о признании действий незаконными



Дело № 2-167\11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011 годаг. АлейскАлейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьиВ.П. Долженко

при секретареТ.Е. Яйчун

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кригера <данные изъяты>, Кригер <данные изъяты> к Обществу с ограниченной ответственностью «Алтайская электрическая сетевая компания» Алейский филиал, Обществу с ограниченной ответственностью «Алейская тепловая компания», Управлению социальной защиты населения по <адрес> о проведении перерасчета денежного эквивалента льготы, о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет, взиманию платы,

УСТАНОВИЛ:

Кригер Е.Ф., Кригер Ф.О. обратились в суд с иском к ООО «Алтайская электрическая сетевая компания» Алейский филиал, ООО «Алейская тепловая компания», Управлению социальной защиты населения по <адрес> о проведении перерасчета денежного эквивалента льготы, о признании незаконными действий по применению норматива потребления, взиманию платы, возложении обязанности произвести перерасчет. Свои требования они мотивировали следующими обстоятельствами. Они проживают в жилом помещении (квартире), расположенной по адресу: г. <данные изъяты> Квартира принадлежит им на праве общей совместной собственности. В связи с применением политических репрессий, они были реабилитированы: ДД.ММ.ГГГГ – Кригер Ф.О., ДД.ММ.ГГГГ – Кригер Е.Ф., что подтверждается справками о реабилитации и специальными удостоверениями. На основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» на них распространяются меры социальной поддержки, в том числе компенсации расходов по содержанию жилого помещения. Согласно статьи <адрес> «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», принятого <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Кроме того, действующим законодательством предусмотрено, что если в семье два реабилитированных лица, то меры социальной поддержки распространяются на каждого реабилитированного. Вместе с тем Управление социальной защиты населения <адрес>, ООО «Алтайская электрическая сетевая компания», на которых возложены обязанности по исполнению вышеуказанного законодательства, нарушают их права в части расчета компенсации 50 процентов расходов на оплату отопления. Органы социальной защиты и ООО рассчитывают компенсацию расходов на отопление исходя из социальной нормы площади жилья, а, не исходя из общей площади жилого помещения в 71,6 кв.м. в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. Вследствие этого за период с апреля 2008 года по ДД.ММ.ГГГГ недополучена компенсация расходов на отопление. В настоящее время им известно, что с ДД.ММ.ГГГГ услуги по отоплению жилого фонда <адрес> осуществляются ООО «Алейская тепловая компания». В целях соблюдения положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий», статьи <адрес> «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», принятого <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ они просят признатьнезаконнымидействия Управления социальной защиты населения по <адрес>, Общества с ограниченной ответственностью «Алтайская электрическая сетевая компания» по расчету им размера платы за отопление с учетом 50 % льготы исходя из социальной нормы площади жилья. Обязать ООО «Алтайская электрическая сетевая компания», ООО «Алейская тепловая компания», Управление социальной защиты по <адрес> произвести перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ платы за отопление исходя из общей отапливаемой площади квартиры. Обязать Управление социальной защиты по <адрес>, Общество с ограниченной ответственностью «Алейская тепловая компания» производить выплату денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате за отопление с учетом 50-процентной скидки с ДД.ММ.ГГГГ исходя из общей площади жилого помещения.

Истцы Кригер Ф.О., Кригер Е.Ф. в судебное заседание не явились, попросив в письменном заявлении рассмотреть дело в их отсутствие по представленным доказательствам.

Ответчики - представители ООО «Алтайская электрическая сетевая компания» Алейский филиал, ООО «Алейская тепловая компания», Управления социальной защиты населения по <адрес> в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены в установленном законом порядке.

От Управления социальной защиты населения по <адрес> поступил письменный отзыв, согласно которому Управление социальной защиты населения по городу Алейску не считает себя надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Порядок и условия оспариваемого размера меры социальной поддержки регламентированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>» и Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>, утвержденных Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с частями 7,8 ст. 4 Закона, пунктами 15,16 Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации – поставщики услуг). На основе данного расчета органы социальной защиты населения определяют общий размер компенсации и осуществляют ее выплату непосредственно льготополучателю. Ответственность за правильность расчета денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации возложена на организации – поставщики услуг (пункт 37 Правил).

Суд, считает возможным, в порядке ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Кригер Е.Ф., Кригер Ф.О. являются жертвами политических репрессий и реабилитированными впоследствии лицами, что подтверждается удостоверениями установленного образца, выданными ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по социальной защите населения администрации <адрес>.

Истцы Кригер Е.Ф., Кригер Ф.О. проживают и зарегистрированы в жилом помещении - квартире, расположенном по адресу: <адрес>, факт регистрации по указанному адресу подтверждается домовой книгой, отметкой о регистрации в их паспортах.

Согласно Свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной регистрационной службой по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на имя истцов, общая площадь занимаемого ими жилого помещения составляет 75,90 кв. м.

Из квитанций об оплате за отопление, составленных ООО «Алтайэлектросети», следует, что отапливаемая площадь <адрес> <адрес> составляет 71,60 кв.м.

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 43 которых, в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и жертвам политических репрессий) на территории <адрес> был изменен <адрес> №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>», который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами <адрес>, указанными в статье 1 настоящего Закона (ст.7).

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации – поставщики), данный закон вступил в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>"(далее Правила).

Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.

Пункт 16 названных Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с ДД.ММ.ГГГГ они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер мер социальной поддержки как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после, определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта.

В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно данным Правилам "норматив потребления коммунальных услуг" - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Согласно п. 5 части 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии предоставляется реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги и нормативы потребления коммунальных услуг на 2008-2009 годы определены Решением Алейского городского Собрания депутатов <адрес> четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг».

Приложением № к Решению установлены нормативы потребления тепловой энергии, в частности на централизованное отопление норматив составляет 0,025 Гкал на 1 кв.м. общей площади с периодом начисления 12 месяцев.

Как было отмечено выше, реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе и тепловая энергия, - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

Как установлено в судебном заседании, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии предоставляется супругам Кригер исходя не из общей площади отапливаемого жилого помещения, а в пределах социальной нормы площади жилья.

Согласно представленным счет - квитанциям, в них содержатся сведения об общей площади квартиры – 71,60 кв.м. Однако расчет произведен исходя из социальной нормы жилой площади на каждого из истцов в 21,00 кв.м., что подтверждается расчетом, представленным истцами и организацией – поставщика услуг – ООО «Алтайская электрическая сетевая компания». Сумма денежного эквивалента за потребленную тепловую энергию, перечислялась каждому из истцов исходя из 50 % норматива потребления на социальную норму жилого помещения в 21 кв. м., вместо порядка расчета денежного эквивалента, установленного п. 5 части 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», Решения Алейского городского Собрания депутатов <адрес> четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг». В указанном нормативных актах отсутствует положение, требующее производить расчет денежного эквивалента по потреблению тепловой энергии реабилитированным лицам исходя из социальной нормы жилого помещения.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> находился на обслуживании ООО «Алтайская электрическая сетевая компания» Алейский филиал.

С ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, в котором проживают истцы, передан в управление ООО «Алейская тепловая компания».

В соответствии с частями 7,8 ст. <адрес> №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>» денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации – поставщики услуг). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг, в данном случае ООО «Алтайская электрическая сетевая компания» Алейский филиал.

Вместе с тем согласно Правил и порядка предоставления мер социальной поддержки (в том числе и жертвам политических репрессий) на территории <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес> осуществляет взаимодействие с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.

Управление ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации-поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес.

Организации-поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в управление по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном управлением списке.

Специалист Управления социальной защиты, ответственный за формирование выплатных документов осуществляет формирование выплатных документов и передает их специалисту, ответственному за выплату компенсации, который проверяет сформированные выплатные документы на соответствие данных о получателе, сроке предоставления компенсации, способе доставки документам в личном деле получателя компенсации; суммы, подлежащей выплате, согласно электронному лицевому счету. Выплатные документы, проверенные и подписанные главным бухгалтером и начальником управления либо другими уполномоченными лицами, заверяются печатью и направляются в управление Федеральной почтовой связи <адрес> – филиала ФГУП «Почта России» и кредитные учреждения в соответствии с выбранным получателем способом доставки.

Органы социальной защиты осуществляют контроль за предоставлением государственной услуги путем проведения проверок работниками Главалтайсоцзащиты соблюдения и исполнения положений инструкций, содержащих порядок учета получателей государственной услуги, требований к заполнению, ведению и хранению заявлений получателей государственной услуги и иных документов, регламентирующих деятельность по предоставлению государственной услуги. То есть Управление социальной защиты населения по <адрес> должно было выявить нарушения в порядке предоставления услуги льготополучателям Кригер Ф.О., Кригер Е.Ф.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что применение ООО «Алтайская электрическая сетевая компания», Управлением социальной защиты населения по <адрес> в отношении Кригер Е.Ф., Кригера Ф.О. расчета денежного эквивалента услуги по отоплению в заявленный ими период исходя из социальной нормы площади на каждого, нарушает права последних, противоречит действующему законодательству РФ и <адрес>, в связи с чем, суд находит требования истцов о признании незаконными указанных действий подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание действующий порядок определения мер социальной поддержки, требования истцов о возложении на ООО «Алтайская электрическая сетевая компания», Управление социальной защиты населения по <адрес> обязанности по перерасчету Кригер Е.Ф., Кригер Ф.О. денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по тепловой энергии (отоплению) исходя из норматива потребления услуг по общей отапливаемой площади жилого помещения, являются обоснованными.

Согласно ст. 6, <адрес> от 27. декабря 2007 года №-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными и пунктах 8, 9 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Финансирование расходов на выплату компенсации осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти <адрес> в сфере социальной защиты населения.

Государственный контроль за расходованием средств осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти <адрес> в сфере финансов и социальной защиты населения.

Согласно Правил начисленные суммы ежемесячной денежной выплаты, которые не были востребованы гражданином своевременно, выплачиваются за прошедшее время не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением. Ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за истекший период без ограничения срока. Выплата денежной компенсации осуществляется органами социальной защиты, следовательно, требования истцов о возложении обязанности выплатить денежную компенсацию недополученной суммы скидки в оплате услуг по отоплению, которая получится в результате произведенного перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложении на Управление социальной защиты населения по <адрес> обязанности выплатить истцам недополученную компенсацию денежного эквивалента мер социальной поддержки, суд находит также обоснованными, поскольку указанные требования направлены на восстановление нарушенного права супругов Кригер на получение мер социальной поддержки в полном объеме.

Поскольку при подаче иска Кригер Е.Ф., Кригер Ф.О. в силу закона был освобождены от уплаты госпошлины, то по результатам рассмотрения дела в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход местного бюджета с ответчиков надлежит взыскать расходы по государственной пошлине.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кригера <данные изъяты>, Кригер <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Алтайская электрическая сетевая компания» по расчету Кригеру <данные изъяты>, Кригер <данные изъяты> размера платы за отопление с учетом 50 % льготы исходя из социальной нормы площади жилья.

ОбязатьОбщество с ограниченной ответственностью «Алтайская электрическая сетевая компания», Управление социальной защиты населения по городу Алейску произвести перерасчет оплаты за отоплениеКригеру <данные изъяты>, Кригер <данные изъяты>, каждому, с учетом 50 % скидки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из общей отапливаемой площади квартиры в 71, 60 кв.м.

ОбязатьОбщество с ограниченной ответственностью «Алтайская электрическая сетевая компания», Управление социальной защиты населения по городу Алейску выплатить Кригеру <данные изъяты>, Кригер <данные изъяты>, каждому, денежную компенсацию недополученного денежного эквивалента в оплате услуги за отопление, полученную в результате перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из общей отапливаемой площади квартиры в 71, 60 кв.м.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Алейская тепловая компания», Управление социальной защиты населения по <адрес> производить выплату денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате за отопление Кригеру <данные изъяты>, Кригер <данные изъяты>, каждому, с учетом 50-процентной скидки с ДД.ММ.ГГГГ исходя из общей площади жилого помещения в 71, 60 кв.м.

Взыскать с Управления социальной защиты населения по <адрес> в местный бюджет государственную пошлину в размере 100 руб., с Общества с ограниченной ответственностью «Алейская тепловая компания» - 100 руб., с Общества с ограниченной ответственностью «Алтайская электрическая сетевая компания» - 200 руб.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Алейский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья:В.П. Долженко

Дата составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ

Судья:В.П. Долженко

Решение не вступило в законную силу