Дело №2-329/11
решение в мотивированном виде
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2011 года<адрес>
Алейский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего О.В.Луханиной
при секретаре Е.Г.Непомнящих,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Уколовой ФИО к Администрации <адрес> об отмене решения и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Уколова А.П. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> указывая на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в ответ на которое постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № года получила отказ. С вынесенным постановлением не согласна ссылаясь на то, что она проживает в приватизированном жилом помещении, в котором отсутствуют канализация и водопровод. Просит признать действия Администрации <адрес> по отказу ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными; признать её нуждающейся в жилом помещении и принять на учет.
Истец Уколова А.П., её представитель Уколов Г.Ф. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Ранее, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ, истец пояснила, что дом, в котором она проживает, старый, ни воды, ни канализации, ни отопления в доме нет, крыша течет. Комиссию для признания дома аварийным Уколова А.П. не вызывала и дом никто не обследовал. Истец проживает одна, уголь и дрова носить не может в силу возраста и состояния здоровья, сын ей не помогает. В Администрацию Алейского района по вопросу обследования дома Уколова А.П. не обращалась, но готова решать этот вопрос.
Представитель истца Уколов Г.Ф., в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что является сыном Уколовой А.П., проживает отдельно от матери в своем доме. По дому истца Уколов Г.Ф. обращался в организацию «Единая Россия», которая расположена в СОШ №. После просмотра документов им было рекомендовано обратиться в суд, так как Уколовой А.П. жилье положено.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Шушаков Р.Ю. иск не признал, считает, что исходя из материалов дела и акта Межведомственной комиссии оснований для удовлетворения иска нет.
Выслушав представителя ответчика Администрации <адрес> Шушакова Р.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Истец Уколова А.П. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны Уколова Ф.В., что подтверждается свидетельством о браке № выданным <адрес> сельским Советом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением №, выданным Комитетом по социальной защите населения Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Уколова А.П. проживает и зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается данными её паспорта №, выданного ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, справкой Администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании установлено, что дом <адрес>, принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается договором на продажу и передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Алейского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и не опровергается представителем ответчика Администрации <адрес>.
Согласно выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ №, справки о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ № Уколова А.П. в данном доме зарегистрирована и проживает одна.
В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Уколовой А.П. отказано в принятии на учет нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на то, что представленные ею документы не подтверждают право состоять на учете.
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
На основании статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Анализируя законность и обоснованность отказа Администрации <адрес> Уколовой А.П. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд исходит из следующего.
Согласно статьи 10 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» от 09 декабря 2005 года №115-ЗС (в редакции от 07 ноября 2006 года) ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства осуществляется органами местного самоуправления, которые определяют должностных лиц либо органы, отвечающие за проведение данной работы.
На основании статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 49 ЖК РФ перечислены категории граждан, которым может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. К ним относятся:
-малоимущие;
-иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан;
-иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Согласно Письма Министерства регионального развития РФ от 18 января 2010 года №809-СК/07 ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что членам семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения.
В соответствии со статьей 23.2. Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из изложенного следует, что при постановке Уколовой А.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ответчику необходимо было проверить обеспеченность её, как собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также пригодность дома <адрес> для проживания.
Статьей 50 ЖК РФ, статьей 2 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» установлено, что уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы площади жилого помещения – минимального размера площади жилого помещения.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования.
Решением Собрания Депутатов <адрес> сельсовета <адрес> (четвертого созыва) от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> сельсовета <адрес> утверждена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров, норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 квадратных метра на одиноко проживающего человека.
По данным справки Алейского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № общая площадь жилого дома <адрес> составляет 36 квадратных метров, жилая площадь – 24 квадратных метра.
Учетная норма жилья истца соответствует установленным нормативам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно пункта 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года номер 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 7, 47, 48 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Согласно пункта 42 Положения основаниями для проведения Комиссией оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания являются: заявление собственника помещения; заявление гражданина (нанимателя); заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
- определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
- определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
- составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (пункт 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В разделе III Положения перечислены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к которым относится наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
По данным справки Алейского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № дом <адрес> имеет следующие технические характеристики: отопление – печное, канализация – отсутствует, водопровод – отсутствует.
Согласно пункта 41 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме; несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создана Межведомственная комиссия по оценке технического состояния жилья.
В судебном заседании установлено, с заявлением о проведении оценки соответствия её жилья установленным в Положении требованиям и признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания истец Уколова А.П. впервые обратилась в Межведомственную комиссию Администрации <адрес> лишь в ходе судебного разбирательства.
Согласно Акта Межведомственной комиссии Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <адрес> пригоден для проживания.
На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности действий Администрации <адрес> по отказу Уколовой А.П. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Уколовой ФИО к Администрации <адрес> об отмене решения и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через отдел судопроизводства Алейского городского суда.
ПредседательствующийО.В. Луханина
Решение не вступило в законную силу.