о признании права на обеспечение жилым помещением



Дело № 2-46/11

решение в мотивированной форме

составлено 18 февраля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2001 годагород Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Г.Н.Осколковой

при секретаре Т.Е.Яйчун,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старчиковой <данные изъяты> к жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края, администрации города Алейска Алтайского края о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным и отмене решения и постановления в части снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Старчикова А.И. обратилась в суд с иском к жилищной комиссии администрации <адрес> края, администрации <адрес> края о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным и отмене решения и постановления в части снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая на то, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны Старчикова В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, брак с ним был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

После смерти мужа, в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья, она переехала на постоянное место жительства в квартиру своей дочери Старчиковой Т.В., проживающей по <адрес> <адрес> края, с которой проживает до настоящего времени, другого жилого помещения не имеет.

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением этой же жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию выявления в документах, представленных в орган, осуществляющий принятие граждан на учет сведений, послуживших основанием для принятия в качестве таковой.

Решением Алейского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ ее права были восстановлены и ДД.ММ.ГГГГ она была включена в списки учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № она была вновь снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет.

Считает указанное решение незаконным, поскольку согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ 79-ФЗ в Федеральный закон «О ветеранах» внесено дополнение, из которого следует, что «члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения».

Просит признать за ней право на обеспечение жилым помещением, признать незаконными и отменить решение жилищной комиссии и постановление администрации <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ №, восстановить ее в списках учета граждан, нуждающихся в жилом помещении и в списках получателей субсидии на приобретение жилого помещения.

Истица в силу престарелого возраста (92 года) в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была поставлена в известность надлежащим образом, ее интересы представляют Старчикова Т.В. иЖуков А.А.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истицы по имеющимся материалам.

Представители истицы Старчикова Т.В. и Жуков А.А. иск в судебном заседании поддержали в полном объеме и пояснили аналогично изложенному выше, настаивают на его удовлетворении.

Представитель ответчика Вражевских О.В. иск в судебном заседании не признала и пояснила, что решение жилищной комиссии администрации <адрес>, утвержденное постановлением администрации <адрес> от 23 ноября № о снятии истицы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении является законным и обоснованным, поскольку истица проживает в жилом помещении, принадлежащем дочери, площадь которого соответствует учетной норме, установленной для <адрес> края, следствием принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении явились неправомерные действия органов, поставивших ее на такой учет, а именно, истица не представила доказательств ее нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением этой же жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № Старчикова А.И. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с выявлением в представленных ею документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия ее на учет.

Решением Алейского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение жилищной комиссии администрации <адрес> края о принятии Старчикову А.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ и постановление администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № отменены, Старчикова А.И. была восстановлена в списках учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение было оставлено без изменения, вступило в законную силу, исполнено.

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № Старчикова А.И. повторно была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих принятие гражданина на учет при решении вопроса о принятии на учет.

В судебном заседании установлено, что Старчикова А.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны Старчикова В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии № №, выданным отделом ЗАГС <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства о браке серии БЮ №, выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, между Старчиковым В.А. и Старчиковой А.И. ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован брак.

Из удостоверения к награде серии г №У видно, чтоСтарчиков В.А. являлся участником Великой Отечественной войны, к награде он был представлен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Из удостоверения №, выданного отделом социальной защиты населения администрации <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ следует, что Старчикова А.И. является женой военнослужащего.

Согласно справок филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по <адрес> Алейское отделение от ДД.ММ.ГГГГ №№ № за Старчиковой А.И. жилых строений, помещений не зарегистрировано, участия в приватизации она не принимала.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что за Старчиковой А.И. объекты недвижимости на территории <адрес> и <адрес> не зарегистрированы.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, собственником <адрес> края, общей площадью 47 кв.метров являетсяСтарчикова Т.В.

Согласно выписки из домовой книги жилого <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ и справки от ДД.ММ.ГГГГ, в указанном жилом помещении проживают Старчикова А.И., Старчикова Т.В. и Немова Е.В. (дочь Старчиковой Т.В.).

Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что Старчикова А.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны, в жилое помещение, принадлежащее Старчиковой Т.В., она была вселена в качестве члена ее семьи, другого жилого помещения она не имеет.

Анализируя законность принятого ответчиком решения о снятии истицы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда в установленном настоящим Кодексом порядке, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Таким образом, законодательством установлены особый порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с учетом льгот по предоставлению жилых помещений.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из этого следует, что право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ№ 5-ФЗ "О ветеранах", до ДД.ММ.ГГГГ должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.

Данный Указ президента направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета не всех участников Великой Отечественной войны, а обеспечения в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно пункта 4 и пункта 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Алейского городского Собрания депутатов <адрес> четвертого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 9 кв. метров, учетная норма общей площади жилого помещения составляет 7,5 кв. метров.

Судом установлено, что обеспеченность Старчиковой А.И. общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 15,66 кв.м, что выше учетной нормы (47кв.м : 3лица).

Обсуждая вопрос о признании Старчиковой А.И. нуждающейся в жилом помещении по основаниям пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует отметить, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок признания помещения непригодным для проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, реконструкции, является межведомственная комиссия. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодным (непригодным) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в данном Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42 Положения).

Из этого следует, что вопрос о признании жилого дома непригодным для проживания разрешается межведомственной комиссией на основании заявления собственника либо контролирующего органа.

Постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена межведомственная комиссия при администрации <адрес> алтайского края.

Истицей не представлено доказательств того, что собственник <адрес> края Старчикова Т.В. либо она, как член ее семьи, обращались с такого рода требованием в межведомственную комиссию, либо, что имеется заключение контролирующих органов.

Из расписки в получении ответчиком от Старчиковой А.И. заявления и прилагаемых к нему документов для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ видно, что такой документ в жилищную комиссию истицей не представлялся, не содержится таких сведений о непригодности жилого помещения и в документах, представленных суду.

Из изложенного следует, что документы, представленные Старчиковой А.И. ДД.ММ.ГГГГ в жилищную комиссию администрации <адрес> края, не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Из состоявшихся судебных решений видно, что решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и постановление администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Старчиковой А.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении были отменены судом по формальным основаниям, из-за некорректного указания основания снятия с учета.

Как видно, истица изначально была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении при отсутствии необходимых для этого оснований и условий, что свидетельствует о неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, указанные лица неверно оценили фактические обстоятельства при рассмотрении заявления Старчиковой А.И. о постановке ее на учет.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Учитывая отсутствие правовых оснований для признания решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятия истицы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, суд считает необходимым в удовлетворении иска Старчиковой А.И. отказать в полном объеме.

Следует отметить, что оспариваемое решение и постановление администрации <адрес> края не нарушает права и законные интересы истицы, поскольку при наличии заключения о пригодности жилого помещения для проживания она вправе обратиться для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Доводы представителя истицы Жукова А.А. относительного того, что ранее принятым судом решением за Старчиковой А.И. уже было признано право на обеспечение жильем в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах, что имеет преюдициальное значение, суд признает несостоятельными, поскольку, во-первых, решение Алейского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ такого указания на эти обстоятельства не содержит, а во-вторых, такой вывод представителя истца не основан на законе.

Представленное суду стороной истца соглашение о предоставлении и пользовании жилым помещение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между Старчиковой Т.В. и Старчиковой А.И., свидетельствует о намерении указанных лиц искусственно ухудшить жилищные условия Старчиковой А.И. с целью получения последней дополнительной жилой площади.

Материалами дела установлено, что Старчикова А.И. была вселена в спорное жилое помещение в качестве члена ее семьи, что сторонами не оспаривалось и не оспаривается, на основании части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользоваться данным жилым помещением наравне с его собственником.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Старчиковой Анны Ивановны к жилищной комиссии администрации <адрес> края, администрации <адрес> края о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным и отмене решения и постановления в части снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Алейский городской суд.

ПредседательствующийГ.Н.Осколкова

Решение не вступило в законную силу