о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело №2-291/11

решение в мотивированном виде

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2011 года<адрес>

Алейский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего О.В.Луханиной

при секретаре Е.Г.Непомнящих,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кучеровой ФИО, Савельевой ФИО1 к Администрации <адрес>, Муниципальному образованию <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Кучерова О.А., Савельева Е.А. обратились в суд с иском к Администрации <адрес>, Муниципальному образованию <адрес> указывая на то, что они являются родными сестрами и проживали в <адрес> (Кучерова О.А. – с ДД.ММ.ГГГГ, Савельева Е.А. – с ДД.ММ.ГГГГ). После обрушения потолка в данном жилом помещении квартиру № им обменяли на квартиру №, площадью 41,7 квадратных метров, в этом же доме на основании Договора обмена жилыми помещениями от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, они стали нанимателями квартиры № дома <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение было признано непригодным для проживания. После этого, в ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Администрацию <адрес> с заявлением о внеочередном предоставлении жилого помещения, однако положительного ответа не получили. Ссылаясь на статьи 57, 87, 89 ЖК РФ считают действия по непредоставлению им жилого помещения неправомерными. Второй ответчик привлечен к участию в деле как собственник жилья, а первый ответчик – как орган, распоряжающийся собственностью второго ответчика. Просят суд обязать Администрацию <адрес> предоставить им вне очереди благоустроенную жилую квартиру в черте <адрес>, общей площадью не менее 41,7 квадратных метров, по договору социального найма.

Истец Кучерова О.А., представитель истца Гиренков А.Н. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснили аналогично изложенному в иске. Кучерова О.А. дополнила, что квартиру № дома <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ дали её матери. Там они жили: она, её сестра, их мать и бабушка. После того, как крыша обвалилась, им дали квартиру № в этом же доме, а мама с бабушкой выписались и переехали жить в деревню. Представитель истца Гиренков А.Н. пояснил, что акта о признании указанной квартиры непригодной для проживания у них нет, но имеется распоряжение Администрации <адрес>, в котором указано, что жилье непригодно для проживания.

Истец Савельева Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена в установленном законом порядке.

Представитель ответчиков Администрации <адрес>, Муниципального образования <адрес> Вражевских О.В. иск не признала, пояснила аналогично изложенному в возражении на исковое заявление.

Выслушав истца Кучерову О.А., представителя истца Гиренкова А.Н., представителя ответчиков Администрации <адрес>, Муниципального образования <адрес> Вражевских О.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

На основании пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года номер 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Пунктом 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией при Администрации <адрес>, назначенной постановлением Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении состава Межведомственной комиссии при Администрации <адрес>», было проведено обследование жилого дома <адрес> по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ дано заключение о признании указанного жилого дома непригодным для проживания в связи с тем, что общий процент износа дома составляет 78%, имеются значительные разрушения и повреждения конструкций.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заключения Межведомственной комиссии при Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения <адрес> непригодным для постоянного проживания, а также акта обследования указанного дома межведомственной комиссией, распоряжением главы Администрации <адрес> № директору МУ «ДЕЗ» запрещено производить регистрацию по месту жительства и по месту пребывания граждан в квартиры дома <адрес>. Юридическому отделу Администрации <адрес> указанным распоряжением поручено при освобождении жилой площади в муниципальном жилищном фонде предлагать её на отселение зарегистрированным гражданам на день составления заключения Межведомственной комиссии в доме <адрес>

Согласно Договора обмена жилым помещением, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным учреждением <адрес> «Дирекция Единого Заказчика» (Наймодатель) и Кучеровой О.А., Савельевой Е.А. (Наниматель), Наниматель и Наймодатель произвели обмен квартиры № <адрес>, находящейся в муниципальной собственности, на квартиру № в этом же доме, также находящейся в муниципальной собственности, для проживания Нанимателя на условиях договора найма жилого помещения на состав семьи – 2 человека.

Таким образом, квартира № дома <адрес> предоставлена истцам на условиях договора социального найма.

