об освобождении от уплаты исполнительского сбора



Дело №2-347/11

решение в мотивированном виде

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 года<адрес>

Алейский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего О.В.Луханиной

при секретаре Е.Г.Непомнящих,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации <адрес> к Алейскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, судебному приставу-исполнителю Алейского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Уколовой ФИО об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация <адрес> обратились в суд с иском к Алейскому МОСП УФССП России по <адрес>, судебному приставу-исполнителю Алейского МОСП УФССП России по <адрес> Уколовой Т.С. об освобождении от уплаты исполнительского сбора указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ <адрес> городским судом <адрес> вынесено решение, согласно которому им необходимо организовать в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах <адрес> сельсовета <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №. В последующем они обратились в суд с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка исполнения. В соответствии с разъяснением решения, данным <адрес> городским судом, им следует организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах <адрес> сельсовета <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, а именно Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПин 2.1.7.1322-03».

Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает комплекс мер, направленных на обеспечение использования отходов на этапах их технологического цикла, обеспечение повторного (вторичного) использования изделий, либо на уничтожение или захоронение отходов. К числу первоочередных мер относятся:

- мониторинг существующего положения обращения с отходами производства и потребления с целью определения объёмов образующихся на территории Урюпинского сельсовета отходов производства и потребления, а также видов отходов производства и потребления в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым Приказом Министерством природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786;

- решение вопроса о целесообразности реализации мер, направленных на обеспечение использования отходов на этапах их технологического цикла, обеспечение повторного (вторичного) использования изделий;

- определение мест захоронения отходов.

Утверждают, что в результате проведенного мониторинга было установлено, что на территории <адрес> сельсовета не образуются промышленные отходы. Таким образом, их задача сводится к организации утилизации и переработки бытовых отходов. В настоящее время в <адрес> районе осуществляет деятельность созданное Администрацией района муниципальное унитарное предприятие котельные и тепловые сети <данные изъяты> Указанным юридическим лицом могла бы осуществляться деятельность по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории <адрес> района, при наличии лицензии на право осуществления деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также частью 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов подлежит лицензированию. На момент вступления решения <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, МУП КиТС «<данные изъяты> не обладало правом на осуществление данной деятельности. Для получения лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, соискатель лицензии, в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-IV классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 года № 524, должен отвечать следующим лицензионными требованиями и условиями:

а) обладать на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

б) иметь в штате работников, которые допущены к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Прочие лицензионные требования и условия:

в) проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;

г) наличие у лицензиата паспортов отходов I - IV класса опасности, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению;

д) наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которое соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности;

е) наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления.

Полагают, что указанное свидетельствует о том, что процесс организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является длительным процессом, требующим значительных материальных, финансовых и временных затрат, который не может быть осуществлен в течение пятидневного срока, установленного для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В настоящее время для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов ими предприняты следующие действия:

предварительно согласовано место размещения полигона твердых бытовых отходов в поселке <адрес>, селе <адрес> селе <адрес>;

предварительно согласовано место размещения очистных сооружений для сточных вод в селе <адрес>;

приобретено транспортное средство: машина вакуумная К0-503В - 2, для оказания населению <адрес> района услуг по откачке и вывозу сточных вод (транспортное средство передано МУП КиТС <данные изъяты> на условиях договора аренды);

заключен договор на оказание коммунальных услуг с МУП «Алейскводоканал» <адрес>;

заключен договор на размещение отходов № от ДД.ММ.ГГГГ с МУП «Коммунальщик» <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Алейского МОСП на них наложен исполнительский сбор в размере 5 000 рублей. Полагают, что при изложенных обстоятельствах, отсутствует их вина в неисполнении судебного акта в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Ссылаясь на статью 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» просят освободить Администрацию <адрес> от уплаты исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, наложенного в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца Администрации <адрес> Шушаков Р.Ю. поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил аналогично изложенному в иске, дополнив, что по решению суда они должны были либо организовать полигон для реализации отходов, либо воспользоваться услугами организации, которая этим занимается. Они пытались воспользоваться ресурсами МУП «Коммунальщик», так как для Администрации <адрес> это более приемлемый вариант. Поясняет, что решение суда не исполнялось в связи с необходимостью заключения договора на размещение отходов, который заключен ими ДД.ММ.ГГГГ. Длительное время договор не был заключен так как велись переговоры. Основанием предъявления иска являются не финансовые трудности в невозможности оплатить сумму исполнительского сбора, а невозможность исполнить решение в полном объеме в силу объективных причин. Настаивал именно на принятии решения об освобождении от уплаты исполнительского сбора, а не о его снижении.-

Представитель ответчика Алейского МОСП УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Ответчик судебный пристав-исполнитель Алейского МОСП УФССП России по <адрес> Уколова Т.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Представитель третьего лица Главного Управления ФССП по <адрес> Козина Е.А. иск не признала указывая на то, что Администрация <адрес> начали свои действия по исполнению решения суда после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об исполнительском сборе, а до этого от них не было никаких заявлений о предоставлении отсрочки или рассрочки по выплате исполнительского сбора в связи с тем, что со стороны Администрации <адрес> не было произведено никаких процессуальных действий. Козина Е.А. усматривает злостное нарушение со стороны должника. Просит в удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> отказать.

Учитывая мнение представителя истца Администрации <адрес>, представителя третьего лица Главного Управления ФССП по <адрес>, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца Администрации <адрес> Шушакова Р.Ю., представителя третьего лица Главного Управления ФССП по <адрес> Козину Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. В силу правовой позиции, выработанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25 января 2001 года №1-П по делу о проверке конституционного положения пункта 2 статьи 1070 ГК РФ, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> городской суд <адрес> вынес решение по гражданскому делу по исковому заявлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, Администрации <адрес> об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, которымобязал Администрацию <адрес> организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах <адрес> сельсовета <адрес>.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Алейского МОСП УФССП России по <адрес> на основании исполнительного листа №, выданного <адрес> городским судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство № в отношении должника - Администрации <адрес>. Установлен срок для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено вышеуказанное решение <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, определено обязать Администрацию <адрес> организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах <адрес> сельсовета <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, а именно Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года, Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПин 2.1.7.1322-03».

В связи с данным разъяснением решения <адрес> городского суда <адрес> судебным приставом-исполнителем Алейского МОСП Уколовой Т.С. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ, которое ДД.ММ.ГГГГ было направлено в адрес Администрации <адрес>.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.

Установленные в статье 36 указанного Федерального закона сроки совершения исполнительных действий направлены на обеспечение реализации прав граждан на судебную защиту.

Из пояснений представителя истца Администрации <адрес>, представителя третьего лица Главного Управления ФССП по <адрес>, материалов дела усматривается, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок на добровольное исполнение решение <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации Администрацией <адрес> не исполнено.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Во исполнение положений данной нормы ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Алейского МОСП Уколовой Т.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации <адрес> края в размере 5 000 рублей в связи с неисполнением без уважительный причин в установленный срок требований исполнительного документа, а также непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения.

При определении размера исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель руководствовалась частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей.

Согласно пункта 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания.

На основании пункта 7 указанной статьи при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Наличие или отсутствие указанных оснований определяется по правилам статьи 401 ГК РФ.

Так, в соответствии со статьей 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Конституцией РФ (статья 42) и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Из материалов дела и пояснений представителя истца Шушакова Р.Ю. судом установлено, что место утилизации и переработки бытовых отходов Администрацией <адрес> в границах <адрес> сельсовета до настоящего времени не определено. Доказательств обратному в судебное заседание не представлено.

В подтверждение доводов искового заявления Администрацией <адрес> представлены: постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании места размещения полигона твердых бытовых отходов в селе <адрес>», санитарно-эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии выбора земельного участка под полигон для твердых бытовых отходов Боровского сельсовета государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Суд критически относится к данным документам, представленным как доказательства совершения Администрацией <адрес> действий по исполнению решения <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на момент принятия судом решения указанное документы уже существовали, но меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах <адрес> сельсовета <адрес>, Администрацией <адрес> не осуществлялись.

Представленный договор № на оказание коммунальных услуг, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Алейскводоканал» <адрес> (Предприятие) и МУП котельные и тепловые сети <данные изъяты> (Абонент), не имеет отношения к данному спору, поскольку его предметом является предоставление Предприятием Абоненту услуг по приему сточных вод, отводимых Абонентом из выгребных ям населения и предприятий города, а не района. <адрес> сельсовет расположен на территории <адрес> района <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность <адрес> района <адрес> из государственной собственности <адрес> передана машина вакуумная КО-503В-2 на шасси ГАЗ-№, VIN № (вакуумная очистка выгребных ям и транспортировка фекальных жидкостей к месту утилизации, базовое шасси ГАЗ-№), что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р на ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение аукциона на право заключения договора аренды транспортного средства без экипажа – машина вакуумная КО-503В-2.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> заключен такой договор аренды транспортного средства с МУП КиТС <данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ (спустя почти год после принятия судом решения) Администрация <адрес> (Заказчик) заключили договор на размещение отходов № с МУП «Коммунальщик» (Исполнитель), в соответствии с которым Исполнитель принял на себя обязательства по транспортировке и временному размещению на санкционированной свалке <адрес> твердых бытовых и промышленных отходов, собранных на территории <адрес> района. При этом в пункте 2.2.1. указанного договора стороны определили, что вывоз твердых бытовых и промышленных отходов, не входящих в перечень лицензии МУП «Коммунальщик», транспортируются Администрацией <адрес> самостоятельно.

До ДД.ММ.ГГГГ утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах <адрес> сельсовета <адрес>, Администрацией <адрес> не была организована в установленном законом порядке.

Таким образом, в течение длительного времени истцом не было принято мер по исполнению решения <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах <адрес> сельсовета <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, а именно Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года, Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПин 2.1.7.1322-03».

Указанное обстоятельство служит основанием для отказа Администрации <адрес> в удовлетворении заявленных исковых требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, наложенного в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ. Законность и обоснованность постановления судебного пристава-исполнителя Алейского МОСП Уколовой Т.С. от ДД.ММ.ГГГГ «О взыскании исполнительского сбора» истцом не оспаривается.

При вынесении решения суд учитывает, что длительное неисполнение Администрацией <адрес> требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В судебном заседании представитель истца наставила на удовлетворении требований об освобождении от уплаты исполнительного сбора а не о его снижении в связи с чем, суд рассматривает заявление в пределах заявленных требований.

Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Администрации <адрес> к Алейскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, судебному приставу-исполнителю Алейского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Уколовой ФИО об освобождении от уплаты исполнительского сбора - отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течение 10 дней.

ПредседательствующийО.В. Луханина

Решение не вступило в законную силу.