходимо было проверить обеспеченность ее, как члена семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также пригодность квартиры <адрес>, для проживания.

Статьей 50 ЖК РФ, статьей 2 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» установлено, что уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы площади жилого помещения – минимального размера площади жилого помещения.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что решением <адрес> Собрания депутатов <адрес> четвертого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 9 квадратных метров, учетная норма общей площади жилого помещения в размере 7,5 квадратных метров.

Учетная норма жилой площади соответствует вышеуказанному.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно пункта 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года номер 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 7, 47, 48 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Согласно пункта 42 Положения основаниями для проведения Комиссией оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания являются: заявление собственника помещения; заявление гражданина (нанимателя); заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (пункт 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

В разделе III Положения перечислены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к которым относится наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно пункта 41 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме; несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создана Комиссия по оценке технического состояния жилья ветеранов.

В судебном заседании установлено, с заявлением о проведении оценки соответствия квартиры <адрес> установленным в Положении требованиям и признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания ни собственник жилого помещения ФИО2 ни истица Ерошенко А.В. в Комиссию Администрации <адрес> края не обращались, вследствие чего осмотр жилого помещения, в котором проживает истец, Комиссией по обследованию жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, не проводился. Кроме того, согласно заключения комиссии при проверке жилищных условий Ерошенко А.В., квартира была закрыта на замок. Со слов соседей, в данной квартире Ерошенко А.В. не проживает.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом не представлены доказательства непригодности жилого дома по <адрес> для проживания.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в силу закона Ерошенко А.В. является наследником имущества после смерти супруга ФИО1 в виде жилого дома, расположенного в <адрес>. Однако данное наследственное имущество ею не принято, сведений о том, что дом непригоден для проживания истицей не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения Жилищной комиссии Администрации <адрес> об отказе Ерошенко А.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ерошенко ФИО к Администрации <адрес> о признании неправомерным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через отдел судопроизводства Алейского городского суда.

ПредседательствующийО.В. Луханина

Решение не вступило в законную силу.