В судебном заседании установлено, что Кучерова О.А. и Савельева Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства и проживают по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, копиями паспортов истцов №, № соответственно. До этого они проживали в квартире № указанного дома (Кучерова О.А. – с ДД.ММ.ГГГГ, Савельева Е.А. – с ДД.ММ.ГГГГ).

Из изложенного усматривается, что истцам вместо квартиры № в доме, признанным в установленном законом порядке непригодным для проживания, предоставлена квартира № в этом же доме.

Другого жилья Кучерова О.А. и Савельева Е.А. не имеют, что подтверждается справками Алейского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» <адрес> № и № от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> № и № от ДД.ММ.ГГГГ.

Кучерова О.А. и Савельева Е.А. являются родными сестрами, что подтверждается свидетельствами о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ года рождения, свидетельством о заключении брака №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС Администрации <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ (входящий от ДД.ММ.ГГГГ №) Кучерова О.А. обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей вне очереди жилого помещения, поскольку дом <адрес> признан непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> в ответ на заявление Кучеровой О.А. сообщили, что согласно представленного МУ «ДЕЗ» списка свободных жилых помещений находящихся в муниципальном жилищной фонде Администрацией города ведется работа по предложению данных жилых помещений гражданам, зарегистрированным по адресу: <адрес>, так как вышеуказанный дом в ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания, то есть ранее, чем дом № <адрес>. Лишь в случае отказа граждан, зарегистрированных в доме № по <адрес> от предложенных свободных жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде, данные жилые помещения будут предлагаться в соответствии с жилищным законодательством гражданам, зарегистрированным в доме № по <адрес>.

Таким образом, Администрация <адрес> отказали Кучеровой О.А. во внеочередном предоставлении жилого помещения со ссылкой на существующую очередность «внеочередного» предоставления такого жилья.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени истцам не предоставлено другое жилое помещение и Кучерова О.А. с Савельевой Е.А. продолжают проживать по выше указанному адресу в доме, признанном непригодным для проживания. Доказательств обратному суду не представлено.

Суд находит позицию ответчика неверной. Поскольку жилое помещение, в котором проживают и зарегистрированы истцы, признано непригодным для проживания в установленном законом порядке, другого жилого помещения они не имеют, Кучерова О.А. и Савельева Е.А. имеют право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, что фактически признается Администрацией <адрес>

Не предоставление до настоящего времени истцам жилого помещения для проживания является нарушением их прав на жилище, гарантированных статьей 40 Конституции РФ.

Пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

На основании изложенного суд находит заявленные Кучеровой О.А. и Савельевой Е.А. исковые требования об обязании Администрации <адрес> предоставить им вне очереди по договору социального найма благоустроенную жилую квартиру законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

Между тем, в исковом заявлении истцы со ссылкой на статьи 87 и 89 ЖК РФ отмечают необходимость указания на предоставление им жилья в черте <адрес>, общей площадью не менее 41,7 квадратных метров.

Статьей 87 ЖК РФ установлено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В статье 89 ЖК РФ содержится указание на то, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Суд находит позицию истцов о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения статей 87, 89 ЖК РФ ошибочным, поскольку в данных статьях речь идет о выселении граждан, а исковые требования заявлены в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 57 ЖК РФ. Аналогичной позиции придерживается Верховный Суд РФ (Определение ВС РФ от 08 февраля 2011 года номер 85-В10-7).

Частью 5 статьи 57 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Исходя из изложенного суд удовлетворяет заявленные Кучеровой О.А. и Савельевой Е.А. исковые требования и считает необходимым обязать Администрацию <адрес> предоставить им вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, по договору социального найма.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчиков Администрации <адрес> Муниципального образования <адрес> в пользу истца Савельевой Е.А. подлежит взысканию в солидарном порядке государственная пошлина 200 рублей, оплаченная ею при подаче иска.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кучеровой ФИО, Савельевой ФИО1 удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> предоставить вне очереди Кучеровой ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженке <адрес>, Савельевой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Взыскать с Администрации <адрес>, Муниципального образования <адрес> в солидарном порядке в пользу Савельевой ФИО1 государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через отдел судопроизводства Алейского городского суда.

ПредседательствующийО.В. Луханина

Решение не вступило в законную силу